Капитал патриархии. Имущество самого влиятельного института Грузии
В этом материале описан масштаб официального имущества православной церкви
Фото:patriarchate.ge
Материал «Jam-news»
Журнал «Индиго» при поддержке «Фонда открытое общество – Грузия» в течение года изучал масштабы зарегистрированного имущества патриархии. В проекте «Капитал патриархии» собраны и проанализированы обнаруженные в публичном реестре пять тысяч документов. Это одно из самых масштабных исследований такого рода.
Главное, что удалось узнать из сотен документов, обнаруженных «Индиго»:
— капитал Грузинской православной церкви со дня распада Советского Союза неуклонно растет;
— патриархия сегодня владеет землей общей площадью 62,7 квадратных километра, что почти равно площади города Батуми;
— 96 процентов земель патриархия получила в собственность и во временное пользование от государства и частных лиц безвозмездно;
— с 2002 года по сей день патриархия получила из центрального и местного бюджетов более 285 миллионов лари (102 млн евро);
— грузинскую церковь возглавляют 47 членов Синода, 41 из которых участвует в бизнес-деятельности патриархии. Большинство членов Синода владеют солидным имуществом;
— у патриархии 40 бизнес-компаний, доли в четырех других компаниях и 105 неправительственных организаций;
— главное направление бизнеса патриархии и ее НПО – сфера образования. Хотя есть компании, связанные с импортом нефтепродуктов и производством алкоголя.
Законодательство
Отношения государства и православной церкви регулируются конституционным соглашением, которое было утверждено парламентом 22 октября 2002 года. Этот документ является вторым по значимости юридическим актом Грузии после конституции. Соглашение уравнивает православную церковь в правах с государством и дает несравнимые с другими религиозными общинами привилегии.
Соглашение неоднократно критиковала Венецианская комиссия, консультативный орган Евросоюза по конституционному праву. В заключении Венецианской комиссии зафиксировано, что придание конституционного статуса соглашению государства и церкви противоречит всем принципам секулярного государства.
Парламент страны не может ни аннулировать документ, ни внести в него малейшие изменения, так как согласно закону, даже если три пятых от общего количества депутатов захотят внести изменения, это все равно будет невозможно, поскольку на малейшее изменение требуется получить согласие церкви. Намного легче изменить конституцию Грузии, чем это соглашение.
Какие привилегии предоставляет православной церкви конституционное соглашение?
Церковь освобождена от налогов. По конституционному соглашению, «продукция, произведенная церковью, ее завоз, также имущество и земля неэкономического пользования освобождены от налогов». Под этим подразумевается и налоги на прибыль, на добавочную стоимость, на имущество.
Церковь – эксклюзивный партнер государства в сфере образования. Например, государство обязано помогать функционированию образовательных учреждений церкви. В документе также записано, что изучение религиозного предмета в школе является добровольным, но составление учебной программы, изменения в ней, назначение педагога и его увольнение происходит при участии церкви.
Еще одна важная привилегия – глава православной церкви является лицом неприкосновенным. То есть привлечь к ответственности или арестовать Илию Второго невозможно, пока он является патриархом. Согласно конституции Грузии, такое право есть еще у одного человека – президента страны.
В соглашении также записано, что государство признает собственностью церкви монастыри, храмы, их останки, земельные участки, на которых они расположены. Туманное определение – «земельные наделы, на которых они находятся» — дает церкви возможность для различных интерпретаций. Например, патриархия часто получает от государства пастбища, луга, пахотные земли и леса, в окрестностях которых находится церковь, которая сама при этом занимает несколько сотен квадратных метров.
Ни у одной из других конфессий таких привилегий нет.
Почему церковь прибирает к рукам государственное имущество?
Представители правительства и патриархии в официальных заявлениях разъясняют, что переданные церкви бюджетные средства и земли являются возмещением того ущерба, который церковь понесла в 19 и 20 веках — вначале от Российской Империи, а затем и от Советского Союза. Именно это имущество возвращается церкви уже на протяжении 27 лет после развала Советского Союза и обретения Грузией независимости.
Тот факт, что государство взяло на себя ответственность и возмещает церкви потери не только советского периода, но и дореволюционного, вызывает недоумение. Согласно данным кавказской археографической комиссии, до 1860 года православная церковь была самой крупной феодальной организацией и владела внушительным имуществом и территориями – монастырями, драгоценностями, 700 тысячами гектаров земли.
О возмещении какого конкретно ущерба идет речь?
Этого никто не знает. По принятому в 2002 году конституционному соглашению, должна была быть создана специальная комиссия, которая установила бы точный объем ущерба. Эта комиссия собралась на несколько заседаний, но объем ущерба так и не установила. Соответственно, по сей день неизвестно, на основании чего правительство ежегодно перечисляет деньги церкви, сколько еще должно перечислить, и сколько времени еще будет продолжаться этот процесс.
Все культовые сооружения, национализированные советской властью, патриархия вернула еще в 1990 году. После же заключения соглашения в 2002 году на патриархию было переоформлено 6270 гектаров земли, а из государственной казны она получила как минимум 285 миллионов лари (102 млн евро).
Самые богатые члены Синода
Из публичной документации становится ясно, что большинство из 47 членов Священного Синода — довольно богатые люди. Многие из них владеют солидными земельными наделами и другой недвижимостью, а 41 из них вовлечен в бизнес-деятельность патриархии.
Председатель Синода Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй, согласно данным публичного реестра, не владеет недвижимостью. Единственную собственность – земельный участок во Мцхета — патриарх в 2008 году подарил своему племяннику, митрополиту Батумскому и Лазскому Димитрию. Помимо патриарха, только у пяти членов Синода, согласно реестру, нет никакого имущества.