Литва согласилась на рекомендации Еврокомиссии по транзиту товаров в российский Калининград.

Правительство Литвы согласилось на рекомендации Еврокомиссии по транзиту товаров в Калининградскую область, отделенную от остальной части россии по территорией стран ЕС.

Об этом говорится в заявлении МИД Литвы.

Там подчеркнули, что предыдущие правила ЕС, предусматривавшие полный запрет на транзит санкционных товаров, были наиболее приемлемыми, но Литва поддерживает новые рекомендации.

Также правительство должно ввести механизмы мониторинга и тщательного контроля товаров, которые направляются в Калининградскую область. Литва будет отслеживать, не пытается ли россия злоупотреблять транзитными возможностями.

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните отметила, что пока механизм проверки транзита не будет создан, запрет на перевозку ряда товаров в Калининград продолжит действовать.

Политика не подчеркнула, что рекомендации Еврокомиссии не обязательны к выполнению, но Литва решила их поддержать по трем причинам: из-за уважения к Еврокомиссии, универсальности рекомендаций для всех стран и уважения к трансатлантическому единству.

Что предшествовало?

С 18 июня Литва запретила транзитную перевозку по железной дороге ряда попавших под санкции товаров между россией и Калининградской областью. Это касается, в частности, перевозки строительных материалов, цемента и металла.

Калининградская область не имеет материкового сообщения с остальной россией, она располагается между двумя европейскими странами: Литвой и Польшей. Из россии в Калининградскую область удобнее всего было поставлять товары именно через Литву.

В зоссии решением возмутились и пригрозили прибегнуть к «мерам по защите национальных интересов». Впрочем, президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что его страна готова к мести россии за частичную блокировку Калининградской области.

13 июля Еврокомиссия издала рекомендации о транзите подсанкционных товаров. Там указано, что транзит таких товаров автотранспортом запрещен, но для железнодорожного транспорта не существует такого запрета на этом маршруте.

В то же время, остается запрет на перевозку любым видом транспорта технологий военного и двойного использования. Также государства-члены должны проверять, остаются ли объемы транзита в Калининград «в пределах исторических средних значений» за последние 3 года и нет ли необычных потоков или торговых схем, которые могли бы привести к обходу санкций.