«Колхоз без прав»: что делала Украина в СНГ, и как выход из Содружества повлияет на ее будущее

Президент Украины Петр Порошенко в рамках 11 Киевского форума по безопасности заявил, что Украина должна прекратить участие в уставных органах Содружества Независимых государств (СНГ), а также отменить некоторые положения «Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве».

Дмитрий Белобров

Президент Украины Петр Порошенко в рамках 11 Киевского форума по безопасности заявил, что Украина должна прекратить участие в уставных органах Содружества Независимых государств (СНГ), а также отменить некоторые положения «Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве».

«Учитывая то, что Украина никогда не была членом СНГ, и поскольку эта структура отказалась осудить российскую агрессию, просил бы, чтобы мы совместно с правительством подготовили предложения относительно официального прекращения нашего участия в уставных органах СНГ, равно как и окончательного закрытия украинского представительства при соответствующих институтах в Минске», — заявил Порошенко.

Какую роль Украина играла в жизни СНГ, и что значило Содружество для Украины — разбиралось Громадское.

Что такое СНГ?

В 1991 году Советский Союз разваливался на глазах. Была очевидная попытка совершить нечто вроде “мягкого” выхода. Именно для этого 8 декабря были подписаны Беловежские соглашения между Украиной, Республикой Беларусь и РФ или «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (СНГ).

Впрочем, Украина не ратифицировала устав СНГ, поэтому будучи государством-учредителем СНГ де-юре не является членом Содружества, однако полноценно участвовала в функционировании СНГ, и участвовала в работе наравне со всеми.

Впоследствии в Содружество вошли все бывшие республики СССР, кроме стран Балтии.

С момента аннексии Крыма и войны на Донбассе Украина несколько раз пыталась выйти из СНГ. В мае 2014 года секретарь Совета по национальной безопасности и обороне Андрей Парубий заявил, что Украина начинает процесс выхода из Содружества. В ноябре 2014 года в Верховную Раду был подан законопроект про выход из СНГ, но в повестку дня его так и не включили.

«Вопрос членства в СНГ никогда не был приоритетным, критичным, никто не оказывал давления на (украинскую) власть, — объясняет политолог Сушко. — Это политический посыл президента (Украины), но пока что это только посыл, за которым не последовали практические решения. В политико-правовом смысле это решение сложнее, чем кажется».

Пока из всех стран-участниц прекратила всякие отношения в рамках СНГ только Грузия. Случилось это в 2009 году, толчком к этому стала российско-грузинская война 2008 года. По словам Сушко, Тбилиси выходил из Содружества также разорвав дипломатические отношения с РФ. Поскольку процедура выхода из СНГ не прописана, ее решение все приняли как данность на фоне обострившегося конфликта с Россией.

Президент Украины Леонид Кравчук (второй слева), председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич (третий слева), президент Российской Федерации Борис Ельцин (второй справа) во время церемонии подписания Соглашения о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых государств (СНГ), Беловежская пуща, Брестская область, Беларусь, 8 декабря 1991 Фото: Yuriy Ivanov / RIA Novosti archive (CC BY-SA 3.0)

Для чего создавали СНГ?

Согласно уставу, СНГ — это не государство, и у организации нет наднациональных полномочий, например, единой валюты.

Эксперт по странам СНГ, политолог Аркадий Дубнов говорит, что главная заслуга СНГ — безвизовые режимы между большинством стран постсоветского пространства, а также некоторые двусторонние договоры, как, например, соглашение о взаимной выплате пенсий (речь о тех, кто работал во времена СССР, а затем в 1991 году получил гражданство одной из бывших республик и, соответственно, пенсию). В 2011 году также был подписан договор о Зоне свободной торговли между странами СНГ — только спустя двадцать лет после создания Содружества.

В разное время критически об организации отзывались многие политики, включая Владимира Путина. Так, в 2005 году он заявлял:

«Если кто-то ожидал особых достижений во всех областях в СНГ, то их не было и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому».

Второй президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей высказался еще жестче.

«Серьезная ошибка была совершена во время постройки такого образования, как СНГ. Оно, возможно, могло и устоять, если бы было задумано как Содружество наций независимых государств — я подчеркиваю слово „независимых“, в котором права каждого государства — Армении, Грузии и Азербайджана — были бы защищены. Абхазы в Абхазии используют российские войска, чтобы вытеснить грузинское население. Разве это Содружество наций? Россия использует СНГ, пытаясь сохранить старую империю в новой форме и изобретая различные механизмы для этого. Лидеры СНГ не сделали хоть одной серьезной попытки уладить армяно-азербайджанский конфликт или любые другие конфликты в пределах территории постсоветской зоны. Я когда-то назвал СНГ большим колхозом без прав. Такой колхоз неизбежно развалится, и это, по существу, уже случилось».

Слева направо: президент Украины Леонид Кравчук, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Российской Федерации Борис Ельцин и председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич во время церемонии подписания протокола о создании СНГ, Алма-Аты, Казахстан, 21 декабря 1991 Фото: Dmitryi Donskoy / RIA Novosti archive (CC BY-SA 3.0)

Аркадий Дубнов говорит, что свою функцию Содружество пока не выполнило.

«До конца «развод» еще не совершен, — считает Дубнов. — Он продолжается в том числе на Кавказе — Карабахский конфликт. Продолжается в Молдове, где не решена проблема Приднестровья. Есть ситуация на юго-востоке Украины. Это все — последствия «недоразвода». С этой точки зрения СНГ не выполнило свою задачу».

По мнению украинского политолога Александра Сушко, Россия давно потеряла интерес к СНГ, еще в 1990-х годах:

«Да, на первых этапах существовала надежда, что СНГ будет неким переходным этапом к реставрации российского доминирования. Однако с течением времени стало понятно самой России, что тот формат, который был заложен, очень трудно навязать другим странам. Россия начала задумываться о других проектах. Сначала это была Организация Договора о коллективной безопасности, затем Таможенный союз, так называемое союзное государство с Беларусью, Евразийский экономический союз. ЕврАзЭС — главная экономическая модель для продвижения российской идеи по возрождению своей региональной гегемонии», — говорит он.

Союзы и организации

  • Организация Договора о коллективной безопасности Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан
  • Таможенный союз: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан
  • Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС) Беларусь, Казахстан, Россия, Кыргызстан, Таджикистан

Что может потерять Украина

после выхода из СНГ?

Во-первых, под вопросом окажется безвизовый режим. Несмотря на то, что украинская власть с 2014 года усложнила въезд для россиян в Украину, на полную отмену безвизового режима с Москвой Киев не идет. Впрочем, на это вполне может пойти Россия, говорит Аркадий Дубнов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Готовьте ваши пальчики: как изменились правила въезда на украино-российской границе

«Я не очень понимаю, как Киев, несмотря на политический характер этого демарша, будет решать проблему визового режима с Россией. Хорошо это или плохо, когда сотни тысяч украинцев будут иметь трудности. [Речь идет] о трудовых мигрантах, которые до сих пор составляют значительное большинство в России», — рассуждает Дубнов.

Во-вторых, Украина может оказаться в патовой ситуации в отношении договоров со странами постсоветского пространства, которые экономически ей выгодны.

В России не замедлили с реакцией на решение Порошенко о выходе из уставных органов СНГ. Так, Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации РФ и глава Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ заявила, что выход Украины из СНГ «противоречит ее экономическим интересам».

А постпред России при СНГ Андрей Шведов сказал, что выйдя из Содружества, Украина может лишиться доступа к зоне свободной торговли и возможностям регулировать вопросы пенсионного обеспечения при переезде граждан на жительство в другое государство.

«Для той же Украины страны Содружества представляют немаловажный экспортный рынок (порядка 16%), особенно для ее машиностроительной продукции. Соответственно, выход из соглашений лишает эту страну многих прав и возможностей», — заявил Шведов.

В то же время в Администрации президента Украины считают, что договоры, которые Украине экономически выгодны, можно и нужно оставить. Об этом заявила представитель президента Украины в Верховной Раде Ирина Геращенко, впрочем, не назвав, какие именно договоренности нужно сохранить, а от каких - отказаться.

Сушко говорит, что пока неясно, как Украине удастся сохранить десятки договоров, подписанных в рамках СНГ, благодаря которым Киев вел торговлю и сотрудничал с другими странами по самым разным вопросам —от грузоперевозок до возврата культурных ценностей.

Среди таких договоров, заключенных в рамках СНГ, в частности, есть следующие:

- Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года.

- Соглашение об общем аграрном рынке государств-участников Содружества Независимых Государств от 6 марта 1998 года.

- Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов от 23 декабря 1993 года.

- Конвенция о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 года.

- Положение о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утвержденное Решением Совета глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств от 9 октября 1997 года.

- Протокол о порядке взаимодействия таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств при перевозках специальных грузов и продукции военного назначения от 8 октября 1999 года.

«Все будет зависеть от того, захочет ли другая сторона — читай Россия — поставить палки в колеса, и усложнить этот процесс. Либо же России будет все равно», — отмечает эксперт.

При поддержке «Русскоязычной медиасети»