«Конфеты» для правоохранителей. Что мы узнали из последней части расследования Bihus.Info о схемах в оборонке

Журналисты программы «Наші гроші» («Наши деньги») выяснили, что известно о роли налоговой, СБУ, прокуратуры и НАБУ в так называемомделе «Гладковского—Жукова—Рогозы» о хищении 250 млн гривен (более $9,5 млн) в оборонке.

Журналисты программы «Наші гроші» («Наши деньги») выяснили, что известно о роли налоговой, СБУ, прокуратуры и НАБУ в так называемомделе «Гладковского-Жукова-Рогозы» о хищении 250 млн гривен (более $9,5 млн) в оборонке.

Последняя частьрасследованияпроектапосвящена правоохранительным органам, которые, как утверждают журналисты, уже несколько лет знали о сделках сына экс-заместителя главы СНБО Олега Гладковского Игоря и его «бизнес-партнеров».

«Если покопаться в судебном реестре, то станет очевидным: за годы функционирования схемы Гладковского-Жукова-Рогозы в этой стране не осталось органа, который бы еще не брался за схемы мальчиков. Налоговая, Нацполиция, прокуратура, СБУ, НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро) — все они начинали, но все они либо закапывали, или спускали расследование на тормозах», — заявила автор расследования Леся Иванова.

Она подчеркнула, что переписка участников схемы свидетельствует о том, что расследования «скисали не бесплатно», а в основном речь шла о взятках по 10-20 тысяч долларов США за раз. Деньги в переписке участники схемы, для конспирации или просто в шутку, называли «конфетами». «Конфеты в зеленой обертке», судя по всему, обозначали доллары.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ (первая часть расследования):Коррупция в украинской оборонке: как разворовали 250 млн грн ($9,26 млн) — расследование Bihus.Info

Налоговая

Налоговая первой начала расследовать схемы «Оптимумспецдетали» — основной фирмы в схеме Гладковского-Жукова-Рогозы. Это было еще в 2016 году, говорится в расследовании. Налоговики раскрыли конвертационный центр, через которые участники схемы переводили в наличные деньги, полученные за контрабанду запчастей. В результате расследования под подозрение, наконец, попала и сама «Оптимумспецдеталь». Ее владельцам грозили немалые санкции за уклонение от уплаты налогов. Но, как утверждают журналисты, закрыть дело на уровне налоговой было легче. Об этом свидетельствуют фрагменты переписки с участием Андрея Рогозы, которой жалуется своему другу, что решить проблемы с Государственной фискальной службой легче и дешевле, чем с прокуратурой.

СБУ

Друг Рогозы, о котором говорится выше — это Дмитрий Москаленко, следователь киевского отделенияСлужбы безопасности Украины. Он, как утверждают журналисты, организовывал для «Оптимумспецдетали» нужные документы из Службы безопасности, а также и из прокуратуры. Деньги на это Рогоза передавал Москаленко,в том числе прямо черезсвоего водителя. Судя по переписке, Москаленко тоже получал свою долю деньгами, да еще и на одном из этапов получил от Рогозы в подарок его БМВ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Запчасти из России с переплатой в семь раз: третья часть расследования Bihus.Info

Зимой 2017 года контрразведчики киевского главка СБУ заинтересовались этими схемами в оборонке. Фирма «Оптимумспецдеталь» показалась им подозрительной, потому контрразведчики рассылают украинским бронетанковым заводам письма — требуют объяснений по контракту с компанией. Рогоза в переписке успокаивает Жукова, убеждая, что дело закроют.

Журналисты делают вывод, что так оно, в конечном итоге, и произошло, поскольку сразу после выхода первой части расследования Алексей Петров, начальник департамента контрразведки СБУ, заявил авторам расследования, что «Оптимумспецдеталь» никогда не была в разработке Службы безопасности Украины.

Военная прокуратура

Военная прокуратура трижды принялась расследовать деятельность героев этой публикации. Впервые следователи военной прокуратуры взялись за «Оптимумспецдеталь» в конце 2015 года. Как утверждают журналисты, следователи прокуратуры зацепились за одну поставку из многих, всего на 5 млн гривен ($190 тыс.). Но за полгода, которые длилось следствие, растратытак и не нашли. Установили только фиктивную владелицу промежуточной фирмы, некой ООО «Промомаркетгруп», по которой и проходили поставки. Как рассказала женщина журналистам «Наших грошей», ей пообещали платить тысячу гривен ($38) в месяц за то, что она будет подписывать документы как директор и бухгалтер фиктивной фирмы.

Зимой 2017 года военная прокуратура взялась за «Оптимумспецдеталь» во второй раз. Теперь все было более серьезно. В деле фигурировали убытки, нанесенные четырем оборонным заводам, на 300 млн грн ($11,4 млн). Но в конце концов это дело военная прокуратура перенаправила той же налоговой.

А весной 2017 года в центральном офисе Укроборонпрома военная прокуратура провела обыск. Следователи искали документы именно по «Оптимумспецдетали». Но и это дело ничем не закончилось, а само постановление о том обыске, как говорят журналисты, вообще бесследно исчезло из электронного реестра.

НАБУ

Как утверждается в расследовании, в Национальном антикоррупционном бюро тоже годами знали о схеме контрабанды в оборонке.

Осенью 2016 года НАБУ внесло «Оптимумспецдеталь» в список фиктивных фирм из-за ее подозрительных контрактов с Харьковским бронетанковым заводом. Фирма продавала заводу танковые прицелы, НАБУ в то время вело следствие по закупкам завода. Этот список НАБУ передало руководству Укроборонпрома. Концерн останавливает любые выплатыдля «Оптимумспецдетали».

Как говорится в переписке, в декабре 2016-го Жуков требует у Рогозы решить этот вопрос на уровне заместителя директора НАБУ, Гизо Углавы. Требует, чтобы компанию исключили из списка. На следующий день, как утверждают журналисты, Рогоза получает письмо за подписью Гизо Углавы о том, что «Оптимумспецдетали» в списке уже нет.

Также в студии «Наших грошей» вживую появился так называемый спецагент НАБУ Евгений Шевченко. Он — не штатный агент НАБУ, журналисты называют его добровольным помощником, принимавшимучастие во многих операциях НАБУ под прикрытием. Параллельно Шевченко занимается бизнесом, тоже связанным с оборонной промышленностью.

Как подозревают журналисты, именно Шевченко причастен к тому, что «Оптимумспецдеталь» было исключено из списка фиктивных фирм. Шевченко все обвинения в свой адрес опровергает и утверждает, что Гизо Углава подобные документы никогда не подписывал.

Также в расследовании говорится о другом, уже штатном сотруднике НАБУ — детективе Дмитрии Литвиненко. Согласно опубликованным фрагментами переписки, Литвиненко уточняет у Рогозы, какую именно фирму он должен удалить из перечня проблемных контрагентов. После этого «Оптимумспецдеталь» выпадает из прицела НАБУ до конца 2018 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Предвыборный гамбит. Пожертвует ли Порошенко обвиненным в коррупции другом ради президентства

Этот материал также доступен на украинском языке.

Подписывайтесь на наштелеграм-канал.