«Думаю, он был из ФСБ. Обычным местным не доверили бы командовать в СБУ» – пленные боевика «ДНР» Погодина
Громадское пообщалось с бывшими пленными Вадима «Керчи» Погодина, которого обвиняют в убийстве подростка в Донецке в 2014 году. Несмотря на то, что этих людей незаконно удерживали и пытали, в возбужденных уголовных производствах он не фигурирует даже в качестве подозреваемого.
Текст:Настя Станко
Украинца Вадима Погодина с позывным «Керчь» задержали в Ялте 20 июня 2017 года. Проверяли по линии Интерпола. Погодина подозревали в убийстве 16-летнего Степана Чубенко из Краматорска в июне 2014 года.
В то время Погодин был главарем батальона «Керчь» и фактически хозяйничал в захваченном здании СБУ в Донецке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Выбили зубы, потом — пять выстрелов в голову. История школьника, убитого в «ДНР»
Степана, по словам нескольких свидетелей, сначала избили, выбили зубы, а затем в голову выстрелил один из боевиков, еще 4 выстрела в голову подростку совершил сам Погодин.
В Торецке Донецкой области уже два года продолжается заочный суд против Погодина, Сухомлинова и Москалева (двое сообщников «Керчи», которые принимали участие в убийстве Чубенко – ред.). Дело продвигается очень медленно, заседания постоянно переносятся. Мать убитого парня просит об экстрадиции Погодина в Украину, но в России под действие негласного закона «своих не сдаем» попадают как отставные боевики «ДНР», так и депутаты Госдумы РФ. Об освобождении Погодина в интервью сепаратистскому изданию «Новороссия» заявил Александр Бородай – экс-премьер самопровозглашенной «ДНР». Поэтому через 40 дней после задержания и проверки Погодина отпустили.
Главарь боевиков «ДНР» Александр Захарченко (слева), Вадим Погодин (в центре) и российский актер Алексей Панин (справа) Фото: Скриншот видео RadioSvoboda
После освобождения он дал интервью Александру Чаленко – редактору российского интернет-издания Ukraina.ru. Сам Чаленко изначально поддерживал «Антимайдан», а затем и Россию в войне против Украины. В интервью Погодин признается, что удерживал около сотни человек. Чубенко же называет «молодым радикалом», который якобы «сжигал людей в доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года». Но мать парня неоднократно подтверждала справками миграционной службы, что в Одессе в тот день Степана быть не могло – в это время они с отцом посещали родных в России.
Боевик «ДНР» Вадим Погодин с позывным «Керчь»
«У меня сидело около 100 человек. Но никакими пленными они ни были: в основном местные пьяницы и дебоширы, арестованные военной полицией. Кто получал 5 суток ареста, а кто и 20. Их отправляли рыть окопы. Учет велся очень строго: у меня начальником штаба был 68-летний ветеран Афганистана. Каждый арестант находился на учете. К ним могли приезжать близкие и родственники, привозить продукты. Как только они отбывали наказание, их сразу отпускали».
Из сотни людей, которых удерживал Погодин, Громадское нашло трех. Это проукраинские активисты Дмитрий Клугер, Виктор Левчук и Ольга Клименко. 22 мая 2014 года они ехали в Марьинку организовывать участок для проведения выборов президента. К Погодина попали после задержания на блокпосте в Донецке. Их держали в подвале СБУ и пытали 6 дней.
Вадим Погодин (крайний справа) с боевиками «ДНР», август 2014 Фото: Facebook / Вадим Погодин
Виктор Левчук – пленник Погодина в мае 2014 года
«Он был, можно сказать, главным. Когда нас задержали гаишники, – тогда еще были гаишники, – якобы за нарушение правил дорожного движения, на помощь позвали милицию (тогда она тоже еще была). Я даже написал заявление из-за незаконного задержания. А затем на автомобиле приехало пять человек с автоматами. Потому что у нас нашли агитацию и украинскую символику. Одним из них был Погодин.
6 дней нас держали в подвале, били, мне выбили плечо. Водили на работы. После этого я уехал из страны (Левчук не говорит, где сейчас находится – ред.). Погодина позже на допросах я сразу узнал, его и Черепа (еще одного боевика, который издевался над пленными, подчиненный «Керчи» – ред.).
Я не знаю, почему Череп нас бил и издевался. Может, хотел какие-то показания выбить, но в основном Черепу просто нравилось нас бить».
Из доклада правозащитников Human Rights Watch: «На следующий день Клугера и Левчука, которому накануне выбили плечо, увезли в травмпункт. Оба были покрыты синяками, Клугер – с порезами. Врач вправил Левчуку вывих, у Клугера диагностировал сотрясение мозга, обоих рекомендовал оставить в больнице. Боевики ответили, что сами будут лечить. И отвезли обратно в здание СБУ. Клугера следующие три дня не трогали, чтобы отлежался».
Дмитрий Клугер – пленник Погодина в мае 2014 года
«Думаю, он был из ФСБ. Обычным местным не доверили бы командовать в СБУ. Можно сказать, «Керчь» был там главным. Местные могли что-то мельче захватить. Здесь все было серьезно».
Адвокат пострадавших Евгения Закревская говорит, что Погодин не фигурирует в деле в качестве подозреваемого. Скорее всего, в военной прокуратуре просто не хватает рук.
«Сейчас появилась положительная тенденция – все дела военная прокуратура понемногу собирает в единое производство. Относительно выдачи Погодина, не уверена, что россияне хотели его выдать. Просто задержали по линии Интерпола. Когда речь идет об убийстве человека, то есть преступления против личности, а не против государства, россияне готовы задерживать по линии Интерпола. Если бы речь шла о терроризме или государственной измене, вряд ли задержали бы, впрочем, и в розыск Интерпола по таким делам зачастую не объявляют», – объясняет Закревская.
Левчук на вопрос Громадского ответил, что у правоохранительных органов скорее просто нет желания заниматься делом их похищения и пыток.
Журналист «Новой газеты» Павел Каныгин пишет о том, что активнее всех судьбой Погодина беспокоился российский военный «Хмурый» – Сергей Дубинский.
Сергей Дубинский (в центре) в Донецке в декабре 2014 года вместе с Иваном Охлобыстиным (слева) и женой Ивана Оксаной Арбузовой (справа). Фото из профиля Охлобыстина в «Одноклассниках», загружено 15 октября 2016 года
«Хмурый» является фигурантом другого уголовного дела – о сбитомБоингеMH17 в июле 2014 года вблизи Торецка. В частности, именно его телефонные разговоры с приказами о передвижении ракетной установки «Бук», перед атакой на самолет, перехватила СБУ. Каныгин считает, что Дубинский и Погодин, как и Бородай с Гиркиным, связаны, так как много знают. И не только о убийстве одного подростка, но и о крушении пассажирского самолета с 298 пассажирами на борту, среди которых было 80 детей.