Избирательные гонки на родине House of Cards
Репортаж Натальи Гуменюк
Ветераны в патриотических штатах Америки, которые судятся за помощь, мусульмане, которые спрашивают американских политиков о радикализме, афроамериканцы на территории, где началась Гражданская война, прокурор, который начал расследование, которое выявило тайные серверы Хиллари Клинтон, и почему никому не нужен компромисс. Репортаж Натальи Гуменюк, которая сопровождает кандидата в конгрессмены от Южной Каролины на родине сериала House of Cards.
Сумерки. Вдоль шоссе возле городка Гафни, Южная Каролина, - сооружение в форме гигантского персика. Я также не могу удержаться, чтобы не сказать, что она действительно напоминает огромную задницу.
С истории о том, как 17-летняя девушка съехала с дороги, когда писала парню «Тебе не кажется, что этот персик напоминает задницу» начинается третья серия популярного сериала «Карточный дом»
Гафни - родина киноперсонажа Фрэнка Ундервуда - конгрессмена-демократа от Южной Каролины, который является председателем фракции Демократической партии, а впоследствии - и президентом США. Этот фильм - символ циничных политических интриг и всего худшего, что можно сделать, чтобы удержаться у власти.
В книге «Вся Кремлевская рать» российского журналиста Михаила Зыгаря упоминается, что президент России Путин советовал теперь уже министру обороны обратить внимание на этот телесериал.
Многие кто в мире верит, что американская политика делается именно так. В сентябре этого года известный актер Кевин Спейси, который и выполняет роль Ундервуда, был приглашен на 13-ю Ялтинскую конференцию выступить с речью. Гости форума, экс-президенты и украинские политики в шутку обращались к нему с вопросами, как будто тот действительно президент Соединенных Штатов, у которого есть чему поучиться. Разве издание The Washington Post опубликовало колонку о том, насколько реальная политика скучнее показанной в кинодраме.
Я приехала в Южную Каролину, чтобы наблюдать за тем, как происходит кампания в Конгресс - нижней палаты парламента США, которая продолжается одновременно с президетской гонкой. Конгресс и Сенат - те институты, которые все-таки могут ограничить и частично заблокировать работу президента, особенно, когда две партии умышленно не ищут согласия.
Южная Каролина - штат, который первым объявил о выходе и создании Конфедерации во время Гражданской войны, пытаясь сохранить рабство. Здесь до сих пор можно увидеть флаги Конфедерации, которые для американцев символом расизма. Хиллари Клинтон проигрывает Южную Каролину Трампу при любых обстоятельствах. Однако, у демократов есть шанс побороться за место в Конгрессе.
Действующий конгрессмен от Южной Каролины сегодня - еще тот персонаж. Трей Гоуди - апологет «Чайной партии» - движения, олицетворяющего консервативную часть республиканской партии, - сдвинул ее вправо. Он построил карьеру, первым начав доказывать, что глобальное потепление будто бы заговор либералов. Как пионер этого движения Гоуди получает щедрую поддержку братьев Кохив - владельцев второй крупнейшей компании в США, которая имеет дело с энергетикой. Они являются крупнейшими донорами Республиканской партии. Сегодня Трамп обещает перестать отдавать средства в ООН на борьбу с климатическими проблемами и развивать угольную и нефтегазовые отрасли.
Именно бывший прокурор Трей Гоуди начал еще одно расследование против госсекретаря Хиллари Клинтон по поводу нападения на посольство США в ливийском Бенгази, где осенью 2012 погиб дипломат Кристофер Стивенс. Во время слушаний, которые возглавлял конгрессмен из Южной Каролины, выяснилось, что руководительница внешнеполитического ведомства пользовалась личным сервером, через который проходит и засекреченная информация. Атака в Бенгази и е-мейлы Клинтон стали главным оружием Дональда Трампа во время избирательной гонки 2016.
Действующий конгрессмен-республиканец чувствует себя настолько уверенно, что фактически не агитирует за себя. Я иду в штаб-квартиру его соперника-демократа.
Это маленький подвал в цетре Гринвил. На стенах - изображения президентов Обамы и Кеннеди. Крису Фиделе 27 лет. Он юрист из семьи военных, который занимается защитой ветеранов.
Северная Каролина - патриотический штат. По крайней мере, так о нем говорят. Тут больше людей записываются в ряды вооруженных сил, соответственно - больше ветеранов. Тем, кто отслужил, государство обещает полное пожизненное медицинское обеспечение. Получить его не так просто, нередко приходится судиться. Ветераны должны подавать документы в министерство, которое ежегодно принимает миллионы требований, однако до сих пор ведет документацию в письменном виде, тогда как другие правительственные организации и частные предприятия перешли на электронный учет. Жалобы и обращения часто теряются, а получить помощь крайне сложно.
Фиделе может часами рассказывать о проблемах ветеранов. Итог один - процент средств, выделяемых ветеранам, несоразмерим с тем, что получает обронный комплекс.
Тема ветеранов - из тех, что объединяют все партии. Это скорее исключение. Остальные вопросы, которые поднимает политик-демократ - из тех, которые во время выборов 2016 является не самым выгодным в оплоте республиканцев: это поддержка мигрантов и защиту прав меньшинств. Кандидат в президенты США от Республиканской партии Трамп строит всю кампанию на демонизации мигрантов.
Фиделе едет к избирателям, которых оппоненты сторонятся. Сначала - жарить рыбу с афроамеринской общиной. Политики-демократы устраивают благотворительный обед, средства от продажи которого должны идти на поддержку общественного центра имени Филлис Уитли.
Это большое сооружение со спортивным и концертным залом, баскетбольной площадкой, где много времени проводит община. Перед входом - несколько столов, гриль, сладкие напитки. Политики готовят блюда и продают их желающим, одновременно общаясь о политике.
Директор организации Дерен Аблу жалуется на политиков, которые мало что делают, чтобы противостоять бедности в этой общине:
«Экономические трудности и являются источником насилия, нехватки образования, недоверия. И в нашем обществе есть люди, которые верят в своих детей и толкают их вперед. Мы хорошо ладим. Не все так плохо»
Все длится не более часа, и мы преодолеваем несколько десятков километров, чтобы оказаться в другом общественном центре - иламском. Южную Каролину называют «церковным поясом Америки». Это штат с наибольшим количеством церквей на душу населения.
В отличие от афроамериканцев, которых обычно мобилизуют демократы, за 4 тысячами голосов мусульман, живущих в округе, никто еще не приходил. Оказывается, это первая встреча этой общины с политиком. В помещении - несколько десятков человек, значительно меньше, чем на пятничной молитве. Фиделе рассказывает о своей работе с ветеранами, а также - о проблемам с образованием.
Лейла Флетчер, которая выросла в Филадельфии и имеет египетское корни, переспрашивает, чего ждать сирийским беженцам. Кандидат в конгресс отвечает, что согласно его программе, США должны принять больше искателей убежища.
Если побывать на митинге Дональда Трампа, часть публики будет аплодировать во время слов, что тот не допустит в страну больше беженцев, которых приравнивает к террористам.
«И демократы, и республиканцы смотрят на нас только в контекcте борьбы с терроризмом. Мы, мусульманская община, кроме того, что у нас относят к «Исламскому государству», являемся чем-то большим. Среди нас - врачи, инженеры, учителя . Говорят только о Трампе, но на самом деле и демократка Хиллари Клинтон просто высказывается вежливо. Единственное внимание к нам - для того, чтобы выявлять признаки радикализма и сообщать об этом правительству. Конечно, это возможно, но американские мусумальмане - это не только об этом», - говорит мне Лейла Флетчер. Она - среди десяти женщин, которые с детьми пришли послушать политика.
И демократы, и республиканцы смотрят на нас только в контекcте борьбы с терроризмом. Мы, мусульманская община, являемся чем-то большим
«Если мы будем строить все на страхе и раздоре, то откажемся от ценностей, на которых построены Соединенные Штаты. Это что-то фундаментально неамериканское... Столетие назад мои предки - ирландцы и итальянцы - считались незваными гостями, так как были католиками в противовес протестантскому населению. Существовали другие стереотипы. Мы просто проходим другой цикл», - отвечает кандидат в конгрессмены.
«Позвольте спросить об американской политике, я живу здесь уже сорок лет, но не могу понять, почему между партиями такой раскол?» - обращается человек по имени Зафар Моххидин.
Фиделе объясняет, что проблема - в самой системе, в частности, потому, как формируются избирательные округи. Этот феномен называется «gerrymandering» , по имени губернатора, который впервые обратился к такой практике. Округ формируют в соответствии с предпочтениями избирателей, а не георграфической территории. Скажем, партия, которая в это время у власти, может «вырезать» округ таким образом, что большинство населения на каждом участке составят ее сторонники, а оппоненты всюду будут в меньшинстве. Это означает, что нет смысла убеждать избирателей иной партии, главное заставить прийти согласных.
Века назад мои предки - ирландцы и итальянцы - считались незваными гостями, так как были католиками в противовес протестантскому населению. Существовали другие стереотипы. Мы просто проходим другой цикл
В конгрессе для Южной Каролины предусмотрено 7 мест. По мнению Фиделе, если бы распределение было равномерным, то штат представляли бы 4 политика-республиканцы и 3 демократа. Сейчас - 6 республиканцев и 1 демократ. У республиканцев, конечно, другое мнение.
«Я общаюсь с очень консервативными избирателями. Многие представляет жителей Южной Каролины стереотипно - светлокожий мужчина средних лет в красной футболке с большим флагом конфедератов и винтовкой в руках. Здесь все такие. Если наше мнение расходится с оппонентами в 4 из 5 вопросов, мы должны говорить о том единственном, в чем мы согласны. В вопросе ветеранов или уголовной реформы мы не очень спорим с оппонентами, - говорит политик, время от времени хватая макароны прямо из кастрюли, в которой наспех готовит пасту. - Я очень голоден. Обычно во время кампании не успеваю поесть. Надеюсь мои предки-итальянцы не осудят меня».
Мы в небольшой квартире Фиделе в центре Гринвил. Я откровенно спрашиваю, осознает ли он, что шансы на победу против действующего известного на всю страну конгрессмена невелики. Представители штаба кандидата от демократов настаивают, что кампания успешная хотя бы потому, что предыдущие годы демократы даже не выставляли свои кандидатуры. И добавляют, что президент Барак Обама также проиграл первую кампанию в Конгресс. Сам политик, конечно, говорит о том, что всегда надо надеяться.
Политика здесь грязная, но все же менее захватывающая. Если честно, то я увидел только несколько серий. Нет времени. Хотя, возможно, и стоило
Спрашиваю о том, смотрел ли он сериал «Карточный дом», который так любят политики за пределами США, события которого происходят на его территории и насколько это похоже на то, как делается политика в Южной Каролине?
«Политика здесь грязная, но все же менее захватывающая. Если честно, то я увидел только несколько серий. Нет времени. Хотя, возможно, и стоило. Все же это также о конгрессмене-демократе из Южной Каролины»
/Наталья Гуменюк