Кино по-американски. Пять фильмов, по которым мы знаем Соединенные Штаты

4 июля США отмечают День Независимости — в этот день в 1776 году была принята Декларация о независимости от Великобритании. Большинство из нас знают о жизни в США благодаря массовой культуре, которая сформулировала определенный образ в нашем сознании. Кинообозреватель Роман Губа выбрал пять фильмов, которые рассказывают нам о таких далеких Штатах.

«Делай как надо!» (1989), режиссер Спайк Ли

Было бы странно проигнорировать тему расизма в этом тексте ввиду того, насколько заметна она в американском кино на протяжении десятилетий. До украинского зрителя обычно доходят «комфортные» фильмы, где непременно появится «белый спаситель» — как пример, сравнительно недавняя «Зеленая книга». Но тема куда острее, и в контексте движения Black Lives Matter на ум приходит выдающийся фильм известного темнокожего режиссера Спайка Ли.

«Делай как надо!» — это портрет Бруклина, где происходит конфликт между темнокожим курьером пиццерии и ее белым владельцем. Впрочем, сам спор лишь повод для режиссера показать все реалии черного гетто, изобразить на экране множество персонажей с их проблемами. Дополнительное напряжение в квартале создает аномальная жара, которая расплавляет призрачно мирное сосуществование жителей различного происхождения. Кстати, главную роль в фильме — курьера Муки — сыграл сам режиссер.

Еще на тему: «Малкольм Икс» (1992), «Иуда и Черный Мессия» (2021).

«Волк с Уолл-стрит» (2013), режиссер Мартин Скорсезе

Да, Штаты — это не только бедные районы, но и небоскребы, спортивные машины и самолеты. И как ни странно, они принадлежат не тем, кто лучше работает, а тем, кто нажился на труде остальных. Среди них, например, был брокер Джордан Белфорт. Его мемуары легли в основу ленты Мартина Скорсезе. Нью-Йорк в этом фильме именно такой, как на открытках — высотный, блестящий и заоблачно дорогой.

Харизматичный молодой Белфорт получил брокерскую лицензию и в тот же день оказался на улице — очередной финансовый кризис как волна выбросил на берег сотни и тысячи ему подобных. Но вскоре герой начнет все с начала, и благодаря умению «впаривать» откровенно мусорные акции заработает большой капитал. Вместе с большими деньгами придут и наркотики, но это игра в долгую — до своего падения Белфорт успеет насладиться жизнью по полной.

Одна из лучших ролей Леонарда Ди Каприо, сплав черной комедии и байопика. После этого фильма рынок акции не станет понятнее, но точно будет ассоциироваться с большими махинациями.

Еще на тему: «Уолл-стрит» (1987), «Игра на понижение» (2015).

«Крестный отец» (1972), режиссер Фрэнсис Форд Коппола

Другое лицо Штатов — криминальный мир, который тесно сплетается с политическим, известно нам по уже классической кинотрилогии о семье Корлеоне. Это экранизация романов Марио Пьюзо.

Майкл Корлеоне, сын дона Вито Корлеоне, пытался жить не так как отец. Он вернулся с Второй мировой героем и больше не хотел брать в руки оружие. Но маховик был запущен гораздо раньше, чем герой Аль Пачино решил жить мирной жизнью. Ему придется взять семейные дела в свои руки, когда на отца будет совершено покушение — и стать еще более жестоким, чем предшественник. Эта трансформация и делает «Крестного отца» увлекательной киносагой на все времена.

Самый известный гангстерский фильм не состоялся бы без участия Марлона Брандо, Роберта Дюваля, Джона Казале и Дайан Китон.

Еще на тему: «Славные парни« (1990), «Лицо со шрамом» (1983).

«Американский пирог» (1999), режиссер Пол Вайц

Первая шокирующая новость — мы действительно испугались поставить этот фильм после фильмов Копполы и Скорсезе, ведь эта лента действительно повлияла на нас. «Пирог» и его идейные последователи сформировали представление об американской юности как о периоде бесконечных вечеринок и веселья в чистеньких пригородах или студенческих общежитиях. Вторая шокирующая новость — эта комедия вышла уже больше 20 лет назад и ее героям давно за сорок.

Сюжет несложен. Четверо старшеклассников решили, что до выпускного они непременно должны с кем-нибудь заняться сексом. В конце концов, что еще должно беспокоить американских подростков? Смесь молодежной комедии и похотливых шуток сработала, лента стала популярной, а теплый яблочный пирог уже никогда не будет просто выпечкой.

Еще на тему: «Евротур» (2004), «Король вечеринок» (2001).

«Форрест Гамп» (1994), режиссер Роберт Земекис

Большая сказка из Соединенных Штатов — это рассказ о том, что любой придурок может стать богатым, знаменитым, да еще и вляпаться в историю. Певец американского консерватизма Роберт Земекис когда-то сделал бессмертными и привлекательными американские 50-е в трилогии «Назад в будущее», а затем повторил успех, экранизировав сатирический роман Уинстона Грума.

Критику американской действительности Земекис решил оставить на потом, а взамен создал очень субъективный дайджест истории второй половины двадцатого века. Герой Тома Хэнкса играет в футбол, воюет во Вьетнаме, встречается с президентами и становится успешным предпринимателем.

Быть может, этому парню не хватает ума, но зритель полюбил его всем сердцем. Спустя почти тридцать лет после выхода на экраны «Форрест Гамп» может откровенно раздражать, но его влияние на нас отрицать уже невозможно.

Еще на тему: «Человек дождя» (1988), «В погоне за счастьем» (2006).