«Левада-центр» признали иностранным агентом
Лев Гудков, руководитель Левада—Центра
Лев Гудков, руководитель Левада-Центра
Что нужно знать:
Минюст признал автономную некоммерческую организацию «Аналитический Центр Юрия Левады» иностранным агентом.
Ранее лидер движения «Антимайдан» сенатор Дмитрий Саблин обратился в Минюст с запросом о признании «Левады» иностранным агентом
Поправки к закону «О некоммерческих организациях» действуют с 2012 года. Они позволяют присвоить статус «иностранного агента» организациям, которые занимаются в России политической деятельностью и получают деньги из-за рубежа. Согласно закону, после включения в реестр НКО должны зарегистрироваться как «иностранные агенты» и после этого в сообщениях о себе указывать этот статус.
«Левада-центр» — одна из крупнейших российских исследовательских организаций, которая занимается социологическими и маркетинговыми исследованиями. Социологи «Левады» с 1998 года по всей стране проводят опросы общественного мнения.
— Как вы думаете, почему это произошло именно сейчас, незадолго до выборов?
— Ну это давно готовилось, и требования со стороны разного рода «патриотических организаций» — они давно звучали. Минюст просто какое-то время не принимал их во внимание, но потом поставленные политики, члены Совета федерации, пользуясь своим положением, действительно потребовали от Минюста провести такую проверку. Она была проведена с 12 по 31 августа, и после этого признали нас иностранными агентами, потребовали включения в реестр. Так что здесь скорее можно говорить о том, что падение популярности Единой России послужило катализатором.
— Каковы последствия признания «Левада-центра» иностранным агентом?
— В худшем случае — это практически закрытие нашей организации. Потому, что работать с таким клеймом иностранного агента, когда под этим понимаются шпионы и диверсанты, сами понимаете, очень трудно. Потом, по государственным учреждениям разослано негласное распоряжение, которое запрещает вступать в контакты с подобными организациями. Не только социологическими, но и любыми другими, имеющими такое клеймо. Ну и кроме того, люди просто бояться отвечать. Представьте себе: приходят интервьюеры, говорят: «Здравствуйте, я иностранный агент, ответьте пожалуйста на некоторые вопросы». И третье — это создает большие трудности в финансировании. Раньше мы могли выполнять коммерческие заказы с иностранными концернами, фирмами, исследовать потребительские товары, бренды — в общем, маркетинговые работы, получать прибыль от этих заказов, перераспределять их и пускать на собственные независимые исследования, которые мы проводим: длительные, не дающие никакой прибыли — наоборот затратные. Если мы откажемся от этих контрактов, то больше невозможно будет получать независимые исследования. Социология — дорогая штука, поэтому проблема добычи денег для меня всегда была очень трудной.
«Громадское на русском» 5 сентября 2016 года
Ведущие: Ксения Туркова и Юрий Мацарский