«Это спектакль о давлении на творческую личность»
Николай Халезин, арт—директор Белорусского Свободного театра
В Великобритании на этой неделе показали спектакль Белорусского Свободного Театра «Горящие двери». Этой постановкой авторы хотят привлечь международное внимание к судьбе украинского режиссера Олега Сенцова. Арт-директор театра Николай Халезин рассказал о спектакле в интервью «Громадскому на русском».
Чего вы хотите добиться, показывая этот спектакль в Великобритании? Каким образом вы хотите помочь Олегу Сенцову?
— Я не знаю, корректна ли такая постановка вопроса: чего мы хотим добиться. Мы театр, показывать спектакли — это наша работа. Если говорить о конкретном спектакле «Burning Doors», то это спектакль, в котором идет речь о трех судьбах: Марии Алехиной из Pussy Riot, российском художнике Петре Павленском и украинском кинорежиссёре Олеге Сенцове. Это спектакль об эскалации давления на творческих личностей, Россия начинала это делать у себя, на своей территории, дальше эскалация продлилась и уже во время войны в Украине, а финальной фазой стали арест и баснословной срок Сенцову. Спектакль рассказывает о разных направлениях этого давления. В первом случае, с Марией Алехиной, это разговор о её тюремном опыте. В случае с Петром Павленским — это разговор о его концепции, его творческом конфликте с государством. И в случае с Олегом — это давление на тело художника. Когда человека пытаются уничтожить в пример другим, дабы другие не могли прямо высказывать свои мысли.
Возможно, я не совсем корректно задал вопрос насчет того, чего вы хотите добиться. Из трех ваших героев Олег единственный, кто сидит в тюрьме и у кого действительно баснословный срок в 20 лет. Я перефразирую вопрос: как реагируют зрители? И как вам кажется, слышали ли зрители о Сенцове до того, как увидели ваш спектакль?
— Зрители реагируют как на все спектакли Белорусского Свободного Театра — они реагируют хорошо. Потому что они включены, мы занимаемся актуальными проблемами, актуальным искусство. Что касается истории Олега, безусловно, о нем стали знать лучше после того, как вышел спектакль и он получил высшие оценки, о нем написали все ведущие газеты. Но проблема того, что замалчивалась проблема Олега, наверное, тут не в нас. Потому что есть такая проблема в наших широтах белорусско-украинско-российских, когда люди не хотят включаться в то, чтобы спасать другого человека. Потому что таким людям на родине будут говорить, что они «пиарятся» и продвигают себя на чужой беде. Это останавливает очень многих, мы говорили с многими творческими личностями во всех трех странах. Сейчас, после того как вышел спектакль, после того как пошли публикации, мы провели акции, встречи в парламенте, — о проблеме знают больше. После того, как мы развернули кампанию, этой проблемой многие озаботились, в том числе многие депутаты британского парламента.
Ведущие: Алексей Тарасов, Екатерина Сергацкова
«Громадское на русском» 15 октября 2016 года