«Love-hate story». Как Ахметов помогает «Большой деолигархизации» Зеленского

Вслед за «Большим строительством» и «Большой реставрацией» в Украине появилась «Большая деолигархизация». Но если первые два — официальные проекты президента Владимира Зеленского, то последний — новый телепроект канала «Украина-24», который входит в медиа-империю Рината Ахметова.

Авторы hromadske посмотрели первый выпуск нового телепроекта. В нем Зеленского представляют как великого борца с олигархатом, которому коррумпированные чиновники мешают провести главную реформу страны. По сути, речь идет о телевизионном пиар-проекте президента. Который, правда, использует и команда Ахметова, чтобы перевести негативный имидж олигарха с богатейшего украинца на других.

hromadske разбиралось, как интересы президента и «олигарха №1» сошлись в телепроекте «Большая деолигархизация».

Телевизионная деолигархизация Зеленского

«В стране большая деолигархизация. Кажется, Зеленский открыл второй фронт, направленный на борьбу с легендарной украинской коррупцией». С этих слов начинается первый выпуск программы «Большая деолигархизация», которая вышла в эфир 3 июля.

Ведущий объясняет, что инициативе президента будет оказываться яростное сопротивление, а потому к этим событиям нужно привлекать пристальное внимание общества, и обещает еженедельные новости с этого фронта.

Появлению такого проекта на канале Ахметова не удивляется депутат от «Слуги народа» Евгения Кравчук.

«Уже месяц, как президент подал законопроект, и каждую неделю на каждом ток-шоу эта тема звучит. Очевидно, тоже хотят быть в тренде», — высказывает Кравчук в разговоре с hromadske свое мнение о запуске специального телепроекта.

Владимир Зеленский во время церемонии инаугурации в Верховной Раде, 20 мая 2019 годаАлександр Хоменко/hromadske

Однако у «Большой деолигархизации» есть существенное отличие. В других ток-шоу в адрес инициативы Зеленского зачастую звучит много критики. А в этом проекте выражается поддержка президенту и высказываются упреки в адрес неназванных лиц, которые могут деолигархизации мешать.

«Президент Зеленский идет против системы. Но она не собирается сдаваться. Уже сегодня то, что он говорит про деолигархизацию, и то, что говорят некоторые чиновники, от которых зависит успех этой реформы, это не одно и то же», — объясняет ведущий.

Сразу после этого в эфир дают сюжет. Это — дневник президента: в понедельник выступил в Верховной Раде на торжественном заседании ко Дню Конституции, затем подписал ряд законов, потом — объявил флешмоб в поддержку сборной Украины по футболу. В материале продолжительностью дольше 7 минут приведены 12 цитат Зеленского, среди которых — ни одной про деолигархизацию.

По сути, это выглядит как очередной пиар-проект для президента. Что-то вроде того, что уже выходило на канале Ахметова во времена Порошенко: «В ритме спорта с Мариной Порошенко» и «Рождественские встречи с президентом».

Тогда эти проекты готовились совместно с командой политтехнологов Порошенко. Есть ли подобное сотрудничество с командой Зеленского? Евгения Кравчук утверждает, что влияния на информационную политику какого-либо канала нет.

«Есть ли здесь сотрудничество с Офисом президента? Это какие-то домыслы. Из одного выпуска нельзя делать окончательные выводы. Надо по нескольким выпускам делать контент-анализ», — ответила она hromadske.

В то же время источник hromadske в команде Зеленского сообщил, что «Большая деолигархизация» — это совместный проект медийщиков Ахметова и Офиса президента.

«Вместе с нами делается. Уже из-под палки делается. Наваляли им за все остальные эфиры, где разные гройсманы и ляшки ругали наш хороший закон об олигархах», — объясняет источник hromadske предпосылки появления проекта.

Любовь и ненависть

В целом отношения с олигархом собеседник описывает как love-hate story — команды Ахметова и Зеленского «то дружат, то воюют». И «Большая деолигархизация» — это о дружеских отношениях. Но вместе с этим есть и «воинственные» действия.

«В какой-то момент Ахметов обнаглел. Когда он зимой начал выключать ТЭЦ, это всем не понравилось. Последняя история, он начал снижать цену на электричество — отдельно не понравилось. Это воспринимается как недружественные меры. Сейчас — усиливают переговорную позицию по 5600», — объясняет собеседник hromadske из президентской команды.

5600 — это номер правительственного законопроекта, который вносит изменения в Налоговый кодекс. Его еще называют «антиахметовским» — в документе предусматривается увеличение ренты на руду, что может принести для бизнеса Ахметова значительные финансовые потери. И это одна из причин, почему законопроект критикуют приближенные к олигарху политики.

Карьер для добычи руды открытым способом на ОАО «Южный горно-обогатительный комбинат» (ЮГОК) в Кривом Роге, 22 июля 1998 года. Это предприятие контролируется группой «Метинвест» Рината АхметоваУНИАН/Сергей Давидков

«Мы принудительно толкаем бизнес в тень, чтобы они не платили налоги. Если у бизнеса не будет денег, они будут проводить реструктуризацию, сокращать людей», — предупреждала накануне рассмотрения законопроекта народный депутат Виктория Гриб.

На момент избрания она работала руководителем направления по устойчивому развитию ООО «ДТЭК ЭНЕРГО», входящего в бизнес-империю Ахметова. Вместе с еще одним депутатом, Мусой Магомедовым (до избрания возглавлял ахметовский «Авдеевский коксохим», как и Гриб, выдвигался от «Оппозиционного блока») она голосовала против законопроекта 5600 и воздержалась при рассмотрении законопроекта об олигархах.

Еще один депутат — бизнес-партнер Ахметова Вадим Новинский отсутствовал при рассмотрении упомянутых документов.

«Этот законопроект ничего общего с Конституцией не имеет... Я специально не пошел на ту часть заседания парламента, где голосовали за законопроект, чтобы не участвовать в этих неправильных действиях», — объяснял Новинский в интервью «Украинской правде».

Еще месяц назад, когда антиолигархические законопроекты были внесены в парламент, в разговоре с hromadske политолог Владимир Фесенко говорил о риске возникновения в Раде широкой олигархической коалиции.

«Условно от ОПЗЖ и Ахметова до Порошенко и Коломойского. И они все будут против этого закона. Посмотрим кто как будет голосовать», — говорил тогда Фесенко.

Чтобы избежать такого сценария, Зеленский предупредил: если кто-то попытается договориться с депутатами, у президента будет один вопрос.

«И этот вопрос — о статусе олигархов — будет вынесен на всеукраинский референдум. Этот вопрос будет первым. А для кого-то и последним», — заявил Зеленский ввидеообращении.

Рассмотрение законопроекты в первом чтении показало, что депутаты из круга влияния Ахметова не поддержали документы. Зато группа «слуг», которым приписывают сотрудничество с олигархом, все-таки нажали кнопки «за».

«Все депутаты получили четкий сигнал: голосование по этому закону — фактически проявление лояльности лично Зеленскому. Депутаты из разных группировок, в частности из “группы Павлюка”, которая заигрывала с Ахметовым, и группы Коломойского — сейчас все они демонстрируют лояльность», — считает Фесенко.

Однако эта лояльность не гарантирует принятия законопроектов во втором чтении.

«Законопроект 5600 мы принимаем чисто технически в первом чтении. Там есть много замечаний. Мы эти замечания доработаем», — объяснял глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия накануне рассмотрения документов в парламенте.

Будет ли в рамках этой доработки цивилизованный диалог власти и бизнеса? Этим вопросом задаются и в телепроекте «Большая деолигархизация». И озвучивают, по сути, позицию владельца телеканала: «Власти считают, что поскольку мировая экономика растет, обеспечивая большую прибыль, то и бизнес должен платить больше налогов. Бизнес не спорит, что мировая экономика растет, но украинская продолжает падать».

Первый вице-спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук, спикер Дмитрий Разумков, народные депутаты Александр Корниенко и Вадим Ивченко во время заседания праламента, Киев, 18 мая 2021 годаУНИАН/Александр Кузьмин

Анонимные олигархи и инвестор Ахметов

«Эпоха лжи заканчивается. Если человек олигарх, его надо называть олигархом», — говорил глава партии «Слуга народа» Александр Корниенко в день регистрации законопроекта об олигархах.

Первый выпуск телепроекта «Большая деолигархизация» длится почти 40 минут. За все это время в эфире не прозвучала ни одна фамилия украинских олигархов.

«Коррупционная система со своими многочисленными голодными пастями заинтересована в том, чтобы деолигархизация свелась к борьбе с олигархами, а не с незаконным влиянием как таковым. Поэтому и называют фамилии. 13 фамилий или 100, просто фамилии самых богатых в Украине бизнесменов. Но президент не говорит о фамилиях, президент говорит о реформе», — рассказал ведущий «Большой деолигархизации».

«Я неоднократно сталкивался с людьми, которые работают на Ахметова, и когда с ними общаешься даже неформально, не публично, не в камеру, они показывают пальцем вверх — “главный акционер”. Как бога нельзя упоминать всуе, так и Ахметова», — рассказал hromadske политолог Владимир Фесенко.

Однако у команды самого богатого украинца другое объяснение: Ахметов не олигарх, а крупнейший инвестор.

«Когда мы говорим о крупном бизнесе и олигархах — не надо их путать», — пояснила в эфире телеканала «Украина-24» Виктория Гриб.

«Как только появился законопроект об олигархах, они сказали: это нас не касается, потому что Ахметов — не олигарх, а крупный инвестор. Логично, что будет линия: СКМ, крупнейшие инвесторы в стране, поддерживают антиолигархическое движение, потому что олигархи — это плохо, а сами они не олигархи, акционер — не олигарх», — пояснил общую концепцию телепроекта «Большая деолигархизация» один из депутатов от «Слуги народа» в разговоре с hromadske.

Кадр из программы «Большая деолигархизация» на канале «Украина 24»скриншот

Другое объяснение у бывшего депутата Сергей Лещенко. По его мнению, у Ахметова руководствовались принципом: «Не можешь остановить — возглавь». И это дает авторам проекта еще один плюс — возможность заниматься интерпретацией деолигархизации.

«Объявленная деолигархизация, и что такое олигархи, чем они владеют, как их наказывать — это было прерогативой власти. А так они запустили проект, открывающий определенное пространство для интерпретаций этого явления уже в своих интересах», — считает Лещенко.

hromadske пообщалось с Лещенко, прежде всего, по той причине, что его самого упоминают в телепроекте «Большая деолигархизация».

«Вероятно, после обнародования безрадостных результатов работы своего ведомства (“Укрзализныци”, — ред.) он находится в поисках новой работы. И ищет ее в области деолигархизации. Потому и так взъелся на нашу премьеру. Возможно, считает, что я отбираю у него хлеб», — рассказал ведущий.

На Лещенко намекали и в контексте обнародования фамилий 13 олигархов. В мае секретарь СНБО Алексей Данилов назвал такое число лиц, которые могут попасть в перечень олигархов. В тот же день Лещенко опубликовал этот список, где фигурировал и Ахметов.

Также бывший депутат обращает внимание на то, как через этот телепроект пытаются манипулировать обществом. Так, ведущий задается вопросом: как украинцы почувствуют, что самая главная реформа Зеленского, деолигархизация, начала менять жизнь в стране? И предлагает отправиться на базар.

Кадр из программы «Большая деолигархизация» на канале «Украина 24»скриншот

В сюжете с базара показывают Наталью, которая второй раз за лето берет себе полкило клубники, Марию, которая считает каждую копейку. А потом объясняют: производители завышают себестоимость продукции.

«Какие зарабатывают сверхприбыли — коммерческая тайна... Это деньги украинцев, из наших с вами кошельков, деньги на экономии на налогообложении. Думаете, это все? Двойная прибыль? Нет. Им государство еще и доплачивает», — говорится в программе.

Далее говорится, что три сельхозмонополии за первые пять месяцев этого года все вместе заплатили в казну меньше миллиарда гривен налогов, а через возврат НДС получили назад фактически 20 миллиардов. Этими тремя сельхозмонополиями в телепроекте называют «АДМ Юкрейн», «Кернел» Андрея Веревского, и «Нибулон» Алексея Вадатурского. Ведущий сетует, что в списке олигархов фамилий владельцев этих компаний не будет. И заканчивает эту часть программы вопросом: когда же деАГРОолигархизация?

Так авторы «Большой деолигархизации» хотят сделать главными олигархами страны тех, кто имеет отношение к потребительскому рынку, считает Лещенко. И таким образом манипулируют зрителями.

«Ты же железную руду не покупаешь для домашних нужд. И он хочет сказать, что это не имеет отношения к олигархам, которые занимается ресурсными монополиями. Но как раз наоборот: олигархи — это, в первую очередь, те, кто заработал деньги на ресурсных монополиях», — объясняет бывший депутат.

* * *

Уже в первом выпуске телепроекта «Большая деолигархизация» можно было бы назвать еще целый ряд манипуляций, которые выдали в эфир. Все они направлены на то, чтобы произвести подмену понятий: основой олигархата являются не те, кого обычно называют олигархами, а коррупционеры-чиновники и отдельные компании, которые обогащаются на бюджете.

Все эти манипуляции пока не вызывают негатива в президентской команде. Потому что Зеленского в телепроекте представляют как великого борца с олигархами, которому мешают коррумпированные чиновники. Но все же немного опасаются того, как в дальнейшем команда олигарха будет использовать этот телепроект в переговорном процессе.

И хотя «Большая деолигархизация» сейчас выглядит как love-story, в президентской команде не исключают и дальнейшую hate-story из-за противостояния вокруг антиолигархических законопроектов.

«Стратегически по Ахметову позиция такова: чтобы не “офигевал”. Будет “офигевать” — будем дальше работать по нему», — заключает собеседник hromadske из президентской команды.