Макрон превращается в «мальчика для битья» — интервью с французской журналисткой Галей Аккерман

Францию охватили протесты: правительство решило поднять налог на топливо. Тысячи французов вышли на улицы и блокировали пути. Как эти протесты влияют на рейтинг президента Макрона? Почему критика со всех сторон ослабляет позиции президента, в том числе и во внешней политике? Почему Франция становится более покладистой в вопросе России и как французская элита, вопреки всему, поддерживает Сенцова?

Татьяна Огаркова

Францию охватили протесты: правительство решило поднять налог на топливо. Тысячи французов вышли на улицы и блокировали пути. Как эти протесты влияют на рейтинг президента Макрона? Почему критика со всех сторон ослабляет позиции президента, в том числе и во внешней политике? Почему Франция становится более покладистой в вопросе России и как французская элита, вопреки всему, поддерживает Сенцова?

Об этом Громадское поговорилос Галей Аккерман — французской писательницей и журналисткой, председателем Европейского Форума для Украины. Ниже — основные тезисы разговора.

Почему Франция протестует

В экологических инициативах французского правительства нет заботы о потребителе. Есть много людей, которые живут в пригородах и ездят на машине на работу. Кроме того, за пределами Парижа и любого другого крупного города без машины довольно трудно, ведь различные службы и сервисы расположены на большом расстоянии. Многие люди используют автомобиль для работы.

Поэтому решение поднять цену на топливо является болезненным ударом по карману огромного количества людей. Франция хоть и считается страной богатой, но здесь есть несколько миллионов бедных, а также тех, кто едва сводит концы с концами. Для этих людей повышение цен — серьезный удар по уровню жизни.

С другой стороны, правительству нужны средства. Кстати, уже существуют предварительные расчеты, согласно которым поступления, связанные с повышением налогов, пойдут даже не на новые экологические инициативы, а на покрытие бюджета — чтобы дефицит бюджета не превышал европейский стандарт в 3%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Желтые жилеты «оккупировали» Францию: повышение цен на топливо вывело на улицы сотни тысяч автовладельцев

Протестующие в символических желтых жилетах закрываются от струи воды из водомета, которым полицейские пытаются разогнать митинг на Елисейских полях в Париже, Франция, 24 ноября 2018 года. Фото:EPA-EFE/CHRISTOPHE PETIT TESSON

Почему Макронидет на уступки в отношенииРоссии

Когда Макрона только избрали президентом, он принял Путина с королевским шиком в Версале. В то же время, надавал ему символических «пинков», в частности, из-за его карманных СМИ Russia Today и Sputnik. Он сказал, что эти медиа вообще не СМИ, а органы пропаганды. Они отвратительно вели себя во время его предвыборной кампании, писали о нем какую-то ложь и действительно отвратительные вещи. Поэтому я думаю, что у Макрона был личный зуб на них.

Но теперь Макрон, избранный на волне народного подъема, испытывает большое давлениевнутри Франции. Его популярность постоянно падает, а все старые политические силы, которые находятся в плачевном состоянии, не могут ему простить того, что потеряли свои позиции. Внутри многих партий произошли расколы, а некоторые (например, социалисты) вообще почти прекратили свое существование.

Поэтому сегодня Макрона атакуют со всех сторон: с правого и с левого фланга, с ультраправого и с ультралевого, со стороны профсоюзов и так далее.Макрон сегодня фактически превратился в «мальчика для битья». Для того, чтобы поднять свою популярность, ему нужны результаты, а обещанных результатов пока нет: экономическая конъюнктура слабая, победить безработицу чрезвычайно трудно.

Макрон, избранный на волне народного подъема, испытывает большое давление внутри Франции (на фото — президент Франции Эммануэль Макронво время мероприятий к годовщине подписания перемирия в Первой мировой войне, Париж, Франция, 11 ноября 2018 года). Фото:EPA-EFE/JULIEN DE ROSA

Кроме того, Макронхочет, чтобы дефицит бюджета на превышал 3%, согласно с европейскими нормами, и для этого приходится сокращать некоторые министерства. Все реформы, внедренные Макроном, не дают мгновенного эффекта — я думаю, украинцамэта ситуация знакома.

Поэтому Макронуприходится брать на себя роль, которую нередко выполняют президенты сегодня, а именнороль коммивояжера. Он ездит в разные страны и продает французские ноу-хау и французские товары, подписывает контракты и тому подобное. Другими словами, ищет выгоды для своей страны. И похоже, что российские «сирены» предложили ему немало выгодных контрактов. Именно поэтому он начал говорить, что Россию следует ввести в «цивилизованное поле», что Россия является важным фактором региональной безопасности.

Одна из последних новостей, которая меня особенно расстроила, это то, что Russia Today и Sputnik получили аккредитацию в Елисейский дворец. То есть, произошел какой-то сдвиг, откат по сравнению с решимостью Макрона тех времен, когда Россия не играла такой большой роли в его экономических планах.

Участница акции протеста лежит на земле под флагом Франции в окружении полиции на Елисейских полях в Париже, Франция, 24 ноября 2018 года.

Как во Франции поддерживают Сенцова

Французы — народ довольно чуткий, но в мире происходит столько зла, что многих людей нужно защищать. Поэтому привлечь внимание к какой-нибудь одной персоне всегда непросто. Я думаю, что Олег Сенцов сделал очень важную вещь, хотя и ценой опасности для собственной жизни. Он объявил голодовку — и не только ееобъявил, но и держал в течение 145 дней — это, наверное, один из мировых рекордов.

Вторая вещь, которую он сделал очень хорошо — это то, что он требовал не своего освобождения, а освобождениявсех политических заключенных Кремля — всех украинцев, которые оказались за решеткой за протестные акции.

Чем дольше он голодал, тем более частыми становились акции поддержки. Пока один из активистов гражданского общества во Франции, философ Мишель Ельчанинов, не предложил идею поддержать голодовку Сенцова голодовкой других людей. Тогда перед посольством Российской Федерации в Париже установили палатку, и один человек ежедневно абсолютно честно голодалв этой палатке. Это происходило на глазах у всех — у посетителей посольства, у представителей Amnesty International. Это в основном были люди, связанные с кино, но были и философы, и историки, другие гуманитарии. Обычно, известные люди.

Когда под угрозой принудительного кормления Сенцов прекратил голодовку,эти пикеты продолжались, хотя люди больше не голодали. Эта акция продолжается до сих пор.

Французская журналистка Галя Аккерман во время интервью Громадскому, Киев, 19 ноября 2018 года. Фото: ГРОМАДСКОЕ

Как Сенцов стал почетным гражданином города Париж

Когда Сенцов голодал уже несколько месяцев, мне пришла в голову идея, что стоит попробовать подать прошение, чтобы ему дали звание «почетного гражданина города Париж». Это звание, которое получает всего один человек в год. Звание от города Париж, одного из центров свободы, дает свое почетное гражданство человеку, которыйотличился в области правозащитной деятельности, выдающимся мужеством и тому подобное.

Проблема заключалась в том, что в мае2018 года этозвание уже присудили другому человеку. Я написала очень длинное письмо, с объяснениями и обоснованием необходимости предоставить почетное гражданство Сенцову, а также попросила Мишеля Ельчанинова подписать его. Мы отправили письмо —и странным образомэто сработало.

Депутаты не могли сами принять такое решение, ведь один кандидат уже получил гражданство в этомгоду, но собрали специальный муниципальный совет, который вынесэто на голосование. Голосование было единогласным. От момента отправления нашего письма прошло две или три недели.

Это означает, что Сенцов отныне относится к сфере интересов Франции и находится под ее защитой. Ведь непросто официально защищать человека, который не находится на территории страны, не является французским гражданином. То есть нам удалось предоставить Сенцову какой-то особый ранг. Если он уже является почетным гражданином города Париж, то у французских властей появляются дополнительные механизмы для его защиты.

«Список Сенцова»

Новая инициатива, которую мы пытаемся воплотить в жизнь, состоит в том, чтобы над всеми политическими заключенными взяли шефство политики, депутаты, сенаторы, и чтобы каждый из них пытался бороться за своего подопечного. Можно писать письма Путину, или в МИД, в Министерство юстиции или в пенитенциарную администрацию, давать интервью, писать.

Мы надеемся, если у нас все получится, другие страны также могут организовать что-то подобное у себя. Там около 70 человек, за которых стоит бороться. Я думаю, что лучшим подарком Олегу Сенцову было бы то, что мы переняли от него эту эстафету и начали бороться за этих людей.

Французская журналистка Галя Аккерман во время интервью Громадскому, Киев, 19 ноября 2018 года. Фото: ГРОМАДСКОЕ