Хочу, чтобы после меня остались только фильмы: какой была Кира Муратова

Кира Муратова умерла вечером 6 июня. Какой она была, рассказывает Громадское.

Сергей Захарченко, Елена Зашко

Она не заканчивала съемку, пока не добивалась своего на съемочной площадке, была резкой с журналистами и одновременно хорошей, прямой и честной. У нее снимались Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Рената Литвинова, Зинаида Шарко, Нина Русланова и Георгий Делиев.

В 70-х годах ее фильм запретили, хотя никто и никогда не сомневался в мастерстве режиссера, а в прошлом году она стала членом Американской киноакадемии, известной в мире ежегодной премией «Оскар».

Кира Муратова умерла вечером 6 июня.

Какой она была, рассказывает Громадское.

В одном из интервью Муратова сказала: «Мне не нужно, чтобы обо мне снимали документальное кино. Дневники и все, что я когда-то писала, хочу сжечь, уничтожить. И пепел мой развейте, размышления и на помойку меня выбросьте, отдайте, чтобы звери съели. Хочу, чтобы после меня остались только фильмы».

Кино Муратова начала снимать в 60-е, когда работала на Одесской киностудии. Первый срежиссированный им фильм «Короткие встречи» вышел в 1967 году. В нем она исполнила одну из ролей вместе с Владимиром Высоцким и Ниной Руслановой.

Фильм «Долгие проводы», который Муратова сняла в 1971 году, запретил ЦК Компартии Украины. На экраны он вышел только через 16 лет.

В 1990-м ее лента «Астенический синдром» получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Последний фильм «Вечное возвращение» Муратова выпустила в 2012 году.

Слева направо: актриса Рената Литвинова, режиссер и сценаристка Кира Муратова и актер Сергей Маковецкий во время съемок художественного фильма «Кинопробы. Однокурсники », Одесса, 14 октября 2011 Фото: SOTA Cinema Group/УНИАН

В 2014 году режиссер сказала, что не будет снимать больше кино: «Через личные причины, а не политику. Здоровье мое ушло, поэтому этой работе я не смогу отдаваться». Муратова вместе с украинскими режиссерами, кинооператорами и критиками подписала коллективное письмо-обращение к российским коллегам с призывом прекратить вражду между Россией и Украиной.

У нее был собственный рецепт успеха для украинского кино: «Надо делать дешево. Есть люди, которые дешево умеют делать невесть что. Только придумать надо. Это и нужно Украине, а не на Голливуд равняться».

Роман Балаян, кинорежиссер

В Москве был показ моего фильма «Первая любовь», на который я не пошел. После сеанса в ресторане Дома кино у нас был такой диалог:

- Я могу узнать, почему вы не пошли смотреть собственный фильм?

- Это мои личные симпатии и предпочтения, в чем дело?

- Дело в том, что мне фильм очень понравился. Я могу узнать почему вам не нравятся собственные фильмы?

- Я этого не говорил, а почему вам понравился?

И тут она сказала гениальную вещь:

- Потому что в нем нет ни одной уступки зрителю.

Хорошо, что рядом не было ни одного зрителя.

Прошлым летом я был у нее дома и она сказала: «Рома, я не выхожу, кино не хочу снимать». Я впервые от нее услышал, что она не хочет снимать кино. А 10 дней назад мужчина написал, что Кира умирает.

Лариса Брюховецкая, кинокритик

Муратова была бескомпромиссной, никогда не повиновалась системе —ни советской, ни системе коммерческого кино. Украинские режиссеры в основном считают, что надо снимать коммерческие фильмы, на которые пойдет зритель. Это хорошие намерения, но качество и индивидуальный стиль должен быть. Муратова имела свою линию болезненного проживания социума, наблюдала и выливала на экран провокационной и иногда агрессивной форме. Например, в ее фильмах 90-х или даже в «Мелодии для шарманки» является противостояние богатых и бедных. Режиссер обостряла эту болезненную и актуальную проблему. У нее своеобразный стиль, отличный от русского и украинского кино. Это стиль полуабсурда, полуреализма. За это ее уважало мировое кинематографическое сообщество.

Георгий Делиев, актер и режиссер

Она считала, что актер — это лицо кино. Была разной, очень прямой и честной, всегда отдавалось замыслу. Не секрет, что Муратова — гениальная режиссер со своим очень особенным взглядом. Она была очень гостеприимной, ей все было интересно. Например, спросит «Как у вас дела?», И очень внимательно слушает. Не просто ставила вопрос вежливости, а ей действительно было интересно, что происходит у тебя в жизни.

Режиссер Кира Муратова (справа) с актерами во время съемок фильма «Мелодия для шарманки», Киев, 28 декабря 2009 Фото: SOTA Cinema Group/УНИАН

Валентин Сильвестров, композитор (автор музыки из фильма «Настройщик»)

Она принимала уже готовые вещи. Специально для фильмов музыку не писали. В украинском кино имена Параджанова и Муратовой ключевые. Ее фильмы продолжаются за пределами фильма. Когда видишь людей на улице, то кажется, что это персонажи из ее картин.

Рената Литвинова, актриса

У меня умерла Кира Муратова. Сегодня полечу на похороны, хотя не могу поверить, что не увижу ее больше и не смогу поговорить. Я встретила Киру, только что закончила ВГИК. Она была примером и учителем для меня: никогда не изменять себе, уметь быть против всех и быть правой. Но главное — любить кино больше ... Больше всего на свете она любила снимать фильмы.
Олег Кохан, продюсер, получил кинопремию «Ника» за фильм Муратовой «Два в одном»

«Астенический синдром» перевернул мое представление о кинематографе. Это было мое знакомство с кино как искусством. Она имела свой узнаваемый стиль, ее фильмы не похожи ни на кого.