«Коронавирусный психоз»: как власти Беларуси отрицают опасность эпидемии

Беларусь остается последней страной в Европе, которая не внедряет карантин и не закрывает границ.
По материалам Coda и Euroradio
Беларусь остается единственной страной на европейском континенте, которая не ввела карантин из-за пандемии коронавируса. «У нас тут разглагольствуют вокруг: карантин, комендантский час и прочее. Слушайте, это проще всего, это мы сделаем в течение суток, но жрать что будем?» — так объяснил Александр Лукашенко риторику белорусских властей.
На 13 апреля в Беларуси зарегистрировано 2919 случаев заражения коронавируса, 29 человек умерли. На прошлой неделе в стране по приглашению властей находилась миссия ВОЗ, которая должна была оценить борьбу государства с эпидемией. На брифинге руководитель миссии Патрик О'Коннор заявил, что Беларусь входит в новую фазу эпидемии коронавируса, соответственно стране необходимо усилить меры социального дистанцирования: отказаться от проведения массовых мероприятий, перейти на удаленное обучение, ограничить перемещение граждан, особенно из групп риска, а также говорить о ситуации с covid-19 «простым и понятным языком».
«Коронавирусный психоз»
После объявления о первом случае заражения коронавирусом Александр Лукашенко заявил, что мир переживает «коронавирусный психоз». И добавил: «Мы можем больше пострадать от паники, нежели от самого вируса». Также Лукашенко поручил КГБ расследовать все случаи распространения «лживой информации» о коронавирусе. Послание Лукашенко было очевидным: нет поводов закрывать страну и останавливать предприятия.
Власти Беларуси решили сыграть в рулетку, выбирая между сохранением экономики в стране, которая и так давно находится в глубокой рецессии, и принятием мер против распространения коронавируса. Они отдавали себе отчет, что ждать помощи от западных стран или международных организаций в случае введения карантина не придется.
«Беларусь сама по себе бедная страна и не может ни на кого положиться, — объясняет Рыгор Астапеня, основатель Центра новых идей. — Власти понимают, что они не могут позволить себе полный локдаун».
Еще до того, как коронавирус поразил Европу, белорусская экономика испытывала потрясение от продолжающегося конфликта с Россией по поводу цен на нефть и катастрофического падения экспорта в Китай. Белорусский рубль упал больше чем на 20%.
«Со всех сторон здесь то, что называется идеальным штормом», — говорит Артем Шрайбман, белорусский политический обозреватель.
В конце марта президент Александр Лукашенко лично принял участие в хоккейном турнире, который проходил при полностью заполненных трибунах. Люди собрались посмотреть на игру президента. После игры он дал интервью журналистке, убеждая ее, что «здесь нет никаких вирусов», а хоккей — «лучшее антивирусное лекарство».
Парад и футбол
Никаких официальных ограничений на передвижение или проведение собраний в Беларуси пока не введено, хотя 70% белорусов выступают за запрет на проведение общественных мероприятий. На 9 мая в центре Минска запланирован масштабный парад к 75-летию победы. А на стадионах страны продолжается единственный в Европе чемпионат по футболу. В конце марта матчи проходили при полных стадионах.
«У нас в стране объявлено чрезвычайное положение? Нет. Соседи границы закрыли — ради бога. У нас же пока предпосылок для этого нет. Вы знаете количество заражённых, сколько под подозрением, сколько вылечившихся. Критической ситуации нет. Вот и решили, что начинаем чемпионат своевременно», — заявил Владимир Базанов, председатель белорусской федерации футбола.
Правда, сейчас ситуация изменилась: фанаты ведущих белорусских футбольных клубов призвали остановить чемпионат и ушли на карантин. Матчи проходят при поддержке немногочисленных болельщиков и ... манекенов.
Ограничения без карантина
И все же люди стали выходить на улицу меньше, Минск заметно опустел. Компании, особенно из активно развивающегося IT-сектора, перешли на дистанционный режим работы. Но из-за того, что правительство официально не объявляло карантин, многим до сих пор приходится ездить на работу на общественном транспорте.
Категоричность главы Беларуси не позволяет ввести карантин по всей стране. Однако Еврорадио обратило внимание, что многие местные органы власти уже утвердили «ограничительные полумеры» для своих регионов. На сайтах рай- и горисполкомов один за другим появляются однотипные документы со списком мер, призванных замедлить распространение COVID-19. Слово «карантин» в них, конечно же, не упоминается.
Например, в Витебске — одном из наиболее пострадавших от эпидемии белорусских городов — 27 марта был утвержден «План дополнительных мероприятий по профилактике распространения острых респираторных инфекций, в том числе вызванных COVID-19». Список из 21 пункта включает запрет на работу общепита и прочих боулингов после 23:00, отмену выставок, презентаций в закрытых помещениях, запрет на посещение общежитий и учреждений для пожилых людей, разрешение не водить детей в детские сады и так далее.
Кроме того, власти продлили школьные каникулы на две недели до 18 апреля.
Информационная гигиена не менее важна чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спiльнокошт! Поддержите независимую журналистику
Доверие белорусским цифрам
Вместе с тем в Беларусь до сих пор официально можно въехать. Однако некоторые правительства соседних стран сомневаются, что можно доверять информации, которую распространяет Беларусь. Президент Литвы Ґитанас Науседа обвинить правительство Беларуси в том, что оно «оценивает ситуацию с определенной бравадой».
«Вполне возможно, что истинная статистика значительно хуже, поскольку мы знаем об определенных очагах на белорусской территории и случаях смерти, которые фиксируются», — сказал он. При этом между странами по-прежнему осуществляется авиасообщение.
Тем не менее цифры больных коронавирусом заметно изменились за последние 10 дней. Если на 1 апреля Минздрав Беларуси заявлял о 217-ти заболевших и говорил о том, что “ничего экстраординарного не происходит”, то сейчас цифра выросла почти в 10 раз и вызывают больше доверия.
Но в достоверности информации, которая идет от власти, сомневаются как эксперты, так и независимые белорусские журналисты.
«Проверить какую-либо информацию, предоставленную Министерством здравоохранения, практически невозможно, — говорит Coda Story Борис Горецкий из Белорусской ассоциации журналистов. Правительство минимально выдает информацию по ситуации».
По словам Горецкого, позиция белорусского правительства меняется каждую неделю. Министерство то публиковало неполные данные, и журналистам приходилось самим проводить расчеты, основываясь на национальной статистике, чтобы получить процент зараженных. То информация о случаях заражения начала обновляться регулярно.
Молчание
Доктора, которые в курсе реального положения дел в стране, сохраняют молчание. Но по крайней мере одна из них, врач Наталья Ларионова из Витебской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, высказалась публично.
«Помогите спастись народу Беларуси, — написала она. — В нашем городе ситуация выходит из-под контроля».
Ларионова добавила, что большое количество врачей уже госпитализировали с пневмонией.
Первого апреля ее вызвали в областную прокуратуру для дачи объяснений, спрашивали, откуда она взяла информацию, которую распространяла. Во время беседы Ларионову спросили, какие меры по ее мнению надо ввести в стране. Она ответила: «Карантин».
По словам Натальи, после публикации ее поста, медицинское сообщество Беларуси было ей очень благодарно: «И врачи, и медсестры мне чуть ли не на грудь бросались, говорили: молодец! В профессиональной среде полностью меня поддерживают».
Ларионова рассказала Coda Story, что ее заставили пройти психиатрическую экспертизу. Также она добавила, что ей пришлось удалить несколько постов.
На прошлой неделе правительство объявило, что выделило 110 млн белорусских рублей (около $40 млн) на поддержку экономики из-за эпидемиологической ситуации. Однако некоторые белорусы взяли инициативу в свои руки и, не дожидаясь действий властей, начали решать проблему нехватки медицинского оборудования в больницах.
Активисты из мастерской «Хакерспейс», которые в обычное время делают роботов и другие технические проекты, разработали модель щитка, которая будет защищать врачей во время работы, и планируют их на 3D-принтере. На данный момент, 25 больниц в Минске и близлежащих регионах стали участниками проекта, в котором на данный момент 140 волонтеров. «Мы как будто делаем бронежилеты для врачей, — рассказал Coda Story Антон Трифонов, один из авторов идеи, — Все мое время уходит на этот проект, я не ожидал, что столько людей присоединятся. Врачи принимали маски со слезами на глазах».
Вы можете делать вместе с нами качественный контент и показать, что происходит в разных регионах Украины в условиях карантина. Снимайте видео из ваших городов, расскажите, как переносите изоляцию, есть ли в аптеках маски, как ходит общественный транспорт — и присылайте на адрес editor.hromadske@gmail.com с темой «Марафон». Мы покажем ваши материалы в прямом эфире марафона «Хроники коронавируса», который выпускаем ежедневно в 9:00 и в 18:00.