«Евровидение-2022». Почему у Украины беспрецедентные шансы на победу

14 мая в Турине состоится финал конкурса «Евровидение-2022». В этом году Украину на нем представляет группа Kalush Orchestra. Это первый с 1994 года конкурс, в котором не участвует россия. Шансы украинской группы на победу оценивают беспрецедентно высоко — в 60%.

Музыкальный обозреватель и главный редактор медиа о новой украинской культуре LiRoom Алексей Бондаренко посмотрел все 40 клипов претендентов на победу, оба полуфинала и анализирует, каким будет финал «Евровидения» в этом году и действительно ли победа Kalush Orchestra предрешена.

Группа Kalush Orchestra представляет Украину в полуфинале «Евровидения» с песней Stefania, Турин, 10 мая 2022 годаAP Photo / Luca Bruno

Прогнозы букмекеров

Перед первым полуфиналом ставки на победу Украины составляли 48%. Это невероятно много. Для сравнения, победители Maneskin тоже были фаворитами букмекеров, но им давали лишь 26%. После выхода Kalush Orchestra в финал цифра выросла до шокирующих 60%. За украинцами следует Великобритания со смешными (по сравнению с нами) 10%.

Почему столько внимания уделяется расчетам букмекеров? Потому что в случае с «Евровидением» они обычно не ошибаются или ошибаются не очень сильно. В 2019 году Дункан Лоренс получил 51% и победил. В 2018-м года букмекеры ставили на Кипр, но победила представительница Израиля Нетта. Она, по их расчетам, занимала второе место.

Так что если верить букмекерам, победа Украины уже почти гарантирована. Но, очевидно, дело не только в музыке.

В преддверии первого полуфинала мы обсуждали победителей нацотбора в редакторском чате. Тогда мой коллега музыкальный обозреватель Артем Рисухин предположил: «Вообще, не важно, кто будет выступать от Украины, мы все равно победим».

Поддержка Украины в мире огромна. Несмотря на отдельные голоса, которые пытаются оправдывать вторжение россии на нашу землю, за Украину — подавляющее большинство: от знаменитостей и крупных корпораций до простых людей.

«Евровидение» де-факто тоже поддержало Украину до начала конкурса, отстранив россию еще 25 февраля, во второй день войны. 26 февраля российские телеканалы показательно вышли из Европейского вещательного союза.

Всемирный «тренд» на Украину, стремление европейцев помочь нам в борьбе с россией, отстранение государства-агрессора и банальное человеческое сочувствие — те факторы, которые, безусловно, усиливают позиции Украины на конкурсе.

В то же время музыкальный журналист Фил Пухарев отмечает, что свою роль сыграют члены жюри (дающие половину результата, вторую половину дают зрители). Они могут принципиально снизить оценки Kalush Orchestra, чтобы лишить преимущества.

Группа Kalush Orchestra представляет Украину в полуфинале «Евровидения» с песней Stefania, Турин, 10 мая 2022 годаAP Photo / Luca Bruno

Политический конкурс

Каждый год очень забавно читать об очередных попытках «Евровидения» отстраниться от политических вопросов и позиционировать себя исключительно как конкурс про красоту, права человека и все хорошее. Слоган нынешнего конкурса — The Sound of Beauty (думаю, здесь не обошлось без титульного спонсора — косметической компании Moroccanoil).

В то же время «Евровидение» — это политический и политизированный конкурс. Особенно в Украине. Именно поэтому к нему полярное отношение у людей из музыкальной индустрии. Даже артисты, идущие на нацотбор, часто делают это без особого удовольствия. Для них это возможность представлять себя, но сама ассоциация с конкурсом как бы принижает реальные музыкальные достижения. Особенно сильно конкурс ударил по репутации O.Torvald, которые признались что вообще не планировали участвовать в нем.

В Великобритании, стране с одним из наиболее развитых музыкальных рынков в мире, к конкурсу относятся иронически, хотя и смотрит его 7 миллионов местных жителей. Ни одна из британских суперзвезд (которых у них хватает) не участвовала в конкурсе за последние 30 лет (если не считать Бонни Тайлер). Каждый раз от Соединенного Королевства едут артисты «средней руки», что многое говорит о престижности внутри страны.

В то же время, от Украины едут лучшие. И каждый раз «Евровидение» становится темой обсуждения номер один в СМИ. В этом году, накануне полномасштабного вторжения, дискуссии вокруг Алины Паш и Kalush Orchestra были настолько горячими, что пришлось уволиться одному из генеральных продюсеров «Суспільного» — Ярославу Лодыгину, который был главой жюри на нацотборе.

Таким образом, на глобальном, а не украинском уровне, «Евровидение» нельзя воспринимать как очень серьезную художественную площадку, но все равно каждый год его смотрит около 200 миллионов человек. А это огромная аудитория, которой можно доносить месседжи. Чего сейчас и требуют от группы Kalush Orchestra, а именно поднять со сцены вопрос об экстракции украинских военных с «Азовстали» в Мариуполе.

Тем более, что популярнее всего этот конкурс в Германии, позиция которой в отношении Украины довольно нестабильна. Там его смотрят около 8 миллионов человек.

А что же с выступлениями?

В этом году уже обозначились сразу несколько привлекших внимание выступлений, которые могут претендовать если не на победу, то по крайней мере на то, чобы стать хитами.

Норвегия отправила загадочную группу в желтых масках. Музыканты заявили, что их песня о коронавирусе и борьбе с пандемией. Хотя по припеву про банан так сразу и не скажешь.

Британцы в этом году имеют шанс реабилитироваться за прошлогоднее выступление. Сэму Райдеру с мечтательной песней Space Man букмекеры прогнозируют второе место.

В 2021-м Великобритания отправила на конкурс Джеймса Ньюмана — малоизвестного старшего брата суперзвезды Джона Ньюмана. Тесные родственные связи его не спасли. Британия получила ноль баллов как от зрителей, так и от жюри.

Итальянцам прочили второе место перед полуфиналами, но на момент написания текста, они с 6% опустились на 4 место. Нынешние хозяева конкурса отправили дуэт с душевной песней и прозрачными намеками на ЛГБТ-отношения. А тема ЛГБТК+ исторически очень популярна на «Евровидении» и всячески поддерживается.

На что еще стоит обратить внимание? От Молдовы снова отправились Zdob Si Zdub с карикатурным балканским панк-фолком о дружбе народов Румынии и Молдовы. Видимо, самым удивительным и интересным в музыкальном плане было выступление фрик-группы из Грузии Circus Mirkus. Особенно мне запомнился номер Сербии, во время которого чудаковатая исполнительница постоянно моет руки.

Stefania

Что же касается выступления Kalush Orchestra, то в первом полуфинале оно было заметно скромнее номера на нацотборе. Без скандала не обошлось и на этот раз: критика посыпалась за использование на сцене аутентичных украинских костюмов. Мол, нужно использовать реплики, а не музейные экспонаты. Но ребята на это не отреагировали.

А вот песня Stefania стала хитом среди участников самого «Евровидения» и еврофанов. Да и перед началом конкурса видео с нашего нацотбора среди всех 40 участников набрало больше всего просмотров.

В прошлом году еврофаны очень одобрительно приняли Go_A. А мировое музыкальное сообщество хорошо знает украинских артистов именно по сочетанию украинского фолка с другими жанрами (как, например, у «Дахабраха»). Поэтому номер Kalush Orchestra отлично вписывается в то, чего от Украины ждут поклонники конкурса. Только на этот раз это не фолк с электроникой (как это было с песней Shum), а фолк с хип-хопом.

Единственный вопрос, который висит в воздухе, где мы будем проводить «Евровидение», если выиграем, а война еще не закончится?

Швеция уже предложила провести конкурс в Стокгольме в случае победы Украины. Поэтому шведы в этом году могут болеть сразу за две страны. Как и остальной мир, потому что поддержки Украины в это время не может быть слишком много.

Автор: Алексей Бондаренко, музыкальный обозреватель и главный редактор LiRoom