Гуманитарная помощь раздора: достигнут ли волонтеры и чиновники взаимопонимания
Буквально за три дня петиция волонтера Глеба Леонтьева касательно отсрочки действия постановления Кабмина об учете гуманитарной помощи набрала 25 тысяч голосов.
«Честно говоря, мы даже не ожидали, что может быть такой хайп и такие манипуляции. Мы не раз обсуждали проект постановления с фондами и благотворительными организациями. Практически все крупные организации видели проект постановления и давали свои комментарии», — говорила глава Министерства социальной политики Оксана Жолнович на недавней встрече с волонтерами.
В условиях военного времени гуманитарная помощь (далее — ГП) значительно компенсирует потери украинской экономики, помогает армии, государственным учреждениям, общинам и рядовым украинцам сохранять способность к сопротивлению. То есть ГП от волонтеров заменяет собой возможности, потерянные государством.
Почему же государство и волонтерское сообщество не могут найти общий язык относительно учета ГП и контроля за его использованием, если эти вопросы одинаково важны для обеих сторон? hromadske попыталось разобраться в проблеме.
Почему правительство настаивает на переменах?
До полномасштабного вторжения специальная рабочая группа, которая действовала при Минсоцполитики, на основе документов, подаваемых получателем ГП, признавала ввезенный товар гуманитарным грузом. После этого получатель мог забирать груз из таможни, раздавать его и передавать в министерство соответствующий отчет.
Однако после 24.02.2022 объемы ГП из-за границы стали такими, что ни одна рабочая группа уже не могла с ними справиться. Поэтому 1 марта 2022 Кабмин своим постановлением ликвидировал рабочую группу.
Впрочем, по словам Оксаны Жолнович, правительство, по сути, не предложило никакого другого механизма контроля за гуманитарными грузами.
Фактически с марта прошлого года получатель ГП или его представитель (обычно — водитель фуры или буса) подает декларацию для таможенного оформления товара именно как ГП. На товары так называемого двойного назначения (беспилотники, оптические прицелы, тепловизоры и т.п.) таможенникам нужно подавать еще гарантийное письмо от конкретной воинской части, которая заказала этот груз.
«На практике водитель, заполняя декларацию, может указать в ней любого получателя, даже не значащегося в Едином реестре получателей гуманитарной помощи. Дальнейший маршрут груза установить невозможно. У государства нет легального инструмента, чтобы проверить, куда пошли эти товары, как они были распределены и не оказались ли они сразу на соседнем базаре.
Есть случаи, когда получателем указывается благотворительный фонд или государственная больница, а они той помощи в глаза не видели. В то же время у них нет никаких возможностей доказать, что они не получали гуманитарного груза. То же и с товарами для ВСУ: кто гарантирует, что они не оказываются у врага?» — говорит глава Минсоцполитики.
По словам ее заместителя Назара Танасишина, на сегодня есть 443 уголовных производства по статье 201-2 Уголовного кодекса касательно продажи гуманитарной помощи.
«Их количество интенсивно увеличивается, и, возможно, сейчас политическая ситуация такова, что это не афишируется. Среди 3268 гарантийных писем относительно товаров двойного назначения, которые сейчас лежат на таможне и по которым ввезены товары, не подтверждены 2403. То есть гарантийные письма подавались и верифицировались неизвестно кем. И государство не знает, что ввезено и куда пошло по этим гарантийным письмам», — добавляет Назар Танасишин.
Чтобы сделать доставку и распределение гуманитарки максимально прозрачными, Кабмин предлагает запустить с 1 декабря новый «Порядок пропуска и учета гуманитарной помощи в условиях военного положения».
Что предлагает новый Порядок?
Речь идет прежде всего о том, что вся информация о ввозе, учете и распределении помощи будет содержаться в автоматизированной системе. Это должно исключить субъективный фактор, который может провоцировать коррупционную или уголовную составляющую.
Вот что нужно от волонтеров для того, чтобы система работала:
Шаг 1. Волонтеры самостоятельно, без участия чиновников, авторизуются в автоматизированной системе регистрации ГП через электронную подпись (КЭП). Вход в систему означает, что волонтерская организация внесена в Единый реестр получателей гуманитарной помощи и имеет право ввозить ГП на территорию Украины.
Шаг 2. Получатель вносит в систему перечень товаров, которые планирует ввозить, таким образом автоматически формируется таможенная декларация. Так же автоматически система предоставит декларации уникальный код, по которому таможенники будут пропускать груз. В случае необходимости благодаря этому коду можно будет еще до пересечения границы отозвать декларацию, внести в нее изменения и заново подать документ.
Водитель, пересекая таможню, может даже не иметь на руках декларации, а просто назвать таможеннику ее код. Ввоз ГП на территорию Украины по сформированной в автоматической системе декларации разрешается в течение 30 календарных дней с даты ее создания.
Шаг 3. Получатель ввозит и раздает ГП.
Шаг 4. Обобщенно (без уточнения паспортных данных и идентификационных номеров конечных получателей помощи) в автоматизированную систему получатель вносит информацию о том, где, скольким людям или учреждениям и сколько именно помощи раздали.
Эта информация и будет являться публичным волонтерским отчетом. Постановление Кабмина требует подавать его в течение 90 дней со дня таможенного оформления ГП. Если это не сделать, получатель потеряет свой статус, а его электронный кабинет в системе автоматически заблокируется.
По крайней мере, именно такой путь описывают в Минсоцполитики.
Кроме того, постановление КМУ отменяет необходимость предоставления гарантийных писем для ввоза ГП военным. Информация о таких грузах будет закрыта из соображений безопасности.
«Постановление упрощает весь путь работы с гуманитарной помощью. Когда вы раздали, например, в Бахмуте определенное количество помощи, ваш отчет просто фиксирует дату и приблизительную локацию раздачи. Это место будет высвечиваться на сайте министерства.
Волонтеры и журналисты смогут открыть сайт и посмотреть: где, что, когда и в каком количестве было роздано. Это позволит людям, проживающим на соответствующей территории, точно понять, раздавали ли им что-либо и когда именно.
Если этого не было, то уверенно можно сказать о фейке. И эта публичность позволит нам легко проверить отчет. Если где-нибудь будет написано, что 1000 тонн гречки раздавали в Бахмуте, то мы понимаем, что за один день это невозможно. И дальше уже будут вопросы у правоохранительных органов, куда же пошла эта гуманитарная помощь, которая была задекларирована», — говорит о преимуществах нового механизма министр социальной политики.
Для бюджетных учреждений (например, органов местного самоуправления) предусмотрен еще один шаг: при передаче полученной ГП на их внутренний склад им необходимо будет сделать инвентаризационное описание помощи и внести его результаты в систему.
«Большинство злоупотреблений, о которых я говорил, касается, к сожалению, местных администраций, других учреждений или учреждений, финансируемых из бюджета. Инвентаризационное описание, внедряемое постановлением, станет дополнительным механизмом контроля. Оно направлено на то, чтобы каждый из нас видел, сколько и чего заехало на склад конкретной администрации», — отмечает Назар Танасишин.
Предлагаемые в постановлении мероприятия, по убеждению министерства социальной политики, будут усиливать прозрачность процессов, что важно в отношениях Украины с международными донорами.
«Украина засвидетельствует, что мы точно знаем, чего и сколько нам поступает, как мы тратим помощь и в чем нуждаемся», — отмечает Оксана Жолнович.
Чем недовольны волонтеры?
Волонтеры считают, что при Минсоцполитики необходимо создать рабочую группу, в которую войдут представители общественных организаций и благотворительных фондов, чтобы наработать действенный Порядок на ближайшее время. А старт Порядка, предложенного в постановлении Кабинета министров, отсрочить как минимум на 6 месяцев, за это время протестировав систему как следует.
«Кабмин хочет запустить постановление с 1 декабря, в то же время законопроект №9111, который должен упростить порядок ввоза, учета и распределения ГП, еще находится на рассмотрении Верховной Рады. И мы не знаем, насколько эти два документа будут согласовываться между собой, потому что на сегодняшний день неизвестны окончательные формулировки положений закона», — говорит Анна, представительница Центра демократии и верховенства права.
Но если даже не считать согласования с законопроектом, постановление вызывает у волонтеров немало вопросов. По их мнению, новации усложнят работу небольших волонтерских объединений, не имеющих ресурса администрировать предлагаемый Кабмином механизм работы. Есть и другие опасения. Например, что изменения заблокируют деятельность волонтеров-физлиц, которые самостоятельно, собственным транспортом и за собственные средства доставляют ГП в Украину, и сделают невозможным экстренное доставление помощи для ВСУ.
Критикуя постановление, волонтеры признают, что контроль за ввозом гуманитарной помощи и ее распределением очень важен.
«Но он совершенно никак не решится принятием какого-нибудь нового Порядка или электронного реестра. Нарушениями в этой сфере должны заниматься правоохранительные органы, а вовсе не Минсоцполитики», — отмечает автор петиции Глеб Леонтьев.
Волонтерам не нравится, что Кабмин принял постановление без широкого общественного обсуждения. По словам Елены, представительницы Центра международного сотрудничества и внедрения проектов, она не нашла на сайте Минсоцполитики текста постановления, с которым волонтерская общественность могла бы ознакомиться еще до его принятия. Следовательно, министерство просто поставило волонтерское сообщество перед фактом: с 1 декабря нужно работать по-новому.
Пока непонятно, как за оставшиеся до 1 декабря дни министерство успеет как следует протестировать систему и научить волонтеров работать в ней. В то же время любая волонтерская ошибка может закончиться тем, что таможенники развернут груз на границе или система автоматически заблокирует электронный кабинет на полгода. Возмущает и то, что министерство не предложило механизма обжалования такой блокировки.
Волонтеры отмечают, что предлагаемый Кабмином Порядок не решил очень много проблем. К примеру, он не упрощает бухгалтерский учет, не уменьшает головные боли относительно списания некачественной ГП и ее утилизации, не принимает во внимание вопросы ввоза и растаможки автомобилей для ВСУ и т.д.
Кроме того, Порядок не учел множество мелочей, которые станут препятствием для работы общественных объединений. Например, право вхождения в автоматическую систему предоставляется только одному уполномоченному лицу от ОО или БФ. Но в условиях войны из-за этого может возникнуть много проблем.
Ирина, представительница логистического кластера Всемирной продовольственной программы ООН, отмечает другой проблемный аспект: новый Порядок не учитывает интересы международных гуманитарных организаций: как им, скажем, получить КЭП, если они не зарегистрированы в Украине как юридические лица? И вообще почему не существует англоязычной версии автоматизированной системы, в которой предлагается работать волонтерам?
Еще одна «мелочь» — почти постоянное отсутствие интернета на таможне. О каких электронных системах может идти речь?
«Люди на таможне спрашивают о "живых" документах, они плевать хотели на автоматизированные системы, поэтому эта система ничего не упростит», — убеждена волонтер Юлия Мархель.
По ее мнению, текст постановления Кабмина писали люди, которые ни разу не ввозили в Украину ГП, не знают потребностей в ней и не имели дело с таможенниками. Юлия предлагает за свой счет провезти представителей Минсоцполитики от пункта отправления гуманитарки в пункт, где ее получает какая-то пенсионерка, чтобы чиновники узнали, что такое доставка и распределение гуманитарной помощи в современных украинских условиях.
Так грянет гром 1 декабря или нет?
Закон Украины «Об обращениях граждан» требует от Кабмина рассмотреть волонтерскую петицию и в установленном порядке дать на нее ответ. Однако активность волонтеров заставила членов правительства еще до официального ответа пообещать внести определенные коррективы в Порядок.
К примеру, Оксана Жолневич объяснила, что система будет блокировать волонтеров на 6 месяцев по факту отсутствия отчета, а не за его качество.
«Это ответственность только за неподачу отчета в течение 90 дней, то есть отчет не обязательно должен быть недостоверным», — говорит министр.
Впрочем, какой смысл в недостоверном отчете, если речь идет о прозрачности и контроле, глава министерства не объясняет. По ее словам, штрафные полгода в условиях военного положения — это слишком много, поэтому пообещала «нарабатывать комфортный срок».
Жолневич также не исключает возможность одновременного применения старого и нового Порядка учета ГП.
«Некоторое время, например, месяца два или три, новая система будет добровольной. Чтобы каждый привык ею пользоваться. Чтобы понять, как удобнее, можно использовать два Порядка», — говорит чиновник.
А как же тогда со штрафными санкциями? Их не будут применять в эти два-три месяца или как?
Оксана Жолневич предлагает все эти вопросы вынести на обсуждение рабочей группы, которую создают при Минсоцполитики, «чтобы никто, ни один фонд и ни одна организация не сказали, что им ручным образом закрывают какие-то возможности».
Ее заместитель Назар Танасишин заявил, что 1 декабря не является окончательной датой для введения нового Порядка.
«Нужно протестировать систему, отработать алгоритм действий. И тогда мы с вами сможем принять решение о том, является ли 1 декабря точкой отсчета или нет», — говорит он.
На момент публикации этого текста на сайте Минсоцполитики нет упоминания о формировании рабочей группы и графике ее работы. Нет и обобщенных ответов на сотни вопросов от волонтеров, поступивших в ведомство по поводу правительственного постановления. Тем временем 1 декабря неумолимо приближается.