История подарков: от пещерных людей до святого Николая и сертификатов

На протяжении всей истории человечества подарки были и остаются важным проявлением заботы и уважения во всех культурах и эпохах — от Древнего Египта и до наших дней. Дары преподносили и преподносят богам, королям, коллегам, друзьям, родственникам.

Поводов порадовать кого-нибудь подарком сейчас множество. А одной из главных ежегодных традиций остается их вручение именно на новогодние праздники, до которых остается не так уж много времени. И пока вы в раздумьях, что подарить своим близким в этом году, рассказываем историю подарков: как решили их вручать, чем они отличаются в разных культурах мира и как менялись до наших дней.

Татьяна Костик / hromadske

Мотивы вручения подарков

Ритуал дарения антропологи обнаружили еще в ранних социальных группах. Сейчас он существует, в частности, у наших ближайших родственников — шимпанзе. Самцы этих приматов часто предлагают еду самкам. Очевидно, что такое проявление заботы связано с половым влечением, но ученые, изучающие этих животных, объясняют: фактически целью таких подарков является формирование социальных связей и доверия.

Это желание присуще всем приматам и основывается на необходимости сохранения стаи. Крепкие социальные связи дают больше шансов выжить и преуспеть. Именно как выражение любви и заботы люди (и шимпанзе), ценят подарки. Но дело не только в том, чтобы получать — важно и дарить.

Пещерные люди вручали подарки, чтобы выразить благосклонность и благодарность друг другу, а вожди племен таким образом награждали за достижения. Конечно, те подарки невозможно сравнивать с сегодняшними: зубы животных, кора деревьев или уникального вида камни, которые можно было носить как украшение.

Татьяна Костик / hromadske

Древний Египет: цветы, деньги и урожай

Археологи обнаружили множество свидетельств дарения презентов в Древнем Египте: миски, гребни, амулеты, украшения, мебель. Каждый подарок имел свою цель, но большинство из них служили для защиты и помощи в переходе умершего в потустороннюю жизнь. Большинство даров преподносились египетским божествам, хотя настоящими бенефициарами такой щедрости были жрецы.

Древние египтяне верили, что после смерти тела умерших имеют связь как с потусторонним, так и с реальным миром. Поэтому мертвых одаривали разными предметами, которые могли бы быть полезны в загробном мире.

Фараоны, которые по представлениям египтян становились божествами после коронации, получали в этот день почетные дары. Королевской семье преподносили драгоценности, золото, семена цветов и плоды урожая — ячмень, пшеницу, лен, папирус.

Обычные люди, такие как купцы, крестьяне или торговцы, тоже участвовали в своеобразном обмене подарками. Чтобы завязать новые отношения или отпраздновать важное событие, было принято преподносить дорогой или полезный предмет. А его получатель тоже дарил нечто равноценное.

Татьяна Костик / hromadske

 Древняя Греция и Римская империя: дары даже для незнакомцев

Культура Афин времен Древней Греции изобилует упоминаниями о вручении подарков, дошедшими до нас благодаря литературе и живописи.

В «Одиссее» Гомера даже отмечается, что преподнесение даров важно для общества. Среди священных обязанностей древних греков был принцип проксении (правовой институт публичного гостеприимства, который был древнейшей формой отношений и международного права в Древней Греции), который объединял греческих граждан.

Вручать подарок незнакомцам считалось частью общественного блага — независимо от того, был ли он материальным или нематериальным, например временным убежищем.

Древним римлянам было привычно дарить подарки, особенно во время богослужений, например, Сатурналий — ежегодного праздника в честь бога Сатурна в дни зимнего солнцестояния. Это было время вечеринок, банкетов и алкоголя, когда римляне вручали небольшие подарки своей семье и друзьям. Некоторые из этих традиций перекочевали впоследствии в ритуалы празднования Рождества.

В стихах о Сатурналиях римский поэт Марциал описывает в основном недорогие подарки: таблички для письма, кубики для игры в кости, лампы, гребни и зубочистки.

Татьяна Костик / hromadske

Исламский мир

Распространение мусульманской веры глубоко изменило арабскую, а впоследствии и другие культуры мира. Основатель ислама, пророк Мухаммед, тоже говорил о ценности подарков.

Дарение, согласно исламскому учению, — это проявление любви и добра. Для мусульман оно является священной обязанностью, поскольку укрепляет социальные связи.

Одним из самых распространенных подарков, которые дарил и получал Мухаммед, была еда, поэтому именно такие дары стали крепкой традицией в мусульманских культурах.

Так, во время трех основных мусульманских праздников люди угощают друг друга. На Рамадан после вечерней молитвы принято разговляться финиками и водой. На Уразу-байрам мусульмане жертвуют зерно и другие основные продукты, а в праздник Курбан-байрам режут жертвенное животное и дарят треть мяса друзьям, а еще треть жертвуют бедным.

Культура Азии: важен сам процесс

Древняя культура Японии сформировала традицию вручения подарков по случаю церемониальных событий: рождения ребенка, свадьбы и ежегодных сезонных праздников. Процесс дарения в Японии часто бывает важнее, чем сам подарок.

В Китае, где начиная с V века до нашей эры господствовало учение Конфуция, дары предназначены для поддержания гармонии с семьей и друзьями. Подарки позволяют дарителям продемонстрировать свое уважение к старшим и властям, они необходимы для построения деловых отношений. То, что стоит за подарком (например, уважение, благосклонность, восхищение), важнее его ценности — как и в Японии.

Татьяна Костик / hromadske

 Христианская эпоха: гостинцы под елку

После падения Священной Римской империи и распространения христианства в Европе языческая традиция вручать подарки в день зимнего солнцестояния частично перешла на празднование Рождества. Это также связано с библейской историей, где волхвы преподносят дары младенцу Иисусу.

В Средние века самым ценным подарком считалась еда, символизирующая силу и щедрость. Представители знати также дарили друг другу книги, поскольку они были очень дорогими.

В Киевской Руси у наших предков была привычка приходить в гости с подарком — «гостиницем». На праздники дарили крупу и муку как символ изобилия, а также ткани, обувь, румяна, украшения и другие предметы как признак достатка.

В XIX веке время подарков в Европе постепенно смещалось с начала декабря или Нового года к Рождеству. Это отчасти можно увязать с протестантской реформацией в Северной Европе, в результате которой отказались от большого количества праздников.

Повлияла на это и популярность Санта-Клауса в Северной Америке. Голландские поселенцы привезли туда традицию дарить подарки на день святого Николая, который на американский манер стал Санта-Клаусом. Позже эта традиция переместилась на Сочельник и уже в такой форме вернулась в Европу.

А вот рождественские открытки придумали дарить в Англии в викторианскую эпоху (вторая половина XIX века) благодаря развитию почты. Это был маркетинговый ход, который должен побудить людей пользоваться почтовыми услугами.

Традиция, прошедшая сквозь тысячелетия

Подарки были и остаются неотъемлемой частью культур разных народов мира. Часто они важнее даже для самих дарителей, чем тех, кто получает презент.

Сегодня на новогодние праздники миллионы людей ежегодно стекаются в магазины или на интернет-сайты, чтобы купить что-то и поделиться со своими близкими. И если раньше дарили в основном материальные вещи, то теперь люди все чаще предпочитают возможность выбора и универсальности.


Татьяна Костик / hromadske

Соучредительница крупнейшего в Украине маркетплейса подарочных сертификатов Giftmall Екатерина Прохацкая рассказывает из своего опыта, что в Украине в кризисный 2013 год мотивация выбирать в качестве подарков сертификаты на развлечения исчезла. В то же время появилось желание дарить что-то максимально похожее на деньги. Например, сертификаты в магазины.

«Мы радуемся, потому что экономим людям время. Если человек хочет подарить сертификат в определенную сеть магазинов, ему не нужно искать ближайший магазин. Можно просто зайти на Giftmall и выбрать его на сайте, прочитать об условиях использования и увидеть, как все это упаковают», — рассказывает Екатерина.

А еще она объясняет: сегодня делать подарки популярно и у компаний. Так они организуют программы лояльности для своих клиентов.

Екатерина говорит, что в отличие от подарка, который может вызвать разные эмоции, сертификат — это ощущение чего-то желаемого: «Можно сказать, что мы дарим человеку материализованное желание, благодаря которому он точно получит удовольствие и возможность».


Партнерский материал опубликован на правах рекламы.