«Это будет иметь очень тяжелые последствия для страны»

За что уволили прокурора—реформатора Сакварелидзе

29 марта генеральный прокурор Украины Виктор Шокин отправил в отставку главу прокуратуры Одесской области, заместителя генпрокурора Украины Давида Сакварелидзе с формулировкой «за грубое нарушение правил прокурорской этики; вмешательство в непредсказуемом законодательством порядке в служебную деятельность другого прокурора; совершение проступка, который порочит работника прокуратуры; невыполнение и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». Исполнять обязанности одесского прокурора будет первый зампрокурора области Олег Жученко.

Вскоре после того, как документ об отставке был опубликован, депутаты Верховной Рады 289 голосами проголосовали за отставку самого Шокина. Как известно, данный вопрос находился на повестке дня с февраля этого года, когда Петр Порошенко заявил о том, что генпрокурор будет отправлен в отставку. Правда, тогда Шокин вместо отставки ушел на больничный, а вернувшись продолжил работу, чем вызвал волну негодования со стороны общественности и некоторых депутатов, в том числе из фракции «Блок Петра Порошенко».

«Внутренний Майдан» в ГПУ

Давид Сакварелидзе — член так называемой команды грузинских реформаторов, который был одной из ключевых фигур в реформировании сферы правопорядка и борьбы с преступностью в Грузии, был первым зампрокурора Грузии в 2008—2012 годах, представлял Михаила Саакашвили в суде, а в 2012—2015 годах был депутатом грузинского парламента. При его участии был принят новый уголовно-процессуальный кодекс, предусматривавший суды присяжных. В феврале 2015-го он по приглашению президента Петра Порошенко принял украинское гражданство и заступил на должность заместителя генпрокурора Украины, а затем – прокурора Одесской области.

Задачей Сакварелидзе была реформа органов прокуратуры Украины. После того, как он заступил на должность, он заявил, что в Генпрокуратуре происходит «внутренний Майдан, которого раньше никогда не было».

«Политические изменения переформатировали политическую структуру, но Генеральная прокуратура никоим образом не изменилась, система осталась прежней. Сейчас мы это пытаемся исправить», — сказал Сакварелидзе.

Реформатор инициировал открытый конкурс на 700 руководящих должностей в прокуратуре по стране, а также сокращение руководящего состава. Когда он только вступил в должность, в стране работало 18500 прокурорских сотрудников, после принятия закона «О прокуратуре» их сократили до 15000, а в связи с реформой, говорил он, приходится сокращать еще более двух тысяч работников. Помимо этого, число руководящих должностей в районных и межрайонных органах прокуратуры было сокращено с 2550 до 700. Завершить реформирование органов прокуратуры планировалось к декабрю 2016 года. Общая численность работников всех уровней к концу 2017 года не должна превысить 10000 человек.

Одним из самых громких дел, заявленных Сакварелидзе, стало изучение и обнародование родственных связей всех должностных лиц прокуратуры, а также расследование дела «бриллиантовых прокуроров».

5 июля зампрокурора Киевской области Александр Корниец и первый замначальника Главного следственного управления ГПУ Владимир Шапакин были задержаны во время спецоперации СБУ и ГПУ по подозрению в получении взятки (ч. 4 ст. 368 Уголовного кодекса Украины). Во время обысков у них было обнаружено более 500 тысяч долларов наличными, драгоценности, ценные бумаги и незарегистрированное огнестрельное оружие. А у Корнийца среди прочего нашли 65 бриллиантов, после чего обоих прокуроров стали называть «бриллиантовыми».

15 февраля Корнийцу объявили новое подозрение в совершении вымогательства при отягчающих обстоятельствах. По словам экс-замгенпрокурора Виталия Касько, речь шла о вымогательстве и получении ежемесячных средств из «мусорного бизнеса» владельца компании «Николсан» и последовавшем «отжимании» этого предприятия.

Сакварелидзе создал штаб гражданского контроля по этому делу. Причем сам Касько, который занимался расследованием, уволился из прокуратуры, заявив, что Шокин забрал у него все функции для ведения дел.

23 марта двоим сотрудникам генеральной инспекции Генпрокуратуры из команды Сакварелидзе вручили уведомления об увольнении. Прокурор назвал это «широкомасштабным наступлением на нашу команду», а целью – «снести с поверхности земли генинспекцию».

24 марта Сакварелидзе заявил, что у генпрокурора Виктора Шокина имеются деловые связи с «бриллиантовыми» прокурорами.

«В нашем производстве около 40 коррупционных дел, но все как-то замкнулось на деле «бриллиантовых» прокуроров, — сказал он. — Почему? Потому что генпрокурор Виктор Шокин в этом деле выступает как самый ярый адвокат и защитник Корнийца и Шапакина. Приближенных к нему людей. Есть такой термин — управляющий делами. Вот Корниец сам по себе «управляющий делами» Шокина. Есть также информация, что некоторое время он был его водителем. Это доказывается изъятыми у Корнийца документами, которые привязывают его к Шокину».

Кроме того, Сакварелидзе заявил, что его и команду обманули, пообещав провести реорганизацию отдела, а на самом деле сейчас их всех пытаются дискредитировать и уволить.

«Они (сотрудники — Hromadske) пришли и поверили мне, президенту, по указу его была создана эта служба, — заявил реформатор. — 7 следователей, 4 прокурора и несколько ІТ-специалистов создали серьезную опасность для системы. Для Шокина, для его заместителя Столярчука, для его заместителя Севрука».

В тот же день Генпрокуратура, по словам Сакварелидзе, провела обыски у сотрудников Генеральной инспекции ГПУ, которых уведомили об увольнении с должностей. По его мнению, это свидетельствует о «реванше покровителей коррупционеров».

Кроме того, Сакварелидзе инициировал расследование схем в Одесском припортовом заводе (участники схемы, по его данным, — замглавы фракции «БПП» Игорь Кононенко и депутат от «Народного фронта» Николай Мартыненко) и провел выемку документов в компании «Укртранснефтепродукт» Сергея Курченко. Украденные нефтепродукты были реализованы через это предприятие структурам Сергея Тищенко, которого называют компаньоном депутата от «Народного фронта» Сергея Пашинского.

Давление на Сакварелидзе

Как только Виктор Шокин вышел с больничного 16 марта, в Генпрокуратуру обратилась группа народных депутатов с требованием выяснить, как команда реформаторов потратила деньги США и Евросоюза на реформу органов прокуратуры. ГПУ заявила о том, что взялась расследовать это и готовится к допросам, в том числе самого Сакварелидзе.

Расследует дело отдел ГПУ, который общественники называют «департаментом Грановского-Кононенко». Это подразделение, которое было создано месяц назад под названием «Департамент расследований в сфере госслужбы и госсобственности».

Кроме того, начали поступать коллективные депутатские обращения и запросы о том, что деятельность Сакварелидзе не соответствует закону «О прокуратуре».

Прокурор ГПУ Владислав Куценко в эфире Громадского заявил, что Сакварелидзе нарушил закон, когда организовал митинг в поддержку команды реформаторов, поскольку «в митингах не имеют права участвовать прокуроры». Куценко сослался на кодкес этики поведения прокуроров.

А 26 марта народные депутаты от Одесской области поддержали обращение руководителей региональных прокуратур про увольнение Сакварелидзе из структуры ГПУ.

«Должны заметить, что занимая должность прокурора Одесской области в течение полугода, Сакварелидзе ничего не сделал для укрепления законности и правопорядка в области, раскрытию и расследованию преступлений... Все прокурорское достояние Сакварелидзе — в области популизма, обмана и артистизма», — говорится в письме.

Подписи под обращением поставили депутаты от «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта» и «Возрождения», а также внефракционный Сергей Кивалов.

Сакварелидзе заявил, что именно это обращение и стало поводом для его увольнения.

Реакция «команды реформаторов»

«Я был свидетелем того, что когда Давида Сакварелидзе назначали в Одессу, президент дал ему мандат помочь мне бороться с мафией и навести порядок, — отреагировал на увольнение прокурора глава Одесской обладминистрации Михаил Саакашвили. — Он возбудил целую серию уголовных дел по махинациям связанным с Киваловым, с мэрами городов по всей Одесской области, а также с местными представителями блока Петра Порошенко.

Сегодня его снятие обосновали письмом подписанным главой Одесской мафии Киваловым и международным мошенником Голубевым, представителем БПП. Прецедент, когда прокурора снимают по официальному требованию местной, к тому же замеченной в сепаратизме, организованной криминальной группировки будет иметь очень тяжелые последствия для страны».

Сам Сакварелидзе на брифинге 29 марта сообщил, что нынешние события — только начало его «борьбы за справедливость и против коррупции в Украине».

«Однако ни для кого не секрет, что и в дальнейшем будут нападения на людей из моей команды», — добавил он.

Также Сакварелидзе заявил, что его отставка не была согласована с президентом.

Текст: Екатерина Сергацкова