Кабмин увеличивает минималку. Что это означает для бюджетников, ФЛП, пенсионеров и вырастут ли после этого цены?

29 июля Кабинет министров Украины утвердил макроэкономический прогноз, что предусматривает постепенный рост минимальной заработной платы в Украине с 4723 гривен в месяц до 6500 гривен в месяц в 2021 году и 7167 гривен в месяц в 2022 году. Это увеличит доходы работников бюджетной сферы, но у всех остальных будут проблемы.

Как это повлияет на бюджетников?

Хорошо. Для подавляющего большинства из них размер оклада рассчитывается на основании минимальной зарплаты. Поэтому рост минималки приведет к увеличению всей «сетки» окладов. «Бюджетные учреждения этого правила придерживаются больше, чем частные. Поэтому повышение уровня минимальной зарплаты приведет к росту государственных расходов на зарплаты всем работникам бюджетных сфер», — отметила аналитик компании Concorde Capital Евгения Охтырко.

Также от минималки зависит немало различных социальных выплат, поэтому ее рост приведет к увеличению доходов незащищенных слоев населения.

Вырастут ли пенсии?

Их по крайней мере будут платить. Сейчас Пенсионный фонд Украины, из которого и выплачиваются пенсии, дотационный. Это означает, что фонду не хватает собственных доходов для того, чтобы выплатить пенсии всем украинским пенсионерам, которых насчитывается примерно 11,2 миллиона человек. Рост минимальной зарплаты будет означать увеличение размера единого социального взноса, который уплачивается в бюджет Пенсионного и других социальных фондов.

«Возможно, целью этого повышения минималки является покрытие дефицита Пенсионного фонда. А он у нас в этом году большой — 202 миллиарда гривен, которые государство перечисляет Пенсионному фонду из государственного бюджета на выплату пенсий», — отмечает hromadske руководитель центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики Дарья Марчак.

Что будет с большим бизнесом?

Это его не касается. Как считает Евгения Охтырко, маловероятно, что частный бизнес повысит зарплаты своим работникам пропорционально росту минималки — то есть на 37% в течение следующих 12 месяцев.

А почувствуют ли это ФЛП?

Да, потому что начнут платить больше налогов. Физические лица-предприниматели (ФЛП) рассчитывают размер налогов в зависимости от размера минималки. Так, ФЛП первой и второй групп упрощенной системы налогообложения платят единый налог в зависимости от размера прожиточного минимума, а размер единого социального взноса для них рассчитывается в зависимости от минимальной зарплаты (составляет 22% от минималки). Так же ЕСВ рассчитывают и ФЛП третьей группы упрощенной системы налогообложения.

Именно малые предприниматели больше всего пострадали от введения карантина: весной государство остановило работу рынков, торговых центров, кафе, ресторанов и других заведений, которые в основном регистрируют по упрощенной системе налогообложения. Однако именно для них рост минималки станет едва ли не самым болезненным ударом.

Выдержит ли это бюджет?

Будет трудно. В этом году государственные расходы превышают бюджетные доходы на 298 миллиардов гривен. Государству уже сейчас нет из чего профинансировать каждую четвертую гривну запланированных расходов. Эти деньги приходится занимать у международных финансовых организаций на мировых финансовых рынках, а также выпускать облигации внутреннего государственного займа. Это приводит к росту долговой нагрузки на государство: в последующие годы всё больше средств из бюджета нужно будет тратить на погашение и обслуживание государственного долга и всё меньше ресурсов будет оставаться для финансирования социальной сферы, образования, медицины или армии.

А выдержат ли государственные предприятия?

Им будет сложно. «Если государство для покрытия дополнительных расходов на выплаты зарплат может просто одолжить деньги, то есть такие госпредприятия, как, например, Укрпочта, которые после повышения минималки должны увеличить зарплаты десяткам тысяч своих работников. А откуда брать эти деньги — неизвестно. Поэтому они могут перевести какую-то часть работников на 0,5 или даже на 0,2 ставки», — сообщила Дарья Марчак. Она отмечает, что такие предприятия в конце концов придут «просить» помощи у бюджета, что только увеличит государственные расходы.

Это как-то повлияет на цены?

Несмотря на то, что рост минимальной зарплаты будет незначительным — на 300 грн, затем на 1000, а потом еще на 500, это может «разогнать» инфляцию.

«Повышение минимальной заработной платы меняет и другие макроэкономические параметры. Сейчас мы видим, что без этого (без увеличения минимальной зарплаты — ред.) инфляция будет оставаться в целевом диапазоне. А если смоделировать ситуацию роста минимальной зарплаты, и достаточно существенного, то я считаю, что это будет влиять на макроэкономические данные, показатели бюджета, инфляцию и безработицу», — сообщил заместитель главы Национального банка Украины Дмитрий Сологуб в ответ на вопрос журналистов о влиянии роста минималки на уровень цен.

«Такое решение — абсолютно отрицательное, ведь оно не продиктовано экономикой. Это чистый популизм», — считает инвестиционный банкир Dragon Capital Сергей Фурса. Повышение уровня минимальной зарплаты должно происходить параллельно с увеличением производительности труда (то есть, показателя произведенного ВВП рядовым гражданином за один час рабочего времени), уверена Охтырко.

То есть граждане рост доходов не почувствуют. «Если повышение минималки состоится, в частности, благодаря росту инфляции, то она может «съесть» часть увеличенного дохода. Нужно говорить не о номинальном, а о реальном росте доходов граждан. Сейчас, в условиях низкой инфляции, действительное улучшение благосостояния даже при небольшом повышении зарплаты больше, чем когда мы увеличиваем зарплаты, но одновременно разгоняем инфляцию», — сообщила Марчак.

Пойдут ли зарплаты в тень?

Такое действительно может быть. Повышение минималки способно вызвать негативную реакцию бизнеса. Эксперты отмечают, что некоторые предприятия будут не в состоянии заплатить столько своим работникам, поэтому они либо закроются, либо перейдут в «тень», выдавая зарплаты в конвертах. Государственные компании начнут переводить своих работников на неполный рабочий день или половину ставки. Как следствие, вместо ожидаемого роста поступлений в бюджет от налога на доходы физических лиц государство может получить сокращение количества официально трудоустроенных граждан и налогов с их зарплат.

В то же время часть официально зарегистрированных ФЛП — это на самом деле наемные работники, которых таким образом заставляет регистрироваться работодатель, чтобы уменьшить свои обязательства по ЕСВ. Вместо почти 20% из своей зарплаты такие «скрытые» работники платят только 5% (и те полностью зачисляются в местные бюджеты), а ЕСВ платят с минимальной зарплаты — независимо от того, во сколько раз их реальный заработок превышает минималку. Рост показателя минимальной зарплаты может увеличить отчисления таких ФЛП в бюджеты, несколько уровняв их с людьми, которые трудоустроены официально. С другой стороны, увеличение налоговых обязательств ФЛП может подтолкнуть граждан переходить к теневым расчетам в конвертах, что, наоборот, уменьшит отчисления в бюджеты.

«Если правительство считает, что ФЛП недоплачивают налоги (что в целом можно понять), то логичнее было бы просто немного повышать ставку налогов для них», — считает Дарья Марчак.