«Есть реальная угроза, что на две недели можем остаться без света» — глава Киевской ОВА Кулеба
Из-за массированных обстрелов инфраструктуры 31 октября часть Киевской области осталась без света. Учитывая это, в области и в целом по Украине ввели экстренные отключения электроэнергии.
hromadske поговорило с главой Киевской ОВА Алексеем Кулебой о вызовах, с которыми столкнулась украинская энергосистема, о том, как власти готовятся к угрозе ядерных ударов, и на что могут рассчитывать вынужденные переселенцы в будущем.
В первую очередь обсудим вопросы, интересующие всех жителей Киевской области. Как обстрелы 31 октября повлияли на энергетическую систему области?
В Киевской области 400 тысяч абонентов остались без света. Произошло аварийное отключение. Вчера до конца дня удалось подключить большинство. Сегодня с утра начали плановые отключения. Они проходят уже дважды в день, в среднем по 4 часа.
Наша главная цель — сделать так, чтобы отключения происходили планово и в установленные сроки. Чтобы люди не жаловались, что у них отключения длятся шесть часов вместо четырех. ДТЭК также работает над тем, чтобы уменьшилось количество плановых отключений.
Исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук вчера заявил, что у компании закончилось оборудование для ремонта поврежденной инфраструктуры. Как же тогда будут производить ремонт?
Со своей стороны могу сказать, что я лично объехал все станции, которые получили повреждения или разрушения. Мы оказываем им определенную помощь в разборке повреждений и завалов. Все остальное у них пока есть. И они мне не говорили, что нет какого-то оборудования и что они не могут что-то отремонтировать.
Если говорить о трансформаторах, то их можно произвести и в Украине. Есть определенное технологическое оборудование, которого нам придется ждать три месяца или даже больше. Но это не значит, что его вообще нет. Ничего незаменимого нет.
В каких громадах из-за ударов по энергетической инфраструктуре больше всего отключений?
После 10 октября ситуация серьезно изменилась, российская армия начала целенаправленно разрушать нашу энергетическую инфраструктуру, которая является критической. Мы понимаем, что Киевская область снова становится форпостом Киева. Бьют сюда непосредственно для того, чтобы света не было в Киеве. Здесь проживает очень много людей, это создание такого гуманитарного кризиса, аналогов которого мир не видел 70 лет.
Сказать, что какие-то громады пострадали больше, нельзя. У них разные генерации, они подключены к разным узлам. У них должны быть разные отключения по часам, но не по количеству часов. То есть сроки должны быть примерно одинаковыми.
Сейчас мы говорим с ДТЭК, чтобы они выделили чувствительные зоны, где происходят аварийные ситуации, чтобы мы прокоммуникировали с общественностью.
К чему готовиться людям?
Мы как областная военная администрация готовимся к любому развитию событий, в том числе и самому сложному. Люди должны готовиться и понимать, что у них должны быть запасы пищи и воды. Должны быть заряжены мобильные телефоны.
Может ли произойти полное отключение электроэнергии?
Да, если будут продолжаться ракетные обстрелы нашей энергетической инфраструктуры и мы не сможем сохранить ее благодаря ПВО.
Спрогнозируем самый оптимистичный и самый пессимистичный сценарии относительно блэкаута.
Это зависит от того, какие повреждения нам нанесут. Если будут повреждения, которые мы сможем восстановить через две недели, то это будет свидетельствовать о том, что нам нужно продержаться две недели. Если будут другие повреждения, то процесс ремонта может занять больше времени или, наоборот, меньше. К сожалению, у нас такой враг, что трудно предугадать условия поражения. То есть реальна угроза, что мы на срок до двух недель можем оказаться без света. И мы уже готовимся к этому.
О какой подготовке идет речь?
Ракетные обстрелы энергетической инфраструктуры могут привести к тому, что не будет отопления. На такой случай в Киевской области есть 750 стационарных пунктов обогрева.
Эти пункты оборудованы соответствующими генераторами, есть пища, определенные запасы воды. То есть это укрытие, которое позволит быть в тепле и безопасности. В ГСЧС есть также инфраструктура мобильных пунктов обогрева.
Может ли сложиться ситуация, когда людям и три месяца придется сидеть без света?
Мы сможем об этом говорить, когда будем понимать, что конкретно произошло.
Подготовка к возможному ядерному удару
Еще одна существенная угроза, о которой много говорят, — ядерная. Как область готовится к подобным атакам?
Последние 8 месяцев нас научили, что может произойти все что угодно. Как должностное лицо, я готовлюсь к худшему сценарию, но надеюсь, что все будет нормально. К сожалению, этот вопрос не поднимался последние 30 лет. Сейчас — последние 5 месяцев — все совершенно иначе. Я требую от людей, с которыми работаю, не подходить к этому формально.
У нас 425 специальных укрытий в области. Они расположены под землей, имеют два входа и выхода, вентиляцию. Всего в области около тысячи укрытий. Самое простое — цокольный этаж. Там окна выходят на улицу, но наполовину. Они не подходят для защиты от радиационной опасности.
Понятно, что, прежде всего, человек должен перейти в укрытие. Второй шаг, самый важный, — должна быть связь. Если произойдет ядерный удар, то, скорее всего, связи не будет. Единственное, что будет работать, это радио. Поэтому все укрытия должны быть оборудованы портативными радиоприемниками с батарейками, чтобы можно было принимать сигнал. Потому что информация — это будет самое главное. Только так люди смогут узнать, что нужно делать дальше.
Эти 425 объектов уже оборудованы приемниками?
На сегодняшний день нет. Однако срочно хотим оборудовать их. До 15 ноября.
Насколько осведомлено население о том, где расположены эти 425 объектов?
Все уже знают, где бомбоубежища. В большинстве своем они и являются этими противорадиационными укрытиями. Таково каждое второе в Киевской области. Это не какие-то отдельные постройки. Они более укреплены, расположены на большей глубине.
Есть ли уже планы эвакуации?
Мы уточняем и обновляем все возможные эвакуационные маршруты и нарабатываем план действий. Есть планы эвакуации каждого населенного пункта по каждой отдельной территориальной громаде. В них определены места, где людям нужно будет собираться для эвакуации, определены транспортные средства, которые будут привлекаться для эвакуации. В каждой громаде есть ответственный за это человек.
К тому же транспортных средств для эвакуации предостаточно. Например, можно использовать коммунальный транспорт. В случае дефицита привлечем транспортных перевозчиков (маршрутные такси, — ред.). А еще есть военный транспорт.
Как людей будут информировать в случае ядерной атаки?
Будут использовать все доступные официальные источники информации: правительственные линии, радио, громкоговорители. В частности, будут ездить автомобили с громкоговорителями, которые будут информировать население. Этим занимается ГСЧС, в случае необходимости еще будут задействовать полицию.
А все экстренные службы снабжены средствами радиационной защиты?
Да, они все обеспечены. Также мы на прошлой неделе проводили штабные учения, чтобы каждый понимал алгоритм своих действий.
Как именно будут работать экстренные службы в случае ядерной атаки?
Первое — это координация действий населения. Второе — реагирование на ситуацию: тушение пожаров, разборка завалов, развертывание медицинских штабов. То, что мы будем делать, напрямую зависит от ситуации.
Отработан ли механизм коммуникации между вами и разными подразделениями в случае ядерной угрозы?
У нас есть три альтернативных вида связи на случай чрезвычайной ситуации. Но какие именно, лучше не объявлять. Они действуют во всех штабах.
Например, полицейские участки также имеют эту связь?
Конечно. Мы должны охватить все 69 наших громад и со всеми ними должны быть на связи. Прежде всего, мы ориентированы на то, чтобы каждый человек от Полесья до Ставища понимал, что происходит.
30 миллиардов гривен для восстановления инфраструктуры Киевской области. Сколько выделили?
По поводу восстановления разрушенного россиянами жилья в Киевской области. Сколько средств было выделено?
У нас по области около 28 тысяч разрушенных объектов. Если сравнивать с Киевом, то это как если бы все здания столицы были разрушены. Большие масштабы разрушений. Это коснулось и школ, и детских садов.
Если говорить о жилом фонде, то около 5 тысяч частных домов полностью разрушены. У многих это были дачные дома, то есть не единственное жилье. Из многоэтажек разрушена полностью 161, а около 1500 повреждены.
Весной этого года правительство выделило 400 млн грн для восстановления инфраструктуры, а также на выполнение первоочередных ремонтных работ в Киевской области, в частности, на замену разбитых окон и дверей, ремонт кровель и т.д. Эти средства предназначены для восстановления объектов, которые получили незначительные повреждения. В частности, на замену окон, дверей, ремонт кровли в зданиях. В настоящее время восстановлено более 3500 объектов. Из них почти 2500 — это жилищный фонд. Более 2000 — частные дома, почти 500 — многоэтажки.
Кроме того, в октябре правительство выделило нам 600 миллионов гривен на капитальное восстановление, капитальное строительство. Еще 200 миллионов направлено из областного бюджета.
Как распределяются деньги между громадами?
Мы понимали, что 400 миллионов гривен нам не хватит, чтобы отремонтировать все дома. Поэтому ремонтировали объекты, которые наиболее «мотивированы» для восстановления. То есть, это дома, в которых мы можем сразу сделать 100 квартир за сравнительно небольшие деньги. На сегодняшний день мы уже смогли использовать 300 миллионов гривен. Это связано с тем, что в стране война, и достаточно весомая процентная часть бюджета тратится на войну. Все остальное финансируется по остаточному принципу.
А посчитали, сколько денег нужно для восстановления области?
У нас есть приблизительные цифры о том, сколько денег нужно. Погрешность значительная, потому что меняются цены, как и ситуация. Но если говорить о жилищном фонде, то необходимо до 10 миллиардов гривен. Тотально на всю инфраструктуру — 30 миллиардов гривен. Но опять-таки это приблизительные цифры. Это сумма повреждений, которые мы зафиксировали. Нам нужно концептуально переосмыслить такие города как Бородянка, Макаров.
На какую сумму были произведены ремонты на средства международных организаций?
Говорить напрямую мы можем о средствах государственного, областного и местных бюджетов, выделенных на восстановление. Средства партнеров не считаем, ведь мы получаем услуги. Киевская ОВА и органы местного самоуправления предоставляют донору информацию о поврежденных объектах и экспертизе. Донор определяет объекты, готовит сметы, выбирает подрядчика и ремонтирует.
В частности, Киевская область в восстановлении жилищного фонда сотрудничает с благотворительными организациями «Каритас», УВКБ ООН, UNICEF.
UNICEF в основном помогает с восстановлением объектов социальной инфраструктуры — школ и детских садов. В частности, отремонтировано 17 укрытий в таких заведениях. Кроме того, они закупили более 600 ноутбуков для наших школ. Это важная и необходимая помощь, потому что российская армия украла все оборудование.
ООН выделяет денежные средства на частные дома. Благодаря этому сотрудничеству уже восстановлено 154 частных дома, продолжаются работы в 354 частных домах.
«Каритас» восстановили 250 частных домов, 221 — в работе. Еще около 1500 зарегистрировано и отобрано по программе.
В общей сложности около 600 зданий из 2500 восстановлено за счет международных партнеров. Остальные — за счет государственных и местных бюджетов.
Переселенцы, модульные городки и зима
Сколько вынужденных переселенцев приняла Киевская область? Сколько из них живут в местах временного проживания?
Область приютила более 300 тысяч переселенцев с марта. В настоящее время в Киевской области 70 тысяч переселенцев. Они получают социальные выплаты. Из этих 70 тысяч не все пришли к государству с просьбой предоставить жилье. В основном это люди, арендующие жилье или живущие у родственников. То есть из 70 тысяч около 5300 человек находятся в местах временного проживания.
Это могут быть модульные городки, которые действуют в Ирпене, Макарове, Бородянке, Буче и других населенных пунктах. Сейчас мы адаптируем их под зимний период. Всего в Киевской области в модульных городках сейчас проживают 2829 человек.
В эту субботу мы открыли модульный городок в Василькове, местные власти там уже получили 315 заявок. Это жители Луганской, Донецкой, Херсонской, Харьковской, Запорожской областей. Это уже восьмой модульный городок в области, реализованный благодаря поддержке польского правительства. Сейчас городки заполнены на 80%. Чем ближе к зиме, тем больше заявок.
В местах компактного проживания (дома отдыха, пансионаты, общежития) проживает более 2500 внутренне перемещенных лиц. Свободными остаются более 3000 мест.
Сколько таких учреждений?
В Киевской области более ста учреждений и организаций, на базе которых проживают переселенцы.
Готовится ли новое жилье для людей, потерявших дом?
Строительство с нуля мы можем только планировать, но финансирования на это нет из-за тяжелой экономической ситуации в стране.
То есть, в 2023 году вряд ли начнется строительство объектов, куда смогут въехать вынужденные переселенцы?
Если говорить о модульных городках, то они рассчитаны на год. Конечно, мы хотим, чтобы эти люди через год переехали в новые дома. Мы ведем переговоры с международными партнерами, донорами, которые помогут нам с жильем для переселенцев и жильем для жителей Киевской области, у которых оно разрушено. У нас есть несколько программ, которые мы сейчас нарабатываем, но говорить о сроках я не могу.
Автор: Евгений Шульгат