Как «Паразиты» победили «Джокера» и почему звездам не подавали мясо: что нужно знать про «Оскар-2020»

Неожиданная и блестящая победа южнокорейского фильма «Паразиты», всего лишь две награды у «Джокера» из 11 номинаций и первый актерский «Оскар» Брэда Питта. Вот главное, что нужно знать о 92-й церемонии вручения наград Американской академии кинематографических искусств. А еще «Оскара» снова упрекали, что он гендерно не сбалансирован и темнокожих актеров почти нет в главных номинациях. Насколько оправдались ожидания букмекеров и зрителей и чем запомнилась нынешняя церемония вручения самых престижных кинонаград — рассказывает hromadske.

Триумфаторы

Букмекеры нам такого не обещали, но драма южнокорейского режиссера Пон Джун Хо «Паразиты» получила главную награду вечера — «Оскар» в номинации «лучший фильм». Она обогнала и «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино и «Джокера» Тодда Филлипса, которым прочили победу, и стала первым в истории премии фильмом на иностранном языке, который выиграл в этой номинации.

Обычно на победу претендуют исключительно англоязычные фильмы, только в 11 случаях из 92 были исключения. Впрочем, такое кино еще никогда до сих пор не побеждало. Кроме того, создатели «Паразитов» забрали статуэтки еще в трех номинациях «лучший оригинальный сценарий», «лучший фильм на иностранном языке», «лучший режиссер».

Больше всего номинаций было у психологического триллера «Джокер» режиссера Тодда Филлипса. Надежды добавляло и то, что лента уже получила два «Золотых глобуса», три награды BAFTA, более миллиарда долларов в прокате и очень положительные оценки критиков.

Но победы «Джокеру» предсказуемо принесли лишь исполнитель главной роли Хоакин Феникс и Гильдур Гуднадоуттир — исландский композитор, автор музыки к фильму. Кстати, это она написала саундтрек к мини-сериалу «Чернобыль» от HBO.

Брэд Питт получил свой первый актерский «Оскар» (у него уже есть награда за продюсирование фильма «12 лет рабства», — ред.) за «лучшую мужскую роль второго плана» в девятом фильме Квентина Тарантино «Однажды... в Голливуде». Самому Тарантино желанный первый режиссерский (у него уже есть премия за лучший сценарий, — ред.) «Оскар» лента не принесла. Но она победила также в номинации за лучший производственный дизайн.

Антивоенная драма Сэма Мендеса «1917» о Первой мировой получила три «технические» статуэтки — за операторскую работу, лучший звук и визуальные эффекты. Спортивный биографический боевик Ford vs Ferrari Джеймса Мэнголда тоже отметили «Оскарами» за лучшую звукорежиссура и монтаж.

Еще 11 лент получили по одному «Оскару»:

  • лучшая актриса Рене Зеллвегер, по биографическую драму «Джуди»;
  • лучшая актриса второго плана: Лора Дерн, «Брачная история»;
  • лучший адаптированный сценарий: «Кролик Джоджо;
  • лучший короткометражный фильм «Окно напротив»;
  • лучший анимационный фильм: «История игрушек-4»;
  • лучший анимационный короткометражный фильм «Волосатая любовь»;
  • лучший дизайн костюмов: «Маленькие женщины»;
  • лучший документальный фильм «Американская фабрика»;
  • лучший короткометражный документальный фильм: «Научиться кататься на скейтборде в зоне боевых действий, если ты девочка»;
  • лучший грим и прически: «Скандал»;
  • лучшая песня к фильму: Love Me Again, «Рокетмен».

Скандалы

Как только стали известны номинанты на «Оскар-2020», все отметили, что премия не соответствует запросу публики на гендерное равенство. Это заметно в номинациях, которые не предусматривают пола. Например, среди претендентов на «лучшего режиссера» не оказалось ни одной женщины: были номинированы Мартин Скорсезе, Тодд Филлипс, Сэм Мендес, Квентин Тарантино и Пон Джун Хо.

Не было женщин и в номинации «лучший оригинальный сценарий», а на премию за лучший адаптированный сценарий претендовала только Грета Гервиг за «Маленьких женщин». Кстати, с 1929 года в номинацию «лучший режиссер» попадали 449 претендентов, из них только пять женщин.

А вот в номинации «лучший документальный полнометражный фильм» женщин-режисеров было больше. Награду получила лента «Американская фабрика» и ее создатели — Джулия Райхерт и Стивен Богнар. Кроме того, во время церемонии вручения премии оркестром впервые за 92 года дирижировала женщина — ирландка Имер Нун.

Издание The Guardian назвало «Оскар» «битвой полов» из-за того, что очень «женские» ленты вроде «Маленьких женщин» и «Скандала» противостояли «мужским» «Однажды... в Голливуде» и «Ирландцу».

А вот состав звездных ведущих церемонии вручения наград был гендерно сбалансированным. Это уже второй раз за 30 лет, когда у церемонии вручения «Оскара» нет единого ведущего: в 2019-м им должен был быть американский актер и стендап-комик Кевин Харт. Впрочем, он отказался от участия в церемонии из-за обвинений в гомофобии.

Поддержи деятельность hromadske на платформе Спільнокошт любая сумма поможет нашему медиа и в дальнейшем писать об актуальных и важных культурных событиях и процессах.

Еще одна традиционная история самой престижной кинопремии, которая продолжается из года в год — о том, почему «Оскар» слишком «белый» и почему так мало чернокожих звезд представлены в главных номинациях. И это несмотря на то, что лучшим актером прошлого года выбрали афроамериканца Махершалу Али — звезду «Зеленой книги». В этом году это была лишь Синтия Эриво, которая претендовала на победу в номинации «лучшая актриса» за главную роль в историко-биографической драме Кейси Леммонс «Гарриет».

Наиболее обсуждаемым по этому поводу стали комментарии американского писателя, «короля ужасов» Стивена Кинга, после объявления номинантов на «Оскар». «Я никогда не признаю запрос на многообразие в плане искусства. Все в равных условиях. Мне кажется, что иначе было бы неправильно» — написал он в Twitter.

После шквала критики, в эссе для Washington Post он объяснил, что «те, кто оценивает творческие успехи, должны быть слепыми к вопросам расы, пола или сексуальной ориентации». По мнению Кинга, следует обращать особое внимание на произведения, посвященные различным видам неравенства или социальной несправедливости.

Накануне вручения «Оскаров» в Калифорнии награждали лауреатов другой престижной премии Spirit Awards. Она вручается за достижения «независимого кинематографа». На самом деле — рассматривает фильмы, не попавшие в номинации «Оскара». Во время церемонии постоянно звучали упреки в адрес Американской академии: на Spirit Awards номинировали преимущественно женщин и темнокожих.

Тренды

Еще один из месседжей «Оскара-2020» — экологическое сознание. В этом году гостей церемонии угощали почти исключительно вегетарианскими блюдами. К тому же, на столах совершенно не было пластика. Еще положительный пример показал актер Хоакин Феникс. Он пришел на церемонию в костюме от дизайнера Стеллы Маккартни, которая в своей работе использует перерабатываемые материалы. Беречь окружающую среду Феникс также призвал и в своей речи после получения награды.

Во время церемонии почтили память баскетболиста, бывшего игрока Los Angeles Lakers Коби Брайанта, который погиб 26 января в авиакатастрофе вместе со своей дочерью. Прошлогодний лауреат «Оскара», режиссер и продюсер фильма «Черный куклаксклановец» Спайк Ли, выбрал для выхода костюм цветов Lakers и с номером «24» в честь Коби Брайанта.

Победители в номинации «лучший анимационный короткометражный фильм» Мэттью А.Черри и Карен Руперт Толливер, создатели «Волосатой любви», также посвятили свою победу Брайанту. В этой же номинации сам Брайант получил статуэтку в 2018 году за фильм «Дорогой баскетбол».

Специальной гостьей церемонии стала 18-летняя американская звезда, нынешний лауреат музыкальной премии Grammy Билли Айлиш. Она исполнила хит группы Beatles Yesterday в собственной интерпретации. Это был своеобразный трибьют всем звездам Голливуда, которые ушли из жизни в прошлом году.

На сцене театра Долби основном звучали песни из фильмов, представленных на «Оскаре». Например, саундтрек из мультфильма «Ледяное сердце-2» Into the Unknown Идина Мензель исполнила вместе с другими певицами на десяти разных языках. Но была и неожиданность — на вручении престижной кинопремии выступил и рэпер Эминем.

Что нисколько не удивило — 92 церемония «Оскара» оказалась, как всегда, дорогой. Звезды шагали по красной дорожке стоимостью 30 тысяч долларов, длиной 150 метров и весом пять тонн. За дизайн сцены в этом году отвечал Джейсон Шервуд. На ее оформление ушло 40 тысяч кристаллов Swarovski. Особенностью сцены был подвижный элемент весом полтонны. На подарки для номинантов пошло по 100 тысяч долларов на каждый.