«Классические» таксисты или онлайн-сервисы: объясняем, в чем конфликт реформы такси
Украинский рынок такси планируют реформировать — законопроект уже ждет депутатов в Верховной Раде. Если его примут, таксистам придется покупать патент, платить отдельный налог, а вот использование таксометра станет необязательным.Мы пообщались с инициаторами реформы, представителями онлайн—сервисов такси, а также выяснили, почему «профессиональные» таксисты против.
Как работают таксисты сейчас?
В основном — нелегальн.о Как сообщают в Ассоциации ответственных перевозчиков, которая является инициатором законопроекту, из 220 тысяч водителей легально работают лишь 2%. Зарегистрироваться официально и вести отчетность — сложно, налоги довольно высокие (около 20 тысяч гривен в год), а действенного механизма наказания — нет. «Сегодня административный контроль является достаточно неэффективным и ресурсозатратным — составляются акты, но большинство этих актов штрафами не становятся, потому что дела “разваливаются” в судах», — пояснил представитель Ассоциации Александр Дьяченко.
Что планируют изменить?
Упростить процедуру оформления и уменьшить налог.
Водителям не нужно будет получать лицензию и регистрироваться как Физическое лицо-предпринимательФЛП. Достаточно приобрести патент, стоимость которого будет составлять одну минимальную зарплату в год (в месяц это будет меньше 500 гривен).
«Мы спрашивали разных водителей в разных городах, на каких условиях они готовы начать работать легально и не повышать цену поездки. Они говорили: мы хотим, чтобы работать легально было просто. Второе, и не менее важное, — это размер налога. 76% водителей сказали, что 6 тысяч в год, 500 гривен в месяц — и мы не будем поднимать цену. Третья составляющая реформы — это эффективный контроль. Мы предложили более простой вариант контрольной закупки», — рассказал Александр Дьяченко.
Кого коснутся изменения?
В основном водителей из онлайн-сервисов, которые никак не регистрируют свою деятельность.
Для таксистов с лицензиями принципиально не изменится ничего. Их автоматически включат в реестры, процедура получения лицензии будет сведена к приобретению патента, а таксометр они смогут оставить разве по собственному желанию.
Что о реформе думают в онлайн-сервисах такси?
Один из ключевых вопросов реформы — сохранить конкурентоспособность на рынке и сделать его прогнозируемым для бизнеса, поэтому онлайн-перевозчики инициативу поддерживают.
Георгий Соколянский, руководитель по развитию Uber в Центральной и Восточной Европе, прокомментировал реформу так: «Мы приветствуем любые перспективные изменения, которые дают гибкие экономические возможности, способствуют более высокому качеству обслуживания и создают четкую основу для современной мобильности. Пассажиры получат более высокие стандарты безопасности благодаря требованиям к проверке биографий водителей, более высоким техническим стандартам для автомобилей и обязательному страхованию. В то же время сотни тысяч водителей смогут легально зарабатывать на жизнь, внося свой финансовый вклад в общество».
В компании также добавили, что украинский сектор такси и перевозок страдает от устаревшего законодательства, и реформирование позволит модернизировать отрасль.
Соучредитель и операционный директор Uklon Сергей Смусь тоже поддерживает изменения: «Удобная патентная система вместо сложной процедуры регистрации ФЛП станет удачным решением как для водителей, пассажиров и бизнеса, так и для самого государства, и будет стимулировать развитие сферы перевозок в целом».
Как это повлияет на цены?
В значительной степени — никак.
Поскольку налог не будет высоким, прогнозируют, что пассажиры не заметят роста цен. Сами водители, по мнению инициаторов реформы, будут зарабатывать больше, поскольку «случайные» таксисты, осуществляющие 1-2 поездки по дороге домой, уйдут с рынка.
Как насчет безопасности?
Инициаторы реформы объясняют, что для того, чтобы говорить о статистике аварий с участием такси, необходимо сначала подсчитать таксистов. Для этого их нужно легализовать, и только потом можно будет отслеживать количество и причину ДТП и назначать дополнительные проверки таксистов или их транспорта. Пока же получить такую статистику невозможно, поскольку большинство водителей работают «в тени».
Вместе с тем в законопроекте предусмотрено создание открытого реестра как водителей, так и перевозчиков: «Любой сознательный и заинтересованный пассажир сможет проверить, с кем он едет и на каких условиях», — пояснили в Ассоциации ответственных перевозчиков.
А кто против реформы?
«Классические» таксисты начали зарабатывать перевозками еще до создания мобильных приложений.
«Этот законопроект лоббируют компании Uber, Bolt, Uklon, то есть интернет-платформы. Законопроект хочет “зацементировать” ситуацию, существующую на рынке сегодня, когда “таксуют” все, кто хотят, без всякого контроля. Эти платформы — только посредники между пассажиром и таксистом и не несут никакой ответственности за заказ. Но именно они формируют цену поездки, а таксист, который несет всю ответственность, в том числе и финансовую, не имеет никакого отношения к цене. Таксисту не надо быть ФЛП, платить Единый социальный взносЕСВ — просто подошел к киоску, купил стикер за 400 гривен, прилепил на лобовое стекло — и ты уже таксист», — заявил Василий Попик, глава профсоюза профессиональных таксистов Украины.
По его мнению, таксисты должны проходить ряд проверок и получать лицензию, после чего их должны зенести в реестр.
«Таксист, если это профессия, должен доказать свою профпригодность, должен иметь определенный допуск к перевозке пассажиров», — добавил Василий Попик.