«Их положили на землю и посыпали тротилом»

Правозащитница об участниках дела Хизб ут—Тахрир в России

По просьбе прокуратуры организацию Хизб ут-Тахрир в России было признано террористической и кого еще, кроме крымских татар, судят за участие в этой организации - журналисты Hromadske.ua спросили российской правозащитницы, председателя Комитета «Гражданское содействие», номинантки на Нобелевскую премию мира Светланы Ганнушкиной.

Светлана, ряд организаций в России были признаны террористическими и объявлены вне закона. Среди них и Хизб ут-Тахрир ...

С Хизб ут-Тахрир, конечно, большие сложности. Действительно, в 2003 году в феврале решением Верховного суда, если я не ошибаюсь, пятнадцать организаций были признаны террористическими. Я понимаю, что многие из них должны были быть признаны. Но для этого, мне кажется, нужен был не список, а должны были возбудить соответствующие дела и провести серьезное расследование. А это - небольшое решение Верховного суда, в котором на каждую организацию отводится один абзац.

Прокуратура предложила признать эти организации террористическими и Верховный суд сказал: «Ну пожалуйста!» Почему бы не сделать друзьям приятно?

Во-первых, об этом решении Верховного суда вообще никому не было известно. Мы его случайно обнаружили в каком-то тексте, запросили, и Верховный суд нам его выдал. Суд признал это решение законным. Вообще не было никакого рассмотрения. Прокуратура предложила признать эти организации террористическими и Верховный суд сказал: «Ну пожалуйста!» Почему бы не сделать друзьям приятно?

Были ли основания для внесения Хизб ут-Тахрир в этот список?

Хизб ут-Тахрир в некоторых странах запрещена и признана экстремистской, в некоторых странах разрешена и спокойно существует, но нигде, кроме России, не признана террористической.

Во всех документах организации сказано, что они преследуют создание в мире Халифата - такой единой мусульманской страны. Но, все же, там четко сказано, что эта организация не признает насильственных методов. В Украине она была разрешена, и, по-моему, нет ни одного случая насильственных действий со стороны членов этой организации. Мне, во всяком случае, о таких неизвестно. Я думаю, если бы такие случаи были, они бы в мире были очень широко известны. И у нас, по крайней мере, так как продолжается колоссальное наступление на членов этой организации.

Кроме крымских татар, есть граждане России, которые проходят в этом деле?

Конечно. Таких дел по Хизб ут-Тахрир очень много. В России это касается, прежде всего, представителей Центрально-Азиатских республик.

Их положили на землю, посыпали тротилом. И адвокаты, и свидетели видели, что так не бывает, чтобы у человека с одяжды сыпался тротил, его напудрили. Это, конечно, бессмысленно

У нас была так называемая «таджикское дело» несколько лет назад. Когда (силовики - ред.) просто приехали в помещение - я даже не могу назвать это жилым помещением - но это было помещение, где жили работники. Забрали двенадцать человек. Сначала предъявили обвинение в том, что якобы у них были взрывчатые вещества. Все эти вещества полиция принесла с собой и это достаточно легко доказать. Их положили на землю, посыпали тротилом. И адвокаты, и свидетели видели, что так не бывает, чтобы у человека с одежды сыпался тротил, как будто его напудрили. Это, конечно, бессмысленно.

В общем, короче говоря, это дело закончилось тем, что мы взяли троих адвокатов и остались в деле три человека - люди, которые отказались от наших адвокатов и признали наличие в них взрывчатого вещества - которые были осуждены. Остальные вышли на свободу. Хизб ут-Тахрир отпал по пути. Но есть дела, где судят именно за участие в организации Хизб ут-Тахрир, причем по совершенно нелепому обвинению - за попытку изменения конституционного строя России.

Анастасия Канарьова, Богдан Кинащук