«Кокаиновое дело»: что нового в деле о контрабанде наркотиков из Аргентины в Россию

История о партии наркотиков стоимостью 50 млн евро (столько она могла бы стоить в России по оценке министерства безопасности Аргентины) обрастает новыми подробностями

2 марта cуд Германии арестовал главного обвиняемого по делу о попытке контрабанды кокаина из Аргентины в Россию. Гражданина РФ, бизнесмена Андрея Ковальчука задержали ночью в его доме в пригороде Берлина. Сейчас Германия решает вопрос о его экстрадиции в Россию, где ранее Тверской суд Москвы арестовал его предполагаемых сообщников.

Первое сообщение о крупной партии кокаина, найденной в школе при российском посольстве в Аргентине, появилось в конце февраля. Теперь история о партии наркотиков стоимостью 50 млн евро (столько она могла бы стоить в России по оценке министерства безопасности Аргентины) обрастает новыми подробностями.

Что случилось

22 февраля появилась информация, что в Аргентине правоохранители обнаружили в здании школы при российском посольстве в Буэнос-Айресе 12 чемоданов с кокаином. В них было 360 пакетов общим весом в 389 кг.

По словам министра безопасности Аргентины Патрисии Буллрич, наркотики через дипмиссию отправлялись в Европу и Россию. К перевозке были привлечены пять человек, один из них — сотрудник посольства.

С чего началось «кокаиновое дело»

Как стало известно, история с кокаином длится уже больше года. В декабре 2016 года посол России в Аргентине сообщил, что в посольстве обнаружен тайник, где предположительно могут храниться наркотики. После этого, 14 декабря сотрудники спецслужб проверили содержимое 12 чемоданов, находившихся в тайнике.

По информации газеты Clarin, спецслужбы обнаружили «чистейший» кокаин (88%), произведенный, предположительно, в Колумбии. Для сравнения: кокаин, который распространяют в Европе по чистоте не превышает 40%. В ту же ночь оперативники заменили наркотики на муку и встроили в чемоданы датчики GPS, с помощь которых можно отследить их нахождение и перемещение. Операция проходила в полной секретности.

Кто привез кокаин в посольство

Человеком, доставившим на территорию посольства наркотики, называют Али Абьянова, бывшего завхоза посольства. Об это заявлял российский посол в Аргентине. Абьянов вернулся в Россию летом 2016 года и, судя по всему, не успел отправить груз.

Далее в деле появились еще два имени — Ивана Близнюка и Александра Чикало. Первый работал в полиции Буэнос-Айреса и имел отношение к охране посольства России. В издании Clarin отмечали, что Близнюк отвечал за транспортировку чемоданов с наркотиками в РФ. За доставку чемоданов в аэропорт должен был отвечать Александр Чикало, которого в Clarin называли механиком.

В то же время имена этих людей также есть на сайте российского почетного консульства в Мар-дель-Плата. И там они фигурируют как президент и вице-президент фонда «Mecenas Ortodoxos Rusos en Latinoamérica» («Русские православные меценаты в Латинской Америке»). Но все эти люди —лишь вероятные исполнители в деле о контрабанде.

Следствие полагает, что организатором схемы является проживающий в Германии 50-летний гражданин России, бизнесмен Андрей Ковальчук. Он якобы попросил Абянова оставить чемоданы с кокаином в здании для дальнейшей переправки их в Европу. А поскольку Абянов переправить наркотики не успел, позже он попросил сотрудников дипмиссии прислать ему чемоданы, якобы его имущество, которое хранилось в посольстве.

Как планировали доставить груз в Россию

Только спустя год после спецоперации по подмене наркотиков на муку в Буэнос-Айрес прилетел самолет, которым контрабандисты собирались отправить наркотики в Москву под видом вещей Али Абьянова.

Позже в твиттере аргентинской жандармерии появились фото самолета, на который грузили чемоданы с мукой. Журналисты РБК заметили, что номер самолета соответствует номеру ИЛ-96, который состоит в летном отряде предназначенном для перевозки первых лиц государства. Маршруты этого самолета совпадают с зарубежными визитами первых лиц государства.

Фото: Facebook

Однако позже представитель администрации президента РФ заявила, что самолет специального летного отряда «Россия» не причастен к «кокаиновому делу».

«Журналисты сделали выводы на основании недостоверной информации — в данном случае фотографии, которые благодаря современным технологиям можно легко фальсифицировать», — заявила официальный представитель администрации президента России Елена Крылова Интерфаксу.

Кто был задержан

Близнюк и Чикало в ходе спецоперации были задержаны в Аргентине. У них, кроме Абьянова, были сообщники — Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов. Всех их задержали в Москве. Тверской суд арестовал их еще 13 декабря, однако известно об этом стало только в конце февраля.

По неподтвержденным данным, Андрею Ковальчуку уже дважды удавалось осуществить поставки кокаина в Россию из Уругвая. Ковальчука задержали 2 марта неподалеку от Берлина. Как заявил его адвокат, обвиняемый ни от кого не пытался скрыться. Теперь немецкая сторона будет решает вопрос об экстрадиции Ковальчука в Россию. А до этого момента он останется под стражей: суд отклонил ходатайство защиты бизнесмена об освобождении под залог. Адвокат считает, что процесс экстрадиции займет около полугода. Обвиняемый, тем временем, выдвигает свою версию истории с контрабандой кокаина.

След США

Андрей Ковальчук считает, что наркотики в российское посольство подкинула аргентинская полиция, и не без участия американских спецслужб. По мнению Ковальчука, их действия были направлены на дискредитацию российской дипломатической миссии.

Адвокат подозреваемого Владимир Жеребенков сообщил, что в тех 12 чемоданах хранились личные вещи, подарки, кофе и алкоголь. Все это Ковальчук якобы оставил на хранение в школе при посольстве России.

Реакция России

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не следят за ситуацией вокруг этой истории, поскольку это прерогатива МИД.

Замглавы МИД России Сергей Рябков считает, что информация о наркотиках в посольстве России целенаправленно дискредитирует дипмиссию: «Те дополнительные информационные вбросы, которые прошли в выходные дни по разным аспектам этого дела, преследуют цель, на мой взгляд, отвлечь от главного и бросить тень на работу, проведенную в этом довольно сложном и достаточно необычном деле».

А спикер МИД Мария Захарова напротив, считает что данная операция не бросает тень на российский дипкорпус, а напротив: «Все с точностью да наоборот: успех данной операции был обеспечен именно эффективными действиями российского посла и дипломатического персонала».