Гройсман идет в отставку: что это значит?

Премьер—министр Владимир Гройсман после заседания Кабинета министров, которое состоится в среду, 22 мая, уйдет в отставку. Так он отреагировал на призыв президента Украины Владимира Зеленского «освободить места для тех, кто будет думать о следующих поколениях». Что означает решение Гройсмана для правительства и кто будет вместо него формировать новый Кабмин — разбиралось Громадское.

Что означает отставка Гройсмана

Сказать «я ухожу» действующий премьер-министр планирует в среду, 22 мая. А дальше есть два сценария развития событий.

Первый — парламент принимает отставку Владимира Гройсмана, а заодно и всего состава Кабинета министров. Так указано в Конституции. Но после этого собирает свои вещи и покидает дом правительства только премьер-министр. Министры продолжают работать, но уже в статусе исполняющих обязанности. Кресло главы правительства должен занять первый вице-премьер-министр Степан Кубов. В статусе и.о. такой Кабмин работает, пока не изберут новый состав правительства.

Если же народные избранники решат, что ответственность за ситуацию в стране должны нести два Владимира, а не один, и не поддержат отставку, Гройсман будет руководить Кабмином до того момента, когда новый парламент сформирует новый состав правительства.

Один в поле не воин

Месяц назад в эфире телеканала ICTV Владимир Гройсман подтвердил, что планирует принять участие в очередных парламентских выборах, которые должны состояться в конце октября этого года. И вряд ли он откажется от планов только потому, что из-за роспуска Рады Владимиром Зеленским выборы состоятся в середине лета (внеочередные выборы в парламент должны состояться в течение 60 дней после официального указа о его роспуске — ред.).

Пойдут ли за Гройсманом остальные министры? В нынешнем правительстве на премьера ориентируются два вице-премьера — Владимир Кистион и Геннадий Зубко, и министр социальной политики Андрей Рева. Если они решат вместе с Гройсманом участвовать в досрочных парламентских выборах, то им придется либо писать заявление на отпуск на время предвыборной кампании, либо пойти по пути своего босса — уйти в отставку. Процедура увольнения министров по собственной инициативе проста — заявление, голосование в парламенте и никаких двух недель отработки.

Состоится ли отставка Гройсмана — что говорят депутаты?

«Обсуждения еще не было. Эта ответственность лежит на новоизбранном президенте. Он не видит сотрудничества с МВФ, с парламентом и правительством. Видимо, у него есть другие рецепты, как управлять страной», — говорит Мария Ионова, народный депутат от БПП. И добавляет, что некоторые депутаты даже не понимают, распустил ли новый президент Раду: «Или он поставил ультиматум о принятии законов о неприкосновенности и избирательных списках и только через 2 месяца распустит в случае невыполнения этих требований?»

Народный депутат от фракции «Народный фронт» Игорь Лапин заявляет, что 21 мая с утра по этому поводу состоится заседание фракции, на котором должен решиться, поддержит ли отставку Гройсмана «Народный фронт», и добавляет: «Если человек написал заявление, что хочет уйти в отставку — в контексте формирования новой коалиции, возможно, будет найдена другая компромиссная кандидатура, которая может повести Кабинет министров за собой для выполнения текущих вещей. Будут ли голоса, или нет — не знаю, но для формирования нового правительства нужна новая коалиция. Это факт».

Андрей Садовой, мэр Львова и глава партии «Самопомощь», считает, что отставка будет, и не только Владимира Гройсмана, но и всего правительства: «Если президент решил распустить парламент, то такая же судьба ждет и правительство. Это само собой разумеется».

Какую экономику оставляет после себя Гройсман?

Только заслугой Владимира Гройсмана или правительства это назвать нельзя, но преемнику он передает украинскую экономику в таком состоянии: в общем ситуацию можно назвать стабильной. Этому способствует внедрение в феврале валютной либерализации, которая стабилизировала курс доллара. Он теперь значительно меньше зависит от сезонных факторов. Кроме того, Нацбанк перестал значительно вмешиваться в поддержание курса, что позволило накопить рекордные за последние годы золотовалютные резервы — $20,8 млрд, что почти втрое больше, чем в 2014-м.

ВВП растет три года подряд, хотя и незначительными темпами. Например, по данным Госстата, в прошлом году он вырос на 3,3%, что означает, что растет экономика страны. А вот инфляция, наоборот, снижается. Рост потребительских цен в Украине в 2018 году замедлился до 9,8% с 13,7% в 2017 году, в частности, благодаря политике таргетирования инфляции — то есть использование со стороны того же НБУ ряда инструментов для сдерживания инфляции на ожидаемом уровне.

Кроме того, остатки на едином казначейском счете на день инаугурации нового президента Украины Владимира Зеленского составляют 57 млрд гривен ($2,16 млрд). Это те деньги, которые позволяют государству выполнять свои обязанности. Это один из самых высоких показателей— большей сумма была лишь по состоянию на 1 сентября 2017 года. По казначейскому счету можно сделать выводы о состоянии казны и риске дефолта — если денег там практически нет, государство не может заплатить по счетам, и наступает технический дефолт.

К экономическим достижениям правительства Гройсмана можно отнести и рекордно низкодефицитний бюджет — в прошлом году Минфину удалось добиться минимальной разницы между затратной и доходной частями главного финансового документа страны. В 2019 государство потратит на покрытие собственных нужд более триллиона гривен ($37,9 млрд). Вместе с тем, благодаря децентрализации выросли и местные бюджеты с 70 ($2,66 млрд) почти до 270 млрд гривен ($10,2 млрд), то есть почти в четыре раза.

В то же время немало реформ, в частности, в нефтегазовом секторе, прошли скорее вопреки правительству Владимира Гройсмана. Так, Гройсман отличился конфликтом с главой Нафтогаз Украины Андреем Коболевым. Коболева, на счету которого победа в Стокгольмском суде над российским Газпромом, Кабмин планировал отправить в отставку вопреки законодательству — ведь освободить его от занимаемой должности имеет право только Наблюдательный совет Нафтогаза.

То же касается и требования Международного валютного фонда о повышении тарифов на коммунальные услуги и газа для населения — это вопрос оттягивался Гройсманом до последнего, из-за чего стоимость газа выросла на 23,5% уже в середине отопительного сезона.