Массовая шахтерская забастовка в Кривом Роге. Что происходит?

Что вы знаете о Кривом Роге, кроме того, что это один из самых длинных городов Европы и родина нынешнего президента? Скорее всего, немного. К тому же, чаще всего, известные факты о городе относятся еще к достижениям советской эпохи.

Например, Википедия говорит, что «Криворожский железорудный бассейн — крупнейший в Украине и главный горнодобывающий центр страны». Это город шахтеров и горняков, основное количество рабочих мест для жителей обеспечивают шахты и заводы по добыче железной руды.

Сейчас большинство шахт и комбинатов частично или полностью принадлежат бизнесменам и олигархам. Работа на таких предприятиях вредна для здоровья, а условия труда могут быть опасными для жизни — старое оборудование становится причиной трагических смертей на производстве.

Большинство рабочих специальностей на шахтах — в списке профессий с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Занятость на полный рабочий день здесь дает право на раньше выйти на пенсию.

 Что происходит?

2 сентября шахтеры шахты «Октябрьская» Криворожского железорудного комбината (КЖРК) отказались подниматься наверх после смены. Они объявили бессрочную акцию протеста, требуя повысить зарплату и вернуть льготы. Еще в 2016 году список льготных категорий значительно сократился, и часть работников горнодобывающих специальностей потеряли право на ранний выход на пенсию и на ее повышенный размер.

Также забастовщики выступили против результатов проведенной переаттестации условий труда на шахтах, согласно которой часть работников теряет льготы. По их мнению, переаттестация прошла с нарушениями, и менеджмент комбината, причастный к переаттестации, должен быть уволен. В этом году переаттестацию на шахтах КЖРК проводил Научно-исследовательский институт профилактической медицины Харькова, а не криворожские эксперты, как это было раньше. Забастовщики считают, что харьковские эксперты лояльны к руководству шахты и не до конца понимают специфику работы шахтеров. Таким образом, экспертиза не была объективной, а ее результаты — выгодны владельцам предприятия, поскольку повышенные пенсии горняков в Пенсионный фонд должен отчислять именно владелец шахты.

КЖРК — негосударственное предприятие, в его состав входят четыре шахты, а основным акционером комбината является компания Starmill Limited, которой владеют Ринат Ахметов, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Их доля составляет 99,88% акций.

Также шахтеры требуют минимальной ежемесячной оплаты своего труда в размере 1000 евро. Насколько обоснованно или целесообразно это требование в украинских реалиях, дискутировать трудно, но учитывая объемы добычи и экспорта железной руды, такая зарплата не выглядит заоблачной.

Забастовку на «Октябрьской» поддержали и шахтеры трех других шахт комбината — «Родина», «Терновская» и «Гвардейская». По сообщению главы Независимого профсоюза шахтеров Украины Михаила Волынца, в подземной забастовке участвуют 229 шахтеров. Число протестующих может колебаться из-за того, что некоторые из них вынуждены подниматься на поверхность — из-за ухудшения здоровья или по семейным обстоятельствам.

Кроме того, около главного управления Криворожского железорудного комбината круглосуточно стоят две-три палатки с бастующими, а днем проходят массовые акции с участием шахтеров и их семей. В поддержку шахтеров в Кривой Рог начали приезжать активисты и из других городов Украины. Многие жители города тоже поддерживают бастующих — прохожие подходят пожелать успеха участникам наземной акции, машины сигналят им в знак поддержки.

Реакция руководства

Конечно, такие протесты не могли остаться без внимания руководства шахт. По сообщениям самих работников и работниц, отныне на территорию шахты запрещен вход даже по пропускам. В шахту пускают только тех, кто работает именно в этот день и в это время. Стоит пояснить, что сами участники и участницы подземных забастовок находятся во вредных для здоровья условиях — шахтные тоннели не приспособлены к круглосуточному пребыванию в них. Кроме того, у бастующих нет мобильной связи — всю информацию они передают через коллег-сигналистов, которые опускают и поднимают лифты. У самых шахт дежурят автобусы с нацгвардейцами на случай наземных противостояний, но пока все обходится мирно. Ежедневно с 15:00 до 17:00 у главного управления КЖРК работает «свободный микрофон» для всех желающих высказать свое мнение.

Дважды за время забастовки активисты и горняки устраивали автопробег — от 50 до 100 машин ездили по городу и потом, припарковавшись у Городского совета, проводили митинг. Участники говорят, что таким образом привлекают внимание к проблемам, из-за которых уже 11 дней продолжаются шахтерские протесты.

Шахтеры в Кривом Роге бастуют, требуя улучшения условий трудаЭвелина Ганская / hromadske

7 сентября к участникам автопробега вышел мэр Юрий Вилкул. Стоит напомнить, что сейчас в Украине идет подготовка к местным выборам, потому ситуацию с забастовкой пытаются использовать для пиара и кандидаты в депутаты местных советов, и действующие политики. В частности, мэр, выйдя к участникам автопробега, сказал, что считает требования забастовки справедливыми. «Если бы я мог назначать владельцев частных предприятий, то город жил бы по-другому», — сказал Вилкул, подчеркнув, что у него нет рычагов влияния на ситуацию с руководством КЖРК. Также действующий глава города созвал внеочередную сессию городского совета, на которой было озвучено обращение к президенту, премьеру и правительству с призывом вмешаться в ситуацию.

Уже на следующий день в Кривой Рог прибыла первая заместительница министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Юлия Свириденко. Чиновница должна была разобраться, почему руководство комбината отказывается идти на диалог с работниками. Она спускалась под землю для разговора с протестующими, а затем встретилась с участниками наземных протестов вместе с народными депутатами Юрием Корявченковым, Еленой Криворучкина («Слуга народа») и Михаилом Волынцом («Батькивщина»). 12 сентября Корявченков снова спустился к шахтерам «Октябрьской» с предложением о переизбрании глав профсоюзов. Сами шахтеры назвали это попыткой руководства КЖРК навязать свои условия, на что забастовщики не согласны.

Также 12 сентября администрация КЖРК распорядилась выставить возле шахты «Родина» дополнительные блокпосты. Шахтеры считают, что это было сделано для того, чтобы ограничить коммуникацию с протестующими под землей.

Депутат Рады и глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец написал обращение к министру внутренних дел Арсену Авакову, руководству областного и городского отделов полиции о давлении на семьи протестующих: «Глава первичной профсоюзной организации шахты “Октябрьская” Виктор Стояновский и заместитель главы цехового комитета Валерий Гриневич сообщают, что с начала акции протеста их и членов их семей постоянное преследуют, за ними следят неизвестные люди». В частности, сам Стояновский сообщает, что по дороге в школу неизвестные подходили к его детям с вопросами о родителях. Детям Стояновского 8 и 13 лет. А к месту проживания Гриневича время от времени приходят «люди с непонятными намерениями».

Что дальше?

По словам самих бастующих, они будут оставаться под землей, пока не придут к компромиссу с руководством по всем требованиям.

Наземные забастовки тоже не прекращаются. Более того, если руководство не отреагирует на акции в Кривом Роге, активисты планируют вместе с шахтерами из других городов бастовать под Верховной Радой.

Успешность этого масштабной забастовки пока спрогнозировать трудно: комбинат вряд ли сможет долго не обращать внимание на убытки из-за остановки производства, даже частичной. В то же время шахтеры сдаваться и уступать, как видим, не собираются.

Автор: Эвелина Ганская