Лот «порт Ольвия»: первая концессия по новому украинскому закону принесет государству деньги, а людям — рабочие места
Кконцу 2019 годавУкраине планируют принять новый закон оконцессии— формегосударственно—частного партнерства, которая позволяет инвестору вкладывать средства иуправлять компаниями иактивами, астране— оставлять все эти объекты всвоей собственности. Зачем украинским предприятиям концессия— Громадское узнавало вНиколаеве.
Любомира Ремажевская, Настя Иванцова
Кконцу 2019 годавУкраине планируют принять новый закон оконцессии— формегосударственно-частного партнерства, которая позволяет инвестору вкладывать средства иуправлять компаниями иактивами, астране— оставлять все эти объекты всвоей собственности. Зачем украинским предприятиям концессия— Громадское узнавало вНиколаеве.
«Ольвия»: нетолько «счастливая», ноиуспешная
Ольвия (греч. Óλβια — счастливая) — одна из важнейших греческих колоний на Побужье. Ольвию видно сберегов порта.
Николаев, областной центр наюге Украины, традиционно называют «городом корабелов». И, соответственно,городом портов. Здесь ихпять, нотолько один— «Стивидорная компания Ольвия»— вгосударственной собственности. Ипредприятие может одним изпервых попасть под проект концессии вУкраине поновым правилам.
Порт расположился насеверной части Днепро-Бугского лимана изанимает площадь в179гектаров. Для сравнения, натерритории «Ольвии» моглобы без проблем поместиться 220 футбольных полей.
Через«Ольвию» восновном перегружают зерно, глину, металл, древесину ищепу. Также отсюда идут спецгрузы. Например, именно из«Ольвии» ракетоносители «Южмаша» отправляли назапуск вСША.
Запоследние 5лет предприятие работает почти напределе мощностей— переправляет около 2,5 млн тонн грузов втечение года. Авпрошлом году компания установила рекорд, перевалив более 2млн 510тысяч тонн товаров. Впозапрошлом году они получили 15,4 млн долларов дохода иимели рентабельность в45%. Заработанные средства пускают наразвитие порта, например, уже несколько лет здесь полностью электронный документооборот.
Итак, зачем предприятию, которое сейчас развивается, получает прибыль иработает наполную мощность, концессия?
Морской порт «Ольвия», Николаев, 19октября 2018 года. Фото:АНАСТАСИЯ ИВАНЦОВА/ГРОМАДСКОЕ
Вногу современем
Оконцессии наэтом предприятии говорят еще с2013года. Итолько теперь, когда за закон уже проголосовали вВерховной Раде впервом чтении, перспективы концессии для «Ольвии» стали понятными. И.о. директора Руслан Олейник объясняет: своими силами компания дальше развиваться несможет, а без этого развития ихбыстро подвинут наскамьизапасных меньшие, но более оперативные вуправлении частные компании.
«Мычетко понимаем, что среди всех портов Николаева— мыединственный государственный стивидор. Стем, что нас окружают только частные компании, нам, конечно, надо меняться истановиться более гибкими. Агосударственное управление такой маневренности недает», — говорит Олейник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Существует ли морская блокада Азова?
Так что пока предприятие напике своего развития, его можно выгодно представить инвестору. Для порта впроектном офисе Министерства инфраструктуры совместно смеждународными партнерами написали концессионный проект. Будущему инвестору предлагают все предприятие на7причалов свозможностью построить новый перевалочный зерновой пункт на2млн тонн— таким образом мощность всего порта увеличится почти вдвое, до4,5 млн тонн. Ивсе это состабильной выручкой от $15до $21млн исредней рентабельностью в45%.
Запользование портом инвестор должен платить государству минимум 87 млн гривен ($3,1 млн) пени вгод. Это стартовый объем концессионной платы, она может увеличиваться входе торгов запредприятие. Руководитель компании верит, что отконцессии ихпорта госбюджет будет получать от100 млн гривен ($3,6 млн) пени.
Сейчас «Ольвией» уже интересуются несколько компаний— среди них один изкрупнейших украинских сельскохозяйственных экспортеров «Нибулон» икитайский портовый оператор China Harbour.
И.о. директора стивидорной компании «Ольвия» Руслан Олейник, Николаев, 19октября 2018 года. Фото:ДМИТРИЙ РУСАНОВ/ГРОМАДСКОЕ
Концессия для людей
Итак, инвестор получит порт совсеми его активами идоходами. Взамен будетплатить государству пеню, налоги, вкладывать деньги винфраструктуру. Но что отэтого получат работники порта?
Сегодня впорту работают 670человек. Для них вконцессионном проекте прописаны отдельные условия. Будущий инвестор обязуется неувольнять ихвтечение 5лет, неуменьшать заработную плату, аиндексировать еевсоответствии синфляцией втечение 3лет. Кслову, в«Ольвии» говорят, что втечение 2018 года средняя зарплата одного штатного работника составила почти 15,5 тысячгривен ($558).
Апоскольку концессионер будет строить впорту еще иновые объекты, администрация предполагает, что предприятию понадобятся новые работники. Это пойдет напользу Николаеву, считает представитель Офиса попривлечению иподдержке инвестиций при Кабмине Дмитрий Мисюров.
«Это новый подход ксотрудникам. Ведь иностранные компании, когда приходят сюда, приносят нетолько капитал, ноикорпоративную культуру. Так что это будет толчком для других отраслей— как экономики, так икультуры, ведь надоже где-то отдыхать темже сотрудникам»,— говорит представитель UkraineInvest вюжном регионе Дмитрий Мисюров.
Морской порт «Ольвия», Николаев, 19октября 2018 года. Фото:АНАСТАСИЯ ИВАНЦОВА/ГРОМАДСКОЕ
Как будет работать концессия
Ключевые отрасли, вкоторых возможны пилотные концессии— это инфраструктура, энергетика, медицина, жилищно-коммунальный сектор. Порты «Ольвия», «Херсон» и«Черноморск» должны стать первыми пилотами вУкраине поновому закону.
ВОфисе Национального инвестиционного совета объясняют, что ихвыбрали из-за среднегомасштаба. Это позволяет отчеканить процедуру, чтобы дальше было легче перейти кбольшим предприятиям. Кроме того, эти объекты технически готовы кприходу концессионера (отсутствие текущих отношений синвесторами, договоров аренды, совместной деятельности), что позволяет довольно быстро подготовиться.
«Для нас важно дать старт концессиям, провести первые пилоты исделать это безупречно. Поэтому, понашему мнению, оптимальнее будет начинать снебольших объектов. Опыт пилотов даст необходимую базу для того, чтобы продолжать набольших инфраструктурных идругих объектах», —рассказывает представитель офиса Надежда Казначеева.
Втоже время вМининфраструктуры говорят, что порты выбрали вкачестве примера бизнеса, где благодаря концессии можно будет сделать процессы более прозрачными.
«То, что все порты, которые есть сегодня вгосударственной собственности, действительно являются государственными,— миф. Де-юре они государственные, де-факто— контролируются местными дельцами, чиновниками, политиками. Концессия позволит вывести впрозрачную ичестную плоскость взаимоотношения между государством ибизнесом», — рассказал Громадскому министр Владимир Омелян.
За новый закон о концессии уже проголосовали в первом чтении в парламенте, теперь он на доработке в комитетах. Документ заменит четыредействующие законао концессии. Заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Титарчук объяснил Громадскому, что новый закон не повлияет на предприятия, которые уже находятся под концессией. «Договоры концессии, заключенные до вступления в силу данного закона, являются действующимидо окончания срока их действия в соответствии с условиями указанных договоров», — отметил он. То есть условия концессии, например, шахт, которые уже находятся в концессии в холдинге ДТЭК, не изменятся по меньшей мере еще 30 лет.
И чтобы новый закон заработал в полную мощность, правительству придется предложить изменения к35 законам. Значительная часть связана с земельными вопросами. Например, чтобы можно было строить дорогу в нескольких областях, где земля принадлежит разным общинам.
Морской порт «Ольвия», Николаев, 19октября 2018 года.Фото:ДМИТРИЙ РУСАНОВ/ГРОМАДСКОЕ
ВНациональном инвестиционномсовете при президенте Украины признают: нынешние законы оказались недееспособны. Ведь завсе годы независимости вуправление вформе концессии перешли полторы сотни украинских предприятий, втоже время вФонде госимущества говорят, что часть этих договоров уже недействует. Почти все— коммунальные.
ВУкраине около 3тысяч государственных предприятий, большинство изкоторых неприбыльные инеэффективные сточки зрения менеджмента, ихотябы часть изних можно если неприватизировать, тоотдать вконцессию.
ВОфисе Национального инвестиционного совета рассказывают, что подготовка кпередаче этих предприятий вконцессию технически похожа наподготовку кприватизации. Будут осуществляться финансовый аудит, инвентаризация, оценка имущества, приведение количества персонала крыночному уровню, упорядочивание земельных отношений, наведение порядка вюридических вопросах.
Когда начинается подготовка кпередаче вконцессию, готовят технико-экономическое обоснование (ТЭО). Сейчас подготовка проектов проходит при поддержке Международной финансовой корпорации иЕвропейского банка реконструкции иразвития.
Морской порт «Ольвия», Николаев, 19октября 2018 года.Фото:ДМИТРИЙ РУСАНОВ/ГРОМАДСКОЕ
Интересны ли украинские проекты иностранцам?
Украинскимиобъектами, которые попадают под концессию, несмотря нато, что закон еще неприняли, уже заинтересовались иностранные инвесторы изСША, Китая, стран ЕС, ОАЭ, Канады. Например, один изперспективных концессионных проектов— порт «Черноморск»— может привлечь мирового оператора Hutchison Ports карендеконтейнерного терминала споследующей концессией.
«ВУкраине 13портов. Они разные поназначению, специфике работы ипотенциалу. Новсе вместе они обслуживают вразы меньше груза, чем один контейнерный терминал Hutchison Ports вРоттердаме, кстати, самый большой вЕвропе. Hutchison Ports— мировой портовый оператор, который успешно работает навсех континентах. У него52портав26странах, включая Великобританию, Австралию, Гонконг, Китай, Аргентину, ОАЭ идругие. Суммарный оборот составляет более 83миллионов TEU (единица измерения емкости грузовых транспортных средств) вгод. Компании более 50лет. Заход Hutchison Ports вУкраину— это возможность создать современный контейнерный терминал в порту „Черноморск“», — рассказывает Омелян.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Азовский кризис: как Россия берет в тиски украинское Приазовье
Покаже контейнерные мощности «Черноморска» составляют чуть более 1,1 млн TEU, которые сегодня неиспользуются полностью. Это объясняется падением транзитного грузооборота контейнеров иснижением покупательной способности населения. ВМининфраструктуры считают, что приход иностранного инвестора восстановит обращение впорту.
Морской порт «Ольвия», Николаев, 19октября 2018 года.Фото:ДМИТРИЙ РУСАНОВ/ГРОМАДСКОЕ
Председатель Офиса Национального инвестиционного совета Юлия Ковалив надеется, что доля отприватизации иконцессии украинских предприятий вближайшие годы будет неменьше, чем 20-30% отобщих инвестиций вУкраину.
Прибыльконцессионных предприятий пока прогнозировать неберутся. Ноточно знают суммы инвестиций, необходимых напорты «Ольвия» и«Херсон»— до $300 млн. Иименно ихждут отнового инвестора.
«Если закон примут вэтом году, топервые конкурсы возможны уже в2019году. Стоимость сделок зависит откачества подготовки объектов, ноточно речь идет осотнях миллионов долларов»,— говорит Ковалив.
Как это работает вмире?
Концессия используется вовсем мире. Только впортовой отрасли почти83% государственно-частных партнерств— это концессия. АвЧили концессионные дороги позволили получить государству $5 млрд за девятьлет.
Поданным Всемирного банка, вразвивающихся странах надолю концессий сейчас приходится до70% контрактов, которые государство заключает всфере транспортной инфраструктуры (железные иавтомобильные дороги, морские иаэропорты, вокзалы). Сегодня концессионные договоры заключаются вчетырех десятках стран.
ВОфисе Национального инвестиционного совета приводят пример, накоторый можно ориентироваться— аэропорт имени Николы Теслы вБелграде, который вэтом году взяла вконцессию французская корпорация Vinci. Суммарный объем инвестиций составит более 1,3 млрд евро, причем стартовый платеж вгосударственный бюджет— это 501млн евро, иеще 878млн евро — инвестиционные обязательства концессионераили средства, которые Vinci должны вложить винфраструктуру аэропорта втечение 25лет. Советником вэтой сделке выступала компания Lazard, один измировых лидеров всфере финансового консалтинга иуправления активами.
Впрочем, невезде концессия срабатывает. ВБоливии концессия водоканала привела кросту счетов на $20 при среднем доходе семей в $100. ВМексике концессионные дороги также нестали панацеей ивызвали резкое подорожание стоимости проезда.
Ктаким результатам привело несколько факторов: слишком короткий срок концессии— 8лет, непрозрачность условий иуправления процессами. Однако воВсемирном банке говорят— чтобы государство успешно завершилоконцессионный проект, нужно хорошее законодательство, стратегия, распределение рисков иреалистичные расчеты денежных поступлений ирасходов. Если новый закон всеже примут, это поменьшей мере станет первым условием для успеха.