«Грузинская мечта», голосование после кризиса и Саакашвили: что нужно знать про выборы в Грузии
Местные выборы в Грузии 30 октября завершились ошеломительным успехом «Грузинской мечты». Окончательные результаты должны быть оглашены 13 ноября, однако вряд ли ситуация существенно изменится: в 19 из 20 городов, где выбирали мэров, победили кандидаты именно от правящей партии. Исключением стал лишь один небольшой муниципалитет — Цаленджиха, где победа все-таки досталась оппозиционному «Единому национальному движению» (с преимуществом всего в 2%): его основатель — арестованный экс-президент Михеил Саакашвили.
За вторым туром выборов внимательно следило мировое сообщество и международные наблюдатели — не в последнюю очередь в связи с арестом Саакашвили. Однако и это не помешало нарушениям: в окружные избирательные комиссии подали 272 жалобы, из них 121 от наблюдателей и 151 непосредственно от участников выборов. Оппозиция безоговорочную победу «Грузинской мечты» принципиально не признает, и ее лидеры зовут грузин на протесты.
Чем эти выборы важны, какие главные выводы стоит сделать из результатов, и сможет ли оппозиция обжаловать их итоги?
Разочарование в «референдуме»
Второй тур выборов проходил в тех муниципалитетах, где в первом раунде 2 октября ни один из кандидатов не смог получить более 50% необходимых для победы голосов. Но таких было всего 20: в 44 других муниципалитетах преимущество легко получила «Грузинская мечта». В обоих турах борьба шла в основном между провластными кандидатами и представителями «Единого национального движения»: последние хоть и не одержали побед, но все же заявили о себе как об оппозиционной партии с наибольшим уровнем поддержки.
«Они (оппозиция, — ред.) объявили нам так называемый референдум, в котором мы победили и получили 47%, затем второй тур так называемого референдума, где мы получили гораздо больше — 55%. Они все проиграли как в первом, так и во втором турах», — заявил после оглашения предварительных результатов выборов глава «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе, напоминая, что оппозиционные силы называли выборы референдумом о доверии к действующей власти.
Но их ожидания не сбылись. Собственно, они заключались не столько в желании однозначной победы «Единого национального движения», на которую надеяться было скорее наивно, а в том, что «Грузинская мечта» потеряет свою поддержку. Тогда можно было бы обратиться к условиям так называемого «соглашения Шарля Мишеля» и провести новые выборы.
Это соглашение было заключено год назад, когда после объявления результатов первого тура парламентских выборов оппозиционные политики отказались в дальнейшем участвовать в выборах, а своих сторонников призывали не голосовать. На фоне этого политического кризиса и было подписано соглашение, которое представил глава Европейского Совета Шарль Мишель. В документе говорится, что в Грузии в 2022 году могут состояться досрочные парламентские выборы, если на осенних выборах в местные органы власти руководящая партия «Грузинская мечта» не сможет набрать 43% голосов.
Но даже если бы это произошло, встал бы другой вопрос: как заставить «Грузинскую мечту» соблюдать условия соглашения, из которого она уже успела выйти?
Оппозиция надеялась на еще одну историю, которая могла бы подорвать рейтинги правящей партии накануне выборов. В сентябре журналисты нескольких оппозиционных грузинских телеканалов рассказали о том, как спецслужбы страны прослушивали более 100 священнослужителей, сделав тысячи скрытых записей, которые затем попали в интернет. Слушали не только их — еще и иностранных дипломатов.
В то же время премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили заявил, что все это — «заговор против государства и церкви». И вообще к ожидаемой дискредитации «Грузинской мечты» скандал так и не привел.
Чем обернется попытка оспорить результаты?
Пока правящая партия празднует победу, оппозиция настаивает, что будет оспаривать «украденные выборы», которые проходили с фальсификациями и нарушениями. В посольстве США в Грузии отметили, что в целом выборы были мирными, хотя и «сохранялись обвинения в запугивании и давлении на избирателей, а длительная поляризация, сопровождавшаяся эскалацией негативной риторики, негативно влияла на процесс».
Одним из самых громких инцидентов, произошедших на избирательных участках 30 октября, было нападение на лидера «Единого национального движения» Нику Мелия — кандидата в мэры Тбилиси, который все же проиграл действующему главе города Кахе Каладзе. Мужчина бросился на Мелиа и ударил его сзади по голове на участке в тбилисском районе Вазисубани. МВД Грузии возбудило уголовное дело. Сам же Мелия призвал грузин выходить на протесты. Первые из них прошли в Тбилиси уже вечером 31 октября.
Если в известной степени символом нынешнего протеста, похоже, будет Саакашвили, который не прекращает голодовку в тюрьме в городе Рустави, то во время февральских протестов за внеочередные парламентские выборы больше всего вспоминали именно его однопартийца Мелию. 23 февраля, вскоре после прихода к власти нового премьера — Ираклия Гарибашвили — оппозиционера арестовали в офисе его партии по делу о беспорядках в Тбилиси летом 2019-го. Тогда сотни сторонников оппозиции пытались взять штурмом здание грузинского парламента.
Политик свое задержание назвал исключительно политически мотивированным. В конце концов, в мае Мелию отпустили — только после того, как за него внес залог в сумме около 12 тысяч долларов фонд European Endowment for Democracy. Освобождение Мелии, к слову, тоже было одним из условий урегулирования политического кризиса в Грузии, которые предусматривало соглашение Шарля Мишеля.
Теперь же Мелия призывает своих сторонников готовиться к борьбе, к «очень интересному, хотя и сложному приключению», несмотря на уже объявленные результаты выборов и реакцию на них мирового сообщества. Которая, в общем, свидетельствует, что, похоже, внеочередного голосования ждать не стоит — вплоть до выборов 2024 года, когда оно должно быть по плану.
«Борьба будет бескомпромиссной, узких партийных интересов здесь больше не существует. Коалиционное единство сработало... Наша задача — сделать нашу коалицию еще более широкой. В ней должно быть место для всех, кому важно, чтобы в этой стране никогда больше выборы не проходили на условиях Бидзина Иванишвили — основатель «Грузинской мечты», бизнесмен, которого связывают с Россией. Сейчас — самый богатый человек Грузии.Иванишвили», — анонсирует Мелия.
А что там Саакашвили?
Накануне оглашения результатов Мелия не терял оптимизма и надеялся, что в случае победы оппозиционных сил Михеил Саакашвили прекратит голодовку. Впрочем, не случилось ни того, ни другого. Экс-президент голодает уже 32-й день, а из-за решетки передает пожелания оппозиции не ослаблять сопротивление и в знак протеста приостановить свое участие в работе парламента. К слову, этот процесс уже начался: сейчас известно о четырех оппозиционных депутатах (и не только от «Единого национального движения»), выходящих из парламента.
«Что мы должны сделать? Только одно: мы должны заставить их заплатить ту цену, которую самолюбивые народы заставляют платить фальсификаторов-правителей. Мы должны отнять у них власть и заставить ответить за все перед законом. Так поступила наша соседняя Армения. Там Пашинян боролся с олигархом. Все больше людей вышло на улицы — и бандитским властям пришлось уйти, пришлось назначить досрочные выборы», — заявил Саакашвили 1 ноября.
За решеткой он уже месяц: 1 октября его задержали после прибытия на родину из Украины. Перед началом муниципальных выборов в Грузии он заявил, что 2 октября (в день первого тура голосования) будет решаться судьба страны, поэтому он «не может наблюдать за процессом со стороны». Однако в Грузии Саакашвили заочно осужден, поэтому экс-президент был сразу арестован и переведен в пенитенциарное учреждение.
В 2018 году Саакашвили заочно приговорили к трем годам заключения по делу о превышении полномочий при помиловании осужденных за убийство бизнесмена Сандро Гиргвлиани и к шести годам заключения по делу об избиении в 2005 году депутата парламента Валерия Гелашвили. Еще по двум делам приговор ему не вынесен — о разгоне оппозиционного митинга 7 ноября 2007 года (а на тот момент партия Саакашвили была у власти, — ред.) и о погромах, учиненных спецназом в офисе телекомпании «Имеди». Также Саакашвили обвиняют в растрате бюджетных средств и незаконном пересечении государственной границы.
И как бы ни обещал Владимир Зеленский (благодаря которому Саакашвили имеет украинское гражданство) искать способы вернуть бывшего президента в Украину, власти Грузии подчеркивают: вопрос об экстрадиции политика не рассматривается и отбывать наказание ему все же придется на родине.
* * *
Пока не похоже, что результаты местных выборов будут пересмотрены по требованию оппозиции, однако, будет ли и дальше шириться протестное движение, мы сможем понять уже 6 ноября. Именно на этот день «Единое национальное движение» и другие оппозиционные партии — «Лело» и «Дроа» зовут грузин выходить на общенациональную акцию.