«Кто нарушает режим тишины на Донбассе» — исследование Frankfurter Allgemeine
«Кто нарушает режим тишины на Донбассе» — исследование Frankfurter Allgemeine
Немецкое издание Frankfurter Allgemeine изучило ежедневные отчеты Наблюдательной мониторинговой миссии ОБСЕ за период 100 дней — с 16 апреля до 29 июля 2016 года. Анализ показал, что режим тишины нарушается и пророссийскими боевиками, и подразделениями Вооруженных сил Украины. Однако, обстрелы со стороны сепаратистов преобладают. Так же со стороны сепаратистов преобладают случаи применения запрещенного крупнокалиберного оружия, а также препятствование работе наблюдателей ОБСЕ.
Боевые действия со стороны пророссийских боевиков уносят больше жизней среди украинских военных. В то же время ОБСЕ фиксирует больше потерь среди мирного населения на оккупированных территориях, говорится в статье под названием «Кто нарушает режим тишины?»
«Единственным нейтральным источником информации для нас была Наблюдательная миссия ОБСЕ. Поэтому основным материалом исследования стали ежедневные отчеты наблюдателей, которые являются публичными и доступными на сайте мисии — объясняет Громадському Конрад Шуллер, автор исследования, журналист Frankfurter Allgemeine. — Очевидно, не вся информация могла быть репрезентативной, ведь многие из обстрелов фиксировались наблюдателями на слух. Но иногда они находятся довольно далеко от места обстрела, поэтому такие данные мы не принимали во внимание.
Мы учитывали информацию, содержащую, например, анализ воронок от снарядов, фиксацию конкретного оружия. Многие факторы надо было принимать во внимание, поэтому мы отдельным материалом решили объяснить методологию исследования».
Исследование также показало: со стороны пророссийских сил зафиксировано больше захваченных территорий.
«Эти действия документировались редко, но прослеживается схема перманетного захвата территорий маленькими шагами, — отмечается в статье. — В общем, со времени первого соглашения о перемирии, с сентября 2014 года, пророссийская сторона расширила зону своего контроля почти на 5000 квадратных километров».
«Это почти как два Люксембурга, — комментирует Шуллер. — Пусть Люксембург и небольшая страна, и все же цифры показательны».
В этой фактически артиллерийской войне наблюдатели ОБСЕ насчитали тысячи воронок от снарядов с обеих сторон. И на большинстве участков фронта сепаратисты стреляют очевидно больше, пишет издание. Только на одном направлении преобладает артиллерийский огонь со стороны украинских военных — к востоку от Мариуполя.
Препятствование своей работе наблюдатели ОБСЕ фиксировали с обеих сторон. Но количество таких случаев со стороны сепаратистов достигает более 300, тогда как со стороны украинских военных — около 60.
Александр Хуг, председатель Наблюдательного миссии ОБСЕ
Над окопом развивался флаг «Правого сектора», в сторону наблюдателей раздавались проклятия
«Случаи препятствование работе наблюдателей наводят на ключевые выводы: во-первых, это препятствие Минским договоренностям, во-вторых, они могут искажать картину. Ведь наблюдатели, которые не могут свободно передвигаться на территории вооруженного конфликта, также не могут фиксировать ни запрещенного оружия, ни артиллерийского огня».
Издание также приводит отдельные случаи обстрелов патрулей СММ ОБСЕ, в том числе, со стороны украинских позиций. 27 мая в составе патруля был председатель Наблюдательного миссии Александр Хуг: «Над окопом развивался флаг «Правого сектора» (красно-черный флаг - ред.), В сторону наблюдателей раздавались проклятия», — отмечается в статье.
С апреля по июль 2016 Наблюдательная миссия ОБСЕ потеряла 6 дронов на Донбассе. В частности, 4 на территории подконтрольной сепаратистам, еще 2 — на территории, контролируемой украинскими военными.
«Достаточно сложно было с подсчетом жертв как со стороны военных, так и со стороны мирного населения. Здесь источником информации для нас стали собственные подсчеты потерь с обеих сторон»,— объясняет Громадському Шуллер.
В период с апреля по конец июля, количество жертв со стороны украинских сил составила 600 человек: 99 погибших и 501 раненый. Среди сепаратистов за тот же период 71 жертва - 39 погибших и 32 раненых, отмечается в статье.
Конрад Шуллер, автор исследования, журналист Frankfurter Allgemeine
Действия украинских военных уносят больше жизней среди мирного населения. Но важно отметить, что сепаратистские силы часто базируются в жилых, густонаселенных районах. Стрелять по жилым районам — недопустимо. Но и базироваться в жилых районах также недопустимо
Что же касается потерь среди мирного населения, подчеркивает издание, во внимание принимались только заверенные случаи гибели вследствие артиллерийского огня — случаи подрыва снарядов, гранат или неосторожного обращения с оружием не учитывались. Количество жертв среди гражданских на территории, подконтрольной пророссийским боевикам достигает 34, на подконтрольной украинцам силам — 23.
«Это, так сказать, темная сторона этой истории — действия украинских военных уносят больше жизней среди мирного населения. Но важно отметить, что сепаратистские силы часто базируются в жилых, густонаселенных районах. Стрелять по жилым районам — недопустимо. Но и базироваться в жилых районах также недопустимо», — отмечает Шуллер.
«Конечно, дело ОБСЕ — фиксировать факты, а не интерпретировать их. Второе — скорее задача для нас, журналистов. Мы очень тщательно подошли к этой задаче, каждый указанный нами факт можно проверить, всю информацию мы также выложили на мультимедийной карте , где указаны все даты, все нарушения».
Издание также поинтересовалось мнением немецких политиков по результатам исследования. Они варьируются от идеи продлить санкции против России, к идее предоставить Украине оборонительное оружие.
«Реакция Министерства иностранных дел Германии на нашу исследования была довольно скептической. Мнение о том, что невозможно установить, какая из сторон нарушает режим огня чаще является прямо противоположной результатам нашего анализа. Но такая реакция была ожидаемой, — объясняет Громадский Шуллер, — министр иностранных дел Штайнмайер, представляющий Социал-демократическую партию Германии, придерживается позиции посредника в этом конфликте. Среди избирателей его политической силы есть такие, кого в Германии называют Putin-Versteher — «Те, кто понимает Путина». Выборы в Германии не за горами, поэтому приходится учитывать и такое мнение».
«Картина этого конфликта свидетельствует, что его решение — дело лет, возможно, даже десятилетий, а не месяцев, к сожалению, — отмечает автор исследования. — Перспектива открытых демократических выборов на Донбассе, реинтеграция и восстановление инфраструктуры не укладывается в сроки, предусмотренные Минском. Эти договоренности, с одной стороны, приостановили массированный огонь и открытые военные столкновения. И режим тишины нарушается регулярно. Так и в нашем редакционном комментарии отмечаем, что Украине необходимо предоставить ресурсы для длительной обороны, чтобы конфликт не изнурял экономику страны полностью, чтобы оставалась возможность внедрять реформы. В то же время, эти ресурсы не должны интерпретироваться как инструмент возможной эскалации со стороны России».