Государство-террорист: что изменит этот статус для россии и почему его до сих пор не ввели

Каждый день российско—оккупационные войска совершают новые военные преступления на территории Украины. Украинское общество и власть призывают партнеров признать террористические действия россии официально — закрепив за ней статус государства—спонсора терроризма. Что он значит и что может поменять для рф — в материале hromadske.

Террорист или спонсор терроризма?

Сначала следует разобраться в терминах. Украинские власти неоднократно призывали признать россию и Беларусь государствами-спонсорами терроризма, а вооруженные силы россии — террористической организацией.

Этот призыв касался прежде США, где на законодательном уровне закреплено понятие «государство-спонсор терроризма». Госсекретарь США уполномочен определять такие страны, которые неоднократно оказывали поддержку актам международного терроризма. В настоящее время США закрепили такой статус за четырьмя странами. Это Куба, Северная Корея, Иран и Сирия.

Поскольку статус государства-спонсора терроризма основывается на ряде законов, он предусматривает конкретные меры в отношении таких стран (об этом немного позже).

Кроме того, есть понятие «государство-террорист». Так, в апреле Верховная Рада официально признала россию государством-террористом, среди целей которого геноцид украинского народа. А после того, как в результате российских обстрелов была отключена последняя линия электропередач, соединяющая узел Запорожской АЭС с энергосистемой Украины, Зеленский призвал мировое сообщество признать россию государством-террористом «на всех уровнях».

В мае террористическим государством россию единодушно признал Сейм Литвы. Впрочем, это только политические заявления. В отличие от предыдущего понятия термин «государство-террорист» имеет скорее политическое, а не юридическое значение с четко указанными санкциями.

Можно ли признать армию россии террористической организацией?

Признание того или иного вооруженного формирования террористической организацией происходит на национальном уровне, а страны сами выбирают соответствующие критерии. Так, например, в США определяют, что такая организация должна быть иностранной и участвовать в террористической деятельности, угрожающей безопасности Соединенных Штатов и их граждан.

В список террористических организаций попали ряд военизированных группировок. Однако, похоже, случаев внесения вооруженных сил определенной страны еще не было.

Очень близко подошел Нюрнбергский трибунал, отмечает доктор юридических наук, глава комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Александр Мережко.

Нюрнбергский трибунал признал преступными руководящий состав Национал-социалистской партии Германии, охранные отряды партии (СС), службу безопасности (СД) и государственную тайную полицию (Гестапо).

По мнению Мережко, по отношению к россии преступными можно было бы признать российские ФСБ, службу внешней разведки, некоторые политические партии и даже религиозные организации.

«Я бы сказал так: нет смысла признавать российскую армию террористической организацией, если это орган государства. Логично признать саму россию государством-террористом. Соответственно, по логике, все ее органы являются террористическими», — говорит Мережко.

Что дает статус государства-спонсора терроризма?

В целом, законодательство США предусматривает четыре основные категории санкций для стран со статусом государства-спонсора терроризма: ограничение внешней помощи США; запрет на экспорт и продажу оборонной продукции; контроль за экспортом товаров двойного использования; различные финансовые и другие ограничения.

Ключевым ограничением для стран с этим статусом является запрет экспорта товаров двойного назначения. Но большее влияние будет иметь то, что на страны и лиц, торгующих с государствами-спонсорами терроризма также могут наложить санкции. Таким образом, этот статус делает страну практически изгоем на международном уровне.

Почему его до сих пор не ввели?

Несмотря на активную поддержку Украины, Государственный департамент США не спешит признавать рф государством-спонсором терроризма. Против такого решения высказался президент Джо Байден. Глава Госдепа Энтони Блинкен приводил ряд аргументов против этого решения.

Например, он объяснял это тем, что против россии и так был введен ряд санкций, предусматривающих аналогичные ограничения по условному «пакету государства-террориста». Также юристы должны были убедиться, что такое решение будет точно соответствовать законодательству США.

На фоне такой нерешительности в Конгрессе США заявили Блинкену: если Госдеп не признает рф страной-спонсором терроризма, законодатели сделают это сами. После этого заявления, по данным Politico, чиновники Госдепа передали в офисы Конгресса свои беспокойства. Мол, если включить рф в список спонсоров терроризма, это может поставить под угрозу хрупкое «зерновое соглашение» по украинским портам.

Что даст это решение Украине?

С одной стороны, этот статус значительно расширит возможности иностранцев подавать иски против россии в судах США. Это не играет на руку Украине, говорят в Минюсте.

Заместитель министра юстиции Ирина Мудрая объясняла в интервью LIGA.net, что на деньги от конфискации российских активов в США смогут претендовать, прежде всего, американские граждане, военные и представители правительства.

В судах могут появиться тысячи исков от американских граждан, пострадавших от войны россии в Чечне, Грузии, Сирии и Украине. Конфискованные средства россии должны пойти прежде всего на удовлетворение таких исков. Так что о деньгах, на которые рассчитывает Украина от конфискации российских активов в США для восстановления после войны, «можно будет забыть».

С другой стороны, статус россии как государства-спонсора терроризма изолирует ее на международном уровне, что могло бы усилить давление на агрессора, пока введенные санкции не дают желаемых результатов.

«россия становится в один ряд с Северной Кореей, становится страной-парией. Ее контакты, в том числе экономические, становятся токсичными. Мы изолируем россию, это важно для нас. А что касается получения средств — это вопрос, который можно решить», — отметил Александр Мережко.

Он считает, что вопрос передачи конфискованных российских активов в пользу Украины можно было бы решить через Конгресс США, то есть посредством принятия соответствующего национального законодательства.

Что дальше?

Верховная Рада Украины уже официально обратилась к Конгрессу США с призывом признать россию государством-спонсором терроризма. Дальше — решение за Соединенными Штатами.

Решить это может либо госсекретарь Энтони Блинкен, либо сам Конгресс США путем принятия соответствующего закона.

Ранее обе палаты Конгресса уже призвали Госдеп принять решение относительно россии в резолюциях — но те носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению. Но если Конгресс одобрит соответствующий законопроект, решение Госдепа будет не потребуется.

А что касается статуса государства-террориста, его могут принимать парламенты стран-партнеров Украины. В любом случае каждое государство само определяет, в каком объеме контактировать с россией и контактировать ли вообще.