Контрнаступление: что известно и каковы прогнозы Запада

Военнослужащие 3-й бригады оперативного назначения Национальной гвардии «Спартан» проходят стрелковую и физическую подготовку в Харьковской областиАндрей Мариенко / УНИАН

После нескольких месяцев подготовки и планирования украинские войска начали наступательные операции на Юге и Востоке. Министерство обороны Украины осторожно комментирует эти события. В то же время, западные медиа и аналитики воспринимают это продвижение как начало долгожданного контрнаступления.

hromadske собрало из открытых источников главное, что известно о контрнаступлении, и оценки западных экспертов.

Что предшествовало?

Украина планировала контрнаступление несколько месяцев, тренируя военнослужащих и запасаясь вооружением. От партнеров Вооруженные силы Украины получили танки Leopard и Challenger 2, боевые машины пехоты Marder 1 и Bradley, самоходные гаубицы, грузовики, мостовые системы, боеприпасы и прочее оснащение.

Начало контрнаступления прогнозировали неделями. Хотя президент и представители Министерства обороны неоднократно отмечали, что объявления о начале контрнаступления в медиа не будет.

«Это не кино. Мне сложно сказать, как вы увидите контрнаступление. Главное, чтобы это увидела hоссия. Не только увидела, но и почувствовала», — подчеркнул глава страны.

Когда в ночь на 6 июня оккупанты взорвали плотину Каховской гидроэлектростанции, заместитель министра обороны Анна Маляр объяснила это попыткой сорвать контрнаступление украинцев. Она добавила, что противник перемещает с Херсонского направления на другие участки свои наиболее боеспособные части: прежде всего, подразделения морской пехоты, воздушно-десантных войск и 49-й общевойсковой армии.

Профессор Майк Мартин, бывший офицер британской армии, в колонке для Telegraph отмечает: вполне вероятно, что россияне ставили целью создать меньший прорыв плотины — достаточный для того, чтобы сделать реку непроходимой для украинского контрнаступления, — но не рассчитали, и вода уничтожила многочисленные российские позиции на южном берегу реки.

9 июня Зеленский, наконец, подтвердил, что контрнаступательные операции идут, хотя не уточнил, на каком они этапе. Именно после этого стало появляться все больше информации о продвижении украинских военных.

Минобороны раскрыло детали

Утром 11 июня военнослужащие 68-й отдельной егерской бригады имени Олексы Довбуша сообщили, что во взаимодействии с соседними подразделениями освободили село Благодатное Волновахского района Донецкой области. Пресс-служба бригады опубликовала видео из села.

На следующий день в Минобороны подтвердили освобождение Сторожевого.

Наконец, в ведомстве заявили, что за прошедшую неделю во время проведения наступательной операции в Донецком и Таврическом операционных районах украинские защитники освободили 7 населенных пунктов.

В частности, говорилось о четырех селах к югу от поселка Большая Новоселка в Донецкой области — Нескучное, Сторожевое, Благодатное и Макаровка. Эти села расположены на границе с Запорожской областью, примерно в 128 километрах к северу от временно оккупированного Мариуполя.

Украинские военные продвинулись в районе Великой Новоселки в Донецкой областиСкриншот / DeepStateMap

А также трех селах в Запорожской области — Новодаровка и Левадное вблизи Великой Новоселки и Лобково, к западу от Запорожья.

По состоянию на 13 июня бои продолжаются у сел Малая Токмачка и НоводаниловкаСкриншот / DeepStateMap

В целом за прошедшую неделю продвижение украинских войск составило 6,5 километров, рассказали в Минобороны. Под контроль они взяли 90 квадратных километров.

Утром 14 июня в Генеральном штабе ВСУ сообщили, что за сутки украинские войска продвинулись по некоторым направлениям на расстояние от 200 до 1400 метров.

По состоянию на 14 июня в направлении Бердянска бои продолжаются в районах восточнее Макаровки, а также севернее Новоданиловки и Новопокровки.

AMP версия сайта не поддерживает этот контент

Посмотреть в Telegram.

Заместитель министра обороны Анна Маляр подчеркнула, что продвижение дается нелегко — оккупанты, чтобы удержать захваченные ими позиции, активно применяют штурмовую и армейскую авиацию, а также ведут интенсивный артиллерийский огонь.

«Наши войска при наступлении сталкиваются со сплошными минными полями, которые соединены с противотанковыми рвами. Все это сочетается с постоянными контратаками вражеских подразделений на бронетехнике и массовым применением противотанковых управляемых ракет и дронов-камикадзе», — рассказала она.

Украинские военные в Волчанске Харьковской области, 4 июня 2023 годаВячеслав Ратынский / УНИАН

На Западе прогнозируют тяжелое и медленное продвижение

В западном медийном и экспертном сообществе ожидают, что продвижение украинских войск будет более медленный и приведет к большим потерям, чем в прошлом году во время освобождения Харьковской области и правобережья Херсонской области.

Американский генерал и бывший директор Центрального разведывательного управления Дэвид Петреус, которого цитирует обозреватель Washington Post Макс Бут, объясняет, что украинским войскам приходится наступать против подготовленных оборонных позиций, поддерживаемых артиллерией.

Кроме того, украинцам не хватает критического элемента, обеспечившего успех многих американских операций — преимущества в воздухе. Впрочем, у россии его тоже нет.

Как предполагает Washington Post, острием украинского «копья» в наступлении станут примерно восемь новых бронетанковых бригад — около 40 тысяч военнослужащих.

«Эти силы должны будут действовать быстро, чтобы закрепить успехи, достигнутые ударными войсками на фронте», — отмечает Washington Post.

По словам генерала Петреуса, чтобы выйти к Азовскому морю и разорвать «сухопутный коридор» между временно оккупированными Крымом и Донбассом, нужно, чтобы все роды и виды войск работали синхронно и одновременно: танки шли вместе с пехотой, инженеры прорывали минные поля, артиллерия «накрывала» окопы россиян, ПВО поддерживала танки, «охотясь» на российскую авиацию, системы РЭБ глушили радиосети, а БпЛА уничтожали штабы и резервы в тылу. Самый главный компонент — это логистика, которая должна следовать сразу за передовыми отрядами, доставляя медикаменты, еду, топливо и боеприпасы.

Ранее аналитики Королевского Объединенного института оборонных исследований (RUSI) в комментарии изданию Politico тоже отмечали, что российская оборона станет главным тактическим вызовом для наступательных операций Украины.

Центр анализа европейской политики (CEPA) отмечает, что в широкомасштабном наступлении против хорошо закрепленного врага решающими станут инженерное оборудование, грузовики и машины для эвакуации раненых. Сейчас Украина находится в процессе поиска слабых мест российской обороны и выбора дальнейшего направления продвижения

Британский офицер Майк Мартин тоже считает, что на первом этапе контратаки украинские военные выбрали серию мининаступлений, вместо того чтобы использовать все свои силы и всю предоставленную Западом технику — примерно девять бронетанковых бригад и вспомогательную пехоту.

Старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований по сухопутным военным действиям (IISS) Бен Барри, которого цитирует Reuters, тоже считает, что первоначальным приоритетом Украины будет попытка вывести россиян из равновесия и достичь тактической неожиданности из-за обмана и маскировки.

Майкл Кофман, директор программ по изучению россии в Центре военно-морского анализа (CNA), отмечает, что после нескольких дней боев еще рано делать выводы, а наступление, по его словам, продлится недели, а возможно, и месяцы.

Военнослужащие ВСУ ведут огонь из самоходной гаубицы 2С7 «Пион»Вячеслав Ратынский / УНИАН

Успех Украины может вынудить кремль к переговорам

Обозреватели New York Times Джулиан Барнес и Стивен Эрлангер пишут, что новая украинская военная инициатива повлияет на дискуссии о будущей поддержке Украины, а также дискуссии о том, как гарантировать ее безопасное будущее. Но пока нет единства относительно того, что считать успешным контрнаступлением.

Зеленский не озвучил никаких публичных целей, кроме главного требования — чтобы российские войска покинули всю территорию Украины, добавляет NYT.

По мнению Барнеса и Эрлангера, существуют два варианта развития событий в случае успешного контрнаступления: либо ВСУ отвоевывают и удерживают ключевые территории, либо Киев наносит армии россии такой удар, который ставит под сомнение дальнейшие боевые действия.

Впрочем, NYT добавляет, что на начальном этапе боевых действий наиболее вероятными сценариями являются меньшие победы, например возвращение некоторых частей Донбасса или вытеснение россии из сельскохозяйственных и горнодобывающих районов на юго-востоке Украины.

Также американские и европейские чиновники говорят, что для Украины ключевой целью является перерезание «сухопутного коридора» россии в Крым.

В то же время, по информации NYT, некоторые западные чиновники озабочены тем, что успешное контрнаступление Украины заставит россию мобилизовать больше ресурсов для войны.

Если контрнаступление ослабит россию, ее можно будет заставить вести содержательный диалог с более сильной Украиной, отмечают Барнес и Эрлангер.

Неудачное контрнаступление — если линия боевых действий останется относительно неизменной или Украина не сможет вернуть ни один значимый город — может подтолкнуть к сомнению в способности украинцев освободить свою территорию, особенно если они несут большие потери в живой силе и технике.


hromadske призывает усилить пожертвования проверенным фондам, помогающим военным, и непосредственно подразделениям, обращающимся с просьбой о донатах, для приближения победы Украины!