Кутья и британские гуси: как в праздновании Рождества сосуществуют традиции язычества и массовой культуры
Никогда не задумывались, почему ключевые блюда Сочельника так похожи на поминальные, а их остатки нельзя выбрасывать в помойку? Почему пища должна быть постной, а зерно в кутье целым? Откуда взялось убеждение, что Рождество — семейный праздник? Какое отношение к украинскому Рождеству имеет елка со стариком в кожухе, которого мы называем Санта-Клаусом, Святым Николаем или Дедом Морозом?
«Задолго до принятия христианства украинцы через три дня после зимнего солнцестояния (когда начиналось движение светила) отмечали новое рождение бога Солнца. Речь шла о новом этапе жизни Вселенной, ее чудесном обновлении и продолжении. С этим праздником было связано много ритуалов, впоследствии ставших традициями христианского Рождества.
Сегодня мы говорим: "Обычно на Рождество..." И часто не осознаем, откуда взялось это "обычно". Нашим основным рождественским традициям так много тысяч лет, что сейчас они очень трудно поддаются объяснению, ведь у нас почти не осталось письменных свидетельств о мифологии наших предков.
Кроме того, в последние 150 лет рождественские традиции очень страдают от масскультуры, которая все больше вытесняет из Рождества сакральные смыслы и заменяет их светско-торговыми шоу», — говорит кандидат филологических наук, фольклорист Елена Чебанюк.
Вместе с ученой hromadske попыталось расшифровать тайные смыслы рождественских традиций. Дальше ее прямая речь.
Праздник всех миров и сущностей
Наши предки мыслили себя частью Вселенной. Они верили, что в ночь на 25 декабря для мира наступает мистический момент: старое отмерло, его уже нет, новое еще не родилось, оно еще не существует. Время остановилось.
Исчезают границы между миром живых, потусторонним миром и измерением небесных сил. На Сочельник собираются вместе все сущности — и темные, и светлые, все стихии, собирается весь род за столом: и умершие предки, и ныне сущие члены рода. Происходит взаимопроникновение миров.
В эту ночь все миры могут найти общий язык и договориться между собой. Поэтому в колядках и щедривках обращались и к богам, и к людям — хозяевам дома, просили благословения для всего и для всех. Наши предки вообще со стихиями и сущностями общались по принципу «я — тебе, а ты — мне», чтобы поддержать равновесие во Вселенной.
В рождественскую ночь хозяин, например, выходил во двор и звал мороз, стихию холода, к праздничному столу. Мол, иди к нам кутью есть. И если не идешь сейчас, то не иди и в Петровку, то есть не заморозь летом посевы. А гуцулы звали за стол бурю, волка, медведя — темные сущности, которых боялись и с которыми хотели договориться.
В эту ночь можно было найти общий язык и с растениями: хозяин с топором подходил к дереву, которое не плодоносило, и угрожал его срубить, если не даст плодов следующим летом. Предки верили, что дерево от страха начнет приносить плоды.
Праздник рождения Солнца тесно связан у украинцев с культом предков. Считается, что умершие родственники сидят с нами за столом во время Сочельника. Для них после праздничной трапезы на столе остаются ритуальные блюда и ложки. Для них же ставится еда с зажженной свечой на подоконник — на весь период рождественских праздников. Потому что окно — это точка общения с потусторонним миром, оно связывает микро- и макрокосм.
Когда заканчивались праздники, еду отдавали скоту, но ни в коем случае не выбрасывали, потому что и скот — часть Вселенной, поэтому должен праздновать. Поэтому зерном, которым засевали дома и хозяев, начинали весенний посев, или его должна была склевать домашняя птица.
Еда — это и жертва, и причастие
Сегодня к Сочельнику на стол ставят 12 постных блюд — по количеству апостолов Христовых, месяцев в году, знаков зодиака на небе и т.д. У наших дохристианских предков ритуальными блюдами были кутья, хлеб и узвар.
Обратите внимание: это постная пища. Ведь в древних культурах воздержание человека от пищи практиковалось для очищения тела и помыслов, для приведения себя в экстатическое состояние, в котором можно почувствовать божью благодать.
Хлеб, кутья, узвар — это зерно, плоды, вода, основная пища наших предков. Есть три блюда. А число 3 — универсальный символ полноты: объединение четного и нечетного; сочетание во времени прошлого, настоящего и будущего; ночи, дня и утра; матери, отца и ребенка; одновременное существование трех миров: небесного, земного и потустороннего.
Хлеб выпекали из перетертого на муку зерна, для земледельческой культуры украинцев он был главной пищей. Кутья — олицетворение женского начала (потому что зерно родит), богатства полей. Узвар — символ мужского начала, богатства сада.
Зерно для кутьи варили целиком, ведь только целое зерно можно посеять, только оно может прорасти и дать новый урожай. Мак в кутье символизирует плодовитость, потому что крошечное семя может дать начало тысячам зерен в маковой головке.
Наши предки употребляли эти ритуальные блюда и таким образом жертвовали стихиям и сущностям Вселенной. И одновременно через пищу принимали жертву, потому что сами мыслили себя ее частью. Значение пищи на Сочельник очень сакральное, поэтому нельзя ставить на стол что угодно — какую-то пиццу или суши. Ибо речь идет не о «поесть», а о единении со Вселенной.
На первый взгляд, странно: почему на праздник рождения бога Солнца, возрождения Вселенной древние украинцы потребляли тот же узвар и хлеб, как на поминках. И рецептура поминального колива мало чем отличается от рождественской кутьи: те же зерна пшеницы с изюмом или вишнями, только без мака и орехов.
На самом деле ничего удивительного в этом нет. В зерне соединены жизнь и смерть: прорасти могло только посеянное (погребенное в земле, как покойник) зерно. Солнце возобновляло свой ход по небу после замирания-умирания. Для древних украинцев жизнь была продолжением смерти — вечное обновление и вечное возвращение.
Впрочем, не во всех регионах Украины на Сочельник варили кутью. Например, на Закарпатье до сих пор выпекают ритуальный хлеб — карачун. Посередине буханки делают углубление — пупец. Туда сыплют зерно или ставят колосья. Карачун воспринимают как живое существо, с ним связано множество обрядов. Например, его моют в потоке, катят по расстеленному рушнику от порога к столу и гадают на следующий год: упал корочкой вверх — будет счастливым.
Сакральность праздничного стола
Рождественский ужин ставили на стол и ели за ним. Вся семья должна была собраться за столом, и прежде чем сесть, надо было дунуть на скамью, чтобы случайно не побеспокоить умерших предков, которые тоже посетили праздник.
Стол делает наглядным мироздание, потому что делит пространственную вертикаль на три части и объединяет их: пространство под столом символизирует потусторонний мир, сам стол — мир живых людей, пространство над столом — мир неба. Еще в дохристианские времена стол играл роль домашнего алтаря.
До Сочельника на его четыре угла обязательно клали чеснок, считавшийся универсальным оберегом от злых сил. Зубчики должны быть неочищенными. Даже поговорка сохранилась от имени чеснока: «Не лупи меня до живого — уберегу тебя от всего злого». С приходом христианства под скатерть, кроме чеснока, начали класть и сено как символ библейских яслей, в которые положили младенца Иисуса.
Дидух и паук против елки
На Сочельник перед тем, как семья садилась за стол, хозяин дома или старший мужчина в семье вносил в дом дидух. Его делали из первого (зажиночного) или последнего (обжиночного) снопа.
Дидуха вносили и приказывали: «Дидух в дом — беда из дома». Он является символом урожая, изобилия, богатства, вместе с тем он связан с культом предков, ведь символизирует Деда-родоначальника семьи. Наши предки верили, что в дидухе зимуют души предков.
В христианские времена дидуха устанавливали в углу под иконами, в дохристианские — на столе. В разных частях Украины он мог стоять разное количество дней: иногда вплоть до Водокрещи. После рождественских праздников его выносили из дома: или вымолачивали, или скармливали скоту. Иногда дидуха сжигали, чтобы согреть покойников.
А вот соломенные пауки были скорее украшением дома, чем частью ритуала. Их крепят к потолку, поэтому, вероятнее всего, они были для наших предков своеобразной моделью мира, символом бесконечности пространства.
Кстати, церковь и соломенного паука наделила христианской символикой. Мол, когда святое семейство скрывалось в пещере от стражников царя Ирода, пауки заплели вход в пещеру, и охранники решили, что в нее давно никто не входил, поскольку паутина неповрежденная.
Во второй половине XIX века в Украину из Европы (через россию) пришла германская традиция наряжать рождественскую елку. Эту традицию стал насаждать еще царь Петр после своего европейского турне, а затем особенно сильно царица Екатерина, ведь она была немкой.
Но если дидух имел для украинцев давнее сакральное значение, то елка уже была элементом городской массовой культуры, которая начала утверждаться в конце XIX века. Тогда религиозные праздники начали терять свою сакральность и приобретали признаки светского шоу: украшенные елки, поздравительные открытки с изображением Святого Николая и Деда Мороза. Впоследствии эти деды стали обязательным атрибутом рождественско-новогодних развлечений.
В дохристианские времена каждая местность и каждый род имели своего покровителя, существовало многобожие, многочисленные добрые и злые духи, в том числе мороз, с которым нужно было договариваться. В христианские времена появился Святой Николай, который награждал детей за хорошее поведение.
Концепты этих образов смешивались, на них влияла литература и театр (в частности, в российской империи — сказка-пьеса Островского «Снегурочка», на основе которой Римский-Корсаков написал оперу). Украинская интеллигенция тогда подхватила российскую моду на литературно-театральных Деда Мороза и Снегурочку. Эти персонажи стали соседствовать в нашей культуре со Святым Николаем, а в советское время уже вытеснили его.
Но все это — продукт масскульта, а не традиционных духовных практик украинцев. Какое отношение имеет рекламный Санта-Клаус, изображенный на бутылке Coca-Cola, к украинскому культу предков и возрождению жизни? А никакого. Он и к Святому Николаю не имеет никакого отношения.
С конца XIX века празднование Рождества очень коммерциализировалось. Торговля начала навязывать нам атрибуты, чуждые самому духу Рождества или являющиеся частью иностранной культуры. Елки, открытки, елочные украшения мы переняли так давно, что уже считаем их своими традиционными.
Недавно украинцы начали украшать входную дверь рождественскими елочными венками, как в Европе. В этом году в продаже появились мягкие игрушки-гуси, являющиеся атрибутикой традиционного британского Рождества. В следующем году может появиться еще какая-нибудь зарубежная новация.
Распродажи, светские театрализованные действа, парады Санта-Клаусов и Дедов Морозов, резиденции Святого Николая загоняют на периферию даже вертеп как давнее уличное рождественское развлечение (он появился в XVII веке стараниями спудеев Киево-Могилянского коллегиума).
Понятно, что мир глобализуется и происходит взаимопроникновение культур, мы перенимаем и усваиваем чужое. Это наша реальность. И это не страшно, если в то же время мы не будем терять своих традиций и будем прилагать усилия для их сохранения.