Как жители неподконтрольного Донбасса голосуют за поправки к Конституции России

Жители неподконтрольных территорий Украины не остались в стороне во время голосования за поправки в Конституцию России, среди которых самой обсуждаемой стала поправка об обнулении президентских сроков Владимира Путина.
В самопровозглашенных республиках Донбасса голосуют только граждане России и только на участках, расположенных в Ростовской области РФ, но доставка этих людей к избирательным урнам организована и продумана властями «ДНР» как добротная военная операция. При этом люди еще и доплачивают из своего кармана за билеты на выезд в Россию. «Спектр» провел один день, отслеживая это специфическое голосование.
Откуда в «ЛДНР» граждане России?
В самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» сейчас проживает около 230 тысяч граждан РФ. Из них, по информации, озвученной со ссылкой на руководство республики в своем телеграм-канале российским военным журналистом Александром Сладковым, в «ДНР» живет 110 тысяч владельцев новых паспортов с двуглавым орлом.
Указ «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке» Владимир Путин подписал 24 апреля 2019 года. Этот указ значительно упрощал получение гражданства жителям «ЛДНР». Уже в июне 2019-го в Ростовской области первые группы из Донецка и Луганска начали организованно получать российские паспорта.
Процесс получения российского гражданства строго организован. Воюющие за «республики», личный состав «полиции» и «МЧС», чиновники офиса так называемого главы «ДНР», «правительства», всевозможных местных администраций и прочие «служивые люди» паспорта получали при содействии собственных отделов кадров, организованно и централизованно. Выглядело это так: «первоочередные категории» сдавали в конкретных местных миграционных службах свои персональные папки, а потом так же организованно группами выезжали получать паспорта РФ в Ростовскую область.
Остальные граждане сначала должны получить паспорт «ДНР», и только после этого они могут претендовать на российское гражданство. Сейчас этот процесс для обычного, к примеру, пенсионера растягивается в среднем на год.
Поэтому пока граждане России в самопровозглашенных республиках — это в первую очередь мотивированные и работающие на российские интересы люди, как тут говорят — «бюджетники, госслужащие и военнослужащие».
Как было организовано голосование?
Бывший так называемый глава «Совета безопасности ДНР» и командир бригады «Восток» Александр Ходаковский об отборе групп людей для голосования за поправки к Конституции РФ среди воюющих за «республику» написал в своем телеграм-канале: «Было так: желающие — выйти из строя. Вышло много. Никакой показухи, никаких „флешмобов“ — просто и организованно. Автобусы предоставлены перевозчиками, график убытия составлен ответственными лицами».
Остальным можно было зарегистрироваться для выезда на голосование в Россию с 17 июня на многоканальной прямой линии. Графики и маршруты от «министерства транспорта» «ДНР» появились чуть позже, и их можно было выбирать. Донецких собирались возить на избирательные участки в город Таганрог и три села: Куйбышево, Куйбышевского района, Авило-Успенка, Матвеево-Курганского района, и хорошо знакомое местным Покровское, Неклиновского района Ростовской области (здесь расположен один из двух постоянных пунктов выдачи российских паспортов жителям «ДНР»).
Перемещаться автобусам предстояло через два разных пограничных перехода с Россией в поселках Успенка и Маринка.
«ДНР» и «ЛНР» разделяет граница с таможнями, наглухо сейчас закрытая для перемещения людей из-за эпидемии COVID-19. Потоки голосующих из разных самопровозглашенных республик тоже разделили по разным населенным пунктам Ростовской области. Донецким достались в основном деревни и села, а луганских возили в города: Гуково, Донецк, Новошахтинск и Красный Сулин.
Согласно сообщению на сайте луганского «Министерства транспорта», поездка в обе стороны стоила 450 рублей (около 5,5 евро). Так что поездка на голосование за поправки в Конституцию РФ была еще и платной. В Донецке желающие исполнить свой «гражданский долг» за билет на поездку в обе стороны платили в кассы автовокзала «Южный» 150 рублей (1,8 евро).
До эпидемии COVID-19 билет на автобус в Ростов-на-Дону из Донецка только в одну сторону стоил 1000−1100 рублей (12,5-13,7 евро). Но доехать можно было не до приграничного села, как сейчас, а еще примерно на 100 км дальше — до самого Ростов-на-Дону.
Бюджетникам и добровольцам из местных «военных» в день выезда на голосование их руководство дает выходной день. Затраты перевозчиков должны были дотироваться, а перевозки по созданным специально для этого голосования маршрутам были организованы так называемыми «министерствами транспорта» самопровозглашенных республик в рамках местного своеобразного «государственно-частного партнерства» с частными перевозчиками. Границу также открыли специально для голосования, хотя линия соприкосновения с контролируемой Киевом территорией в Донецкой области жестко закрывается из-за опасений новой вспышки эпидемии коронавируса.
Организацией доставки желающих для голосования в Донецке во многих кабинетах откровенно гордятся.
Как добраться до урны?
Куйбышево Ростовской области — это районный центр с шестью тысячами жителей, красивым Домом культуры с отреставрированной мозаикой на фронтоне и гербом СССР. Местные жители с гордостью рассказали корреспонденту «Спектра», что у них в селе даже бюст Сталина есть.
Участок для голосования тут оборудован в этом самом красивом Доме культуры. И на этом участке было все — маски, дезинфицирующие средства, группа девушек в полной защите от коронавируса с электронным термометром для скрининга всех прибывающих, вся необходимая наглядная агитация.
Уже перед самым открытием в 8 утра у дверей УИКа № 1018 ждали в очереди на голосование несколько местных жителей. Гостей из «ДНР» не было, к их приезду все за прошлые дни уже привыкли.
Первый автобус из Донецка прибыл только к полудню. На нем прибыли как на подбор крепкие мужчины. Вышли из автобуса организованно, все были в черных масках. Женщины из этого же автобуса далеко не все были с масками, некоторые потом брали одноразовые маски прямо на участке.
«Спектру» в Куйбышеве разрешали снимать все, но строго, со ссылкой на некое распоряжение ФСБ, запретили снимать автобусы с номерами «ДНР». Но первыми на участок из «ДНР» приехали люди не на автобусе, а на легковой машине и один из мужчин согласился сказать что-то на камеру. Волнуясь, со второго раза он произнес: «Ехали мы из Донецка для голосования за внесение изменений в Конституцию РФ, потому что она теперь является нашей родиной, нашим домом, и мы должны принять участие в голосовании. Все отлично, спасибо большое!».
Один из автобусов с дончанами прибыл к 14−00, его пассажиры рассказали «Спектру», что выехали они из Донецка еще в 7 утра — столько времени занял маршрут примерно в 110 километров и переход границы. От пограничного перехода «Мариновка» до Куйбышево — 20 минут неспешной езды, от Донецка до границы с Россией автобус добирался два часа с короткими остановками в Макеевке и Харцызске, остальное время — ожидание проверки. В общем от Донецка до поселка Куйбышево, если по дорогам, а не напрямик — ехать ровно 107 километров. Детальное расписание описала «Спектру» одна из пассажирок:
«У нас, начиная с 25 марта с Южного автовокзала отходят рейсы в шесть утра и дальше в семь, восемь, девять — четыре раза только в Куйбышево, в Покровское и Авило-Успенку тоже по четыре рейса в день. И еще на Таганрог из Донецка маршрут в шесть часов, — рассказала пассажирка. — Из Ясиноватой на семь часов два рейса на Куйбышево и Покровское; из Горловки — на Покровское и на Куйбышево уже по два рейса в день; Новоазовск едет в Таганрог; Снежное ежедневно ездит в 5:40 в Таганрог; Шахтерск тоже едет в Таганрог… Вот я вам сейчас назвала, какое количество рейсов ежедневно стартует голосовать из "ДНР". Мы подъехали к границе, а там очередь из автобусов — перед нами было четыре автобуса и после нас тоже четыре. Самое большое время мы в дороге провели в ожидании своей очереди, чтобы пересечь границу на Мариновке. Понимаете, для нас все эти поездки на голосования — как знак, возможность каждому почувствовать себя частью России!» По ее словам, паспортный контроль со стороны «ДНР» длился дольше, чем на российской границе. Когда автобус приехал в Куйбышево, их попросили погулять немного, потому что в этот момент на участке было много голосующих. «Там поселочек такой: тут „Пятерочка“, там „Магнит“, тут Дом культуры и все! Но все прилично — чистенько: тут полиция, там волонтеры, дезинфекция рук в очереди, музыка играет…», — с восторгом делилась своими впечатлениями пассажирка.
«Четкую, гражданскую, патриотическую…»
К организации голосования людей из «ДНР» в Ростовской области подошли с размахом — внутри Дома Культуры в Куйбышево были размечены на полу полосы для социальной дистанции, в такой же — на дистанции — очереди на улице волонтеры каждому обрабатывали дезинфектором руки, при входе каждый приезжий получал в подарок еще одну одноразовую маску и ручку.
Было видно, что и народ, который приехал в Куйбышево, знаком с дисциплиной. «Единственное, когда дождь лупанул, нам закричали: „Заходите быстрее, лучше не намокнуть, чем дистанцию соблюдать!“ — рассказала приехавшая голосовать жительница Донецка. — А проголосовали мы очень быстро и спокойно поехали назад — назад пропускали быстрее. Шопингом не занимались, в „Пятерочке“ сейчас набор продуктов такой же, как в Донецке, только у нас чуть дешевле из-за более низкой налоговой нагрузки. Взяли водички, бутылку шампанского и чуть закуски на обратную дорогу — сыра, винограда…».
29 июня был, по всей видимости, рекордным днем для голосования дончан. С этой целью на территорию России выехал довоенный и современный глава центрального Ворошиловского района Донецка Владислав Латынцев, бывший и нынешний администраторы Донецка Игорь Мартынов и Алексей Кулемзин, местный «министр культуры» и директор Донецкой государственной филармонии певец Александр Парецкий.
На одном из автобусов приехал голосовать за поправки в российскую Конституцию и создатель Донецкого ожогового центра, директор Института неотложной и восстановительной хирургии имени В. К. Гусака врач Эмиль Яковлевич Фисталь — знаковая фигура для Донбасса, где подземные взрывы газа с многочисленными ожогами у шахтеров всегда были страшной обыденностью.
В прошлом году юбилей доктора Фисталя в Донецке праздновался, как государственный праздник — ему исполнилось 80 лет. Проект Свои. CITY включал Эмиля Фисталя в рейтинг пяти наиболее известных жителей Донецка, не выехавших за его пределы в 2014 году. У Эмиля Фисталя уже была персональная страничка на запрещенном в России украинском сайте «Миротворец», где приводятся личные данные людей, которых создатели сайта считают врагами Украины.
Теперь стало понятно, что у Фисталя есть и паспорт России, а обладатели паспортов России, как правило, все разговоры о реинтеграции с Украиной воспринимают с жестким недоверием — ничего хорошего от выполнения Минских соглашений для себя такие люди не ждут.
На обратном пути уже проголосовавшие дончане отмечали это значимое в их жизни событие красным шампанским. «Террористы, агрессоры, оккупанты — какие же вы настырные! — произнес тост житель Калининского района города Донецка Александр Сидоров. — Дождь вас поливал, жара вас жарила, в очередях вас мариновали. И тем не менее, вы выполнили свой гражданский долг! Давайте! За нашу четкую, гражданскую, патриотическую позицию!» Пластиковые стаканы смыкаются под троекратное: «Ура!».
На персональной страничке в сети Facebook у Александра Сидорова есть запись от 31 октября 2019 года, на которой он демонстрирует свои новые российские паспорта — заграничный и внутренний — и пишет: «Вот как бывает! Еще утром был безобидной (ну, почти ) „марионеткой Кремля“, а вернулся в родной Донецк полноправным „российским оккупантом“».
В этом потоке новых граждан России из самопровозглашенных республик Донбасса сказавших поправкам к Конституции «нет», похоже, будет очень мало. Если они, конечно, вообще там будут.
При поддержке Медиасети