«Какая же мы «ДНР», у нас нет рублей» - репортаж из Новолуганского

«Какая же мы «ДНР», у нас нет рублей» — репортаж из Новолуганского

Текст Анастасия Канарева, Богдан Кинащук

На фоне обострения на Светлодарской дуге 23 декабря в штабе АТО сообщили о возвращении поселка Новолуганское, расположенного в этом районе, под контроль Вооруженных Сил Украины. Для этого, заявили в штабе, батальон «Донбасс-Украина» провел спецоперацию под прикрытием. Впрочем, за три года войны Новолуганское никогда не было под контролем так называемой «ДНР». Почему ВСУ вошли в поселок и как на это отреагировали местные - в репортаже Громадского.

«Я никуда не выходил. Мы на первом этаже живем, вот окна. Вижу - военные проехали».

Мы встречаем Николая Ивановича у подъезда пятиэтажки на самом въезде в Новолуганское. Он обсуждает последние новости с женой и соседками. Женщины встревожены. Сегодня здесь только и разговоров, что о военных, которые появились вечером накануне.

Блокпост ВСУ и Фискальная служба всегда были на въезде со стороны Светлодарска, военные патрулировали улицы, но никогда не проживали непосредственно в селе.

Новолуганское, или Новолуганка, как его называют местные, - небольшой поселок, который расположился на северо-востоке от Горловки. Живут здесь около 4 тысяч человек, преимущественно пенсионеры, как и в других небольших населенных пунктах Донбасса. Молодежь уезжает в поисках работы и лучшей жизни.

Вечером 23 декабря командир батальона «Донбасс-Украина» Филин написал в Facebook, что после успешно проведенной военной операции его подразделения вошли в Новолуганское без потерь.

Новость мгновенно разлетелась по социальным сетям под тегом #перемога (победа).

Въезжая в Новолуганское впервые, мы ожидали увидеть типичный поселок, которому не повезло оказаться в прифронтовой зоне, - разрушенную обстрелами инфраструктуру, опустевшие улицы и закрытые магазины. Однако картинка оказалась совсем другой. Здесь работают магазины, банкоматы, три года местные исправно получают социальные выплаты. В аптеке можно приобрести необходимые лекарства, а над сельсоветом развевается украинский флаг. Некоторое время были перебои с поставками, однако их быстро решили. Проблемой оставался проезд в село людей без местной прописки - в основном родственников и волонтеров, которые привозили гуманитарную помощь.

«Здесь «ДНР» никогда не было. Если бы мы были под «ДНР», так было бы и сейчас, - говорит пожилая женщина, которая вышла на прогулку с небольшим собакой. - Мы пенсию получаем украинскую. Какое мы «ДНР», у нас рублей нет!»

Так называемая «ДНР» здесь действительно близко - маршруткой можно доехать до соседней Никитовки, это окраина контролируемой сепаратистами Горловки, к ней 20 километров. В районе Доломитного есть «блуждающий» блокпост боевиков, который время от времени меняет местоположение. Украинских блокпостов на этой трассе раньше не было.

«Сама я туда не езжу, - говорит аптекарша в Новолуганском. - Но люди к нам приезжают, кто за продуктами, кто за лекарствами».

После размещения бойцов батальона «Донбасс-Украина» на горловской трассе появился еще один украинский блокпост. На официальной странице пресс-службы штаба АТО в Facebook заявили, что установили его "по многочисленным просьбам местных жителей". По словам комбата Филина, к военным обращались даже с письмом.

Местные говорят, что действительно писали его военным, собирали подписи. Однако, утверждают, что просили не устанавливать новый блокпост, а облегчить проезд через старый, со стороны Светлодарска - «чтобы иметь возможность посещать родственников».

«Были проблемы с провозом товаров, заездом снегоуборочной техники и пропуском родственников. Люди просили или облегчить проезд, или передвинуть блокпост, - уверяет председатель сельсовета Константин Саркисов. - От меня официального обращения не было».

После вхождения военных в село блокпост со стороны Светлодарска никуда не исчез. Бойцов расквартировали прямо в центре - люди переживают, что Новолуганское начнут обстреливать со стороны самопровозглашенной «ДНР».

«Надеемся, что все будет хорошо, но боимся, что теперь по поселку начнут стрелять», - говорит аптекарша.

Опасения быстро подтвердились - в тот же вечер, как военные зашли в Новолуганское, поселок обстреляли из миномета со стороны контролируемой сепаратистами Горловки. Мины упали на территорию свинокомплекса.

«Здесь пробило стену и крышу, мы уже успели забить дыру досками и задуть пеной», - показывает нам последствия обстрела заведующая производством Наталья.

Хотя линия разграничения проходит вплотную к поселку, мины здесь оказались впервые за полтора года, убеждает Наталья. Весь день она занята ликвидацией последствий обстрела. Во дворе между зданиями - воронка от мины, стены поражены осколками. Часть скота погибла.

«Если начнется бойня, предприятие закроют, а это равно голодной смерти. Здесь работает более тысячи человек, как местных, так и из соседних сел, контролируемых «ДНР». Мы довозим всех рабочих на автобусе. Никакой другой работы здесь нет», - объясняет Наталья.

Наталья работает в свинокомплексе уже много лет и хорошо помнит 96-й, когда предприятие остановилось в год из-за отсутствия финансирования: «это были очень тяжелые времена».

Местные говорят, что о планах военных расположиться в Новолуганском никто не сообщал, это стало неожиданностью. Мол, к самим бойцам претензий не имеют, но убеждены: их пребывание в селе привлечет внимание боевиков.

Зачем военным понадобилась операция по "освобождению" поселка, который и так был под контролем Украины, спрашиваем у самого комбата Филина:

«Мне надо было переместиться на три километра вперед в сторону Горловки, чтобы выровнять линию обороны, - объясняет комбат. - Особенность Новолуганского в том, что там остались одни женщины, дети и пожилые люди. Усиленная рота направилась туда под прикрытием на гражданских зерновозах. Мы быстро заняли позиции и укрепляемся на этом рубеже».

Он убежден, что большинство местных мужчин воюют на стороне так называемой «ДНР». Говорит, раньше украинских флагов в селе не видел.

Между тем обеспокоены и те, кто имеет близких в соседних селах, оказавшихся за линией разграничения - смогут ли они и в дальнейшем беспрепятственно приезжать?

«Ну и как нам теперь здесь жить спокойно, скажите?» - Спрашивает Николай Иванович, разводя руками.