«Маленький принц»: чем может удивить новый президент Франции

14 мая состоялась инаугурация Эммануэля Макрона – нового президента Франции. Неделю назад, во втором туре президентских выборов 39—летний Макрон уверенно победил Марин Ле Пен – кандидатку от ультраправого «Национального фронта». Он стал самым молодым президентом в истории французской Пятой республики. Громадское рассказывает о тех штрихах его портрета, которые не часто попадают во внимание медиа.

Владимир Ермоленко

14 мая состоялась инаугурация Эммануэля Макрона – нового президента Франции. Неделю назад, во втором туре президентских выборов 39-летний Макрон уверенно победил Марин Ле Пен – кандидатку от ультраправого «Национального фронта». Он стал самым молодым президентом в истории французской Пятой республики. Громадское рассказывает о тех штрихах его портрета, которые не часто попадают во внимание медиа.

Юноша и пугало

15-летний юноша стоит на сцене в странном костюме: драная одежда с кучей разноцветных заплат, желтая соломенная шляпа, грязные пятна на лице. Вокруг кружат его сверстники, он в центре сцены, у него уверенный взгляд и голос, который успокаивает. Однако этот голос не слишком соответствует роли: он играет пугало, epouventail.

Это юный Эммануэль Макрон, ему 15 лет. Все это происходит 24 года назад, на сцене лицея La Providence в Амьене, на севере Франции. Уже в этой короткой сцене можно почувствовать будущий талант оратора: он выглядит спокойно и уверенно, имеет голос «умного мальчика», но в то же время способность к перевоплощению.

Его роль в 15 лет является полной противоположностью того, что он будет делать дальше в политике. Макрон-политик во что бы то ни стало будет бороться против этого образа epouventail: пугало пугает, зато Макрон призывает не бояться.

Борьба со страхами – это, возможно, главное в феномене Макрона-политика, его ответ «Национальному фронту» Марин Ле Пен.

«Вы в себе несете дух поражения», – говорит он ей во время дебатов.

Его лозунг – открытость и конкуренция, позволяет многим левым видеть в нем «агента всемирного капитала». Он действительно слишком либеральный и гламурный для политика с левого фланга; у него действительно много друзей среди финансовой «элиты». Действительно от него что-то получат бедные, и действительно им не надо бояться? - это большой вопрос последующих лет французской политики.

Но Макрон, в отличие от Ле Пен или Меланшона, учит верить, что все можно сделать, что не надо бояться внешних сил, и что всегда можно свои поражения превратить в свои победы.

Бриджит

В той театральной мизансцене юного Макрона многое удивительно. Во-первых, сам лицей в Амьене под названием La Providence – «провидение», «божий промысел»: лицей является старой католической школой иезуитов.

Во-вторых, его учительница – Бриджит Озьер, урожденная Тронье: она старше Эммануэля на 24 года, и история их любви начнется, когда ему будет 16, а ей 40. Говорят, что именно она стоит за первыми театральными успехами Эммануэля, и именно ее вдохновение можно почувствовать в нынешнем мастерстве нового президента: когда он стоит на сцене, он умеет магнетизировать.

Между Макроном и Бриджит 24 года разницы. Ровно столько, сколько между Дональдом и Меланией Трамп – с той только разницей, что в паре Эммануэль – Бриджит старшей является женщина, а не мужчина. Бриджит происходит из известной на севере семьи Тронье, которая производит шоколад и кондитерские изделия. Фирма ее отца до сих пор выпускает «Макароны с Амьена» – и это забавная история ее судьбы, путь «от Макарон к Макрона».

В Амьене Бриджит преподавала латынь и французский язык, литературу и театральное искусство. Любовь юного ученика к 40-летней учительнице могла быть его первой страстью – и, как и любое первое увлечение, могло пройти быстро. Но не прошло: Бриджит, которая тогда имела мужа и троих детей, расстанется, чтобы начать свою жизнь с этим необычным парнем, с этим спокойным симпатичным актером, который получал высокие оценки по математике – но больше всего любил литературу.

Его отправят в Париж, в Лицей Генриха IV, подальше от странной истории; но она поедет туда же, найдет себе преподавательскую должность, свяжет с Эммануэлем свою жизнь. Сегодня Брижит 64 года, она официально «вышла на пенсию», – чтобы быть вместе со своим мужем, советовать ему и помогать ему. Сложно сказать, кто в их паре является лидером.

Театр и литература: это вещи, которыми Бриджит захватила 16-летнего юношу, сына двух врачей с севера Франции, который впоследствии будет учить своих сторонников преодолевать свой страх.

Жениться на Бриджит Тронье, которая преподавала театральное искусство Эммануэлю Макрону в лицее, будущий президент Франции решил еще в 15 летФото:EPA/YOAN VALAT

Бабушка

Брижит была не единственной старшей женщиной, сформировавшая будущего президента Франции. Перед ней была другая. Ее звали Жермена.

Это его бабушка по материнской линии; она жила в Амьене недалеко от дома родителей Макрона, – и те отдали Эммануэля ей на воспитание. От нее он научился, как он говорит, «грамматике, истории и географии»; она постоянно приносит ему новые книги и журналы. Когда Макрон переезжает в Париж, делает свою карьеру в экономических комиссиях и банках, он не перестает ей звонить ежедневно, вечером, рассказывать о том, как прошел его день. Она слушает, смеется, и курит сигареты – в свои 94 года. Когда она умирает в 2013-м, для Макрона это становится большим стрессом.

Этот интерес к старшим людям выделял Макрона от самой юности. Его учителя и одноклассники из лицея «Провидение» часто обращают на это внимание: Макрон был дружен со своими сверстниками, но всегда интересовался старшими. Со старшими он быстро находил общий язык, быстро переходил в их атмосферу, быстро перенимал их опыт и их глубину.

В 16 лет он уже давно не был подростком. Бриджит появилась именно тогда, когда нужно - и дала ему то, чего он хотел, чего он желал: немного мудрости, равновесия и опыта.

Сент-Экзюпери, En Marche

Студент Высшей школы государственного управления (ENA), банкир в банке Ротшильда, член экономической комиссии при президенте Саркози, заместитель шефа кабинета Олланда, министр экономики, политик, лидер нового политического движения, президент. И все это в 39 лет.

Слишком красиво, чтобы быть правдой, да?

Но атмосферой Макрона есть и другие вещи, которые не совсем укладываются в образ мейстримного мальчика из привилегированного слоя. Эти «другие» вещи – то, чему его научили Жермена и Брижит: литература, театр, философия. Женщины воспитали в нем эту любовь к словам, к текстам, к игре на сцене, – таланты, которые он впоследствии использовал в свою пользу.

В политике Макрона много литературы. Название движения En Marche! – это цитата из Сент-Экзюпери: в его «Ночном полете» один из персонажей произносит фразу: «В жизни нет решений. Есть силы, которые двигаются (les forces en marche): надо их создать, и тогда появятся решения».

En marche – фраза многозначна: она может означать движение вместе (marcher – это «идти», отсюда наше слово «марш»), может означать «вперед», а может означать способность механизма работать, «не ломаться».

Les forces en marche, «силы в движении», силы, которые не ломаются, – и которые способны что-то менять, поднимаются с глубин, толкают друг друга, поддерживают друг друга, пока становятся непреодолимыми. Этим силам ты проиграешь, если не используешь в свою пользу, если не сможешь их направлять.

Макрона понимает специфику нашей эпохи: это эпоха, где политика часто теряет связь с реальностью, и реальность ей на это отвечает – темными, неконтролируемыми силами протеста, которые рождаются незаметно, но в один момент становятся непреодолимыми. Успех «антисистемных» кандидатов на этих президентских выборах – свидетельство того, что эти подземные силы вот-вот выйдут на поверхность.

Макрона и самого иногда представляли, как «антисистемного» – что является скорее хитростью маркетологов, чем правдой. Надежда, однако, на то, что его литературное и философское сердце понимает: «антисистемные» силы надо принимать понарошку, они являются реальностью, которая значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Когда вы читаете тексты движения En Marche! – тексты речей Макрона, например, – вы можете поразиться их стилю. Это не стандартная политическая программа – это часто поэтический манифест, больше похожий на манифесты авангардистских движений начала ХХ века, хотя и без их эпатажа. Это тексты, которые апеллируют к таким понятиям как «жизненные силы», «витальность», «энергия», «сила». Добавлять энергию, соединять, делать вместе – а не разделять или противопоставлять: таким был главный месседж Макрона-кандидата в противовес Марин Ле Пен.

Название движения Макрона En Marche! является цитатой из «Ночного полета» Сент Экзюпери Фото: EPA / YOAN VALAT

Над Макроном часто смеялись, говоря, что он идет на выборы без программы – но с «визией». Но в современной политике зачастую не хватает именно визий - понимания направления движения, конечной цели, карты территории. Макрон, в чем-то, является мечтателем – но когда политикой правит цинизм и деньги, разве не приходит время мечтателей?

В манифестах своего движения и в своих публичных выступлениях Макрон часто цитирует писателей. Например, Рене Шара, его рассказ о том, как во французском поселке тихий крестьянский народ, оттеснив нацистских солдат (Шар был участником движения сопротивления, который скрывался от нацистов во время Второй мировой войны) спас ему жизнь. “И так же сегодня это тихое, но мощное собрание людей может спасти Францию от ультраправых”, – говорит Макрон.

Параллель в чем искусственная и сшита белыми нитками – но во время речи толпа ей верит и воспринимает ее с энтузиазмом. Макрон имеет талант вдохновения, он может дать почувствовать, что все вокруг являются частью одного дела, одних forces en marche: движущихся сил, что не ломаются.

Кроме Рене Шара (а также других писателей – Шатобриана, Камю, Бальзака и многих других) Макрон время цитирует самого Сент-Экзюпери. Например, пассаж о старой женщине, которая боится отпустить своих детей погулять в сад – это тот страх открытия, пронизывающий современную Францию, считает Эммануэль. Макрон мечтает Францию «открыть» миру и таким образом вернуть ей утраченные позиции – но даже он не знает ответа на вопрос о том, готовы ли к этому сами французы, с их любовью к маленьким старым вещам, к маленьким старым обычаям.

В одном интервью Макрон говорит о монархических традициях Франции, которые почти невозможно искоренить. О казни Людовика XVI во время Французской революции – как одну из главных бессознательных травм французской нации, которую потом пытались чем-то заполнить. О любви к этим «почти королям», которым были Наполеон или де Голль.

Макрон на роль короля явно не тянет. Не тянет он и на роль «отца нации» – он скорее стремится быть ее сыном. НЕ королем, а «маленьким принцем».

Посмотрите на фото Макрона в 14-15 лет: вы увидите красивого юношу хаотичной шевелюрой. «Маленький принц», который впоследствии станет «силой в движении», force en marche.

«Маленький принц» Эммануэль Макрон (архив) Источник: France 24

Философия и реальность

«Философия дает смысл тому, что без нее есть только магмой действий и слов», – говорит Макрон в одном из интервью. Философия является большим воодушевлением его юности (в университете Нантера он занимается именно ею) – и, похоже, продолжает жить в его сердце и теперь.

Наибольшее влияние – это Поль Рикер. У Рикера вы никогда не найдете интеллектуальной эпатажности других «больших» французов ХХ века, от Сартра до Фуко. Рикер не стремился поражать, уничтожать, разрушать или осуществлять революцию: он стремился сочетать разное и искать подземные туннели между антиподами.

Французский философ Поль Рикер получает премию Бальцана на церемонии в швейцарском Цюрихе (архивное фото 1999) Фото: EPA / JUERG MUELLER

От этой интеллектуальной открытости к компромиссам Рикер пострадал: он преподавал в Нантере 1968 года, и именно с этого университета начался знаменитый «май 1968» в Париже: протесты, камни, коктейли, сожженные автомобили – бунт студентов, бунт рабочих. Рикер попытался примирить стороны – и за это бунтари натянули ему мусорку на голову, в буквальном смысле слова.

Однако свои главные произведения Рикер напишет позже – и от главного своего стремления к примирению всех, синтеза между противоположностями, он никогда не откажется.

Макрон встречает Рикера во время своего обучения в Нантере конце 1990-х. Тогда ему 20, Рикеру – за 80. В определенное время он ходит к нему каждое утро. Философ учит его внимательности чтения и дисциплине: «он мне показал, что необязательно быть экспертом, чтобы думать о тех или иных вещах: достаточно уметь читать тексты». Тогда Рикер пишет одно из последних своих произведений – книгу «Память. История. Забвение».

Сегодня было бы неправильно воспринимать Макрона слишком наивно. У него тоже есть свои скелеты в шкафу (например, связи с «богачами» из финансовых кругов), сомнительные друзья (например, философ и экономист Жак Аттали, который поддерживает аннексию Крыма и выражает приверженность России) и слабости (например, отсутствие партии). Но у него есть то, чего нет у других: способность сочетать совершенно разные вещи, смелость и молодость.

Многие сегодня верят в то, что Макрон является надеждой для Европы, – которую слишком рано успели похоронить. Что именно он сможет дать Европе новое дыхание. И эти надежды небеспочвенны.