Спецпроект «Бизнес-план». Мода на этно: как заработать на тренде?
Этническая одежда никогда невыйдет измоды? Что делать производителям нарядов сукраинскими мотивами, если наних упадет спрос?
Этническая одежда никогда не выйдет из моды? Что делать производителям нарядов с украинскими мотивами, если на них упадет спрос? И как, восстанавливая раритетные рубашки, построить успешный бизнес? Об этом — в проекте «Бизнес-план».
О своих историяхуспеха Громадскому рассказали коллекционер Роксолана Шимчук, соучредители компании «Фолк мода» Максим Туганов и Петр Скирчук, и дизайнер Оксана Полонец.
Роксолана Шимчук, коллекционер
Уже более четверти века Роксолана собирает ивозвращает кжизни аутентичную одежду извсех регионов Украины. Частная коллекция мастера находится вЭтно-галереи воЛьвове инасчитывает несколько тысяч экспонатов.
Первую рубашку Роксоланакупила в1989году. Она очень скромная нафоне нынешней коллекции. Ноименно эта вышиванка дороже всех для коллекционера.
«Мыпервыми вЛьвове начали петь песни УПА, Сечевых Стрельцов. Иунас была мечта— нарядитьсявгуцульскуюнациональную одежду, чтобы донести долюдей красоту той одежды.Так пошло, пошло, пошло. Ивкакой-то момент япросто несмогла остановиться»,— вспоминает Роксолана.
Сегодня насчету Роксоланы больше сотни вышиванок, которым она подарила второе дыхание.
«Мыпостарым образцам воспроизводим рубашки. Это большая просветительская работа. Есть мастера, которые сотрудничают сомной пореставрации. Нокаждый шаг ядолжна контролировать, если меня что-то неустраивает, заставляю переделывать. Ведь эстетика украинской одежды очень высока иочень важны детали»,— коллекционер.
Роксолана Шимчук. Screenshot свидео Громадского
Чтобы воспроизвести рубашку, которую делала обычная деревенская женщина, незакончившаякурсы кройки ишитья, сейчас работает четыре-шесть человек. Есть рубашки, которые можно сделать занесколько недель, аесть такие, накоторые уходит больше года. Вгалерее Роксоланы Шимчук цены могут быть варьироваться от$70 до$1500.
«Когда фактически изнебытия возвращается рубашка, тоуменя есть какое-то такое ощущение причастности кчему-то большому. Это действительно так! Телюди, которые сидели над теми рубашками, сделали невероятную работу. Если взять любую, посмотреть, сколько любви иработы вложено. Когда прошли десятилетияили века, иими стали пол мыть, ясебе представляю, как люди снеба смотрят наэту рубашку. Апозже, когда яеевоспроизвожу, мне кажется, что они улыбаются»,— делится впечатлениями Роксолана.
Screenshot свидео Громадского
Маским Туганов и Петр Скирчук, соучредители «Фолк Мода»
Торговая марка «Фолк Мода» была зарегистрирована в2012году. Иесли сначала компаньоны создавали отдельные модели, сейчас каждый сезон выпускают новую коллекцию.
«Мыначинали стого, что основали интернет-магазин ипокупали одежду удругих производителей. Просто продавали продукцию свышивкой. Икогда запервый год мысделали хорошие объемы иувидели, что спрос наэтноодежда есть, поняли, что уже есть смысл делать собственное производство»,—рассказываем Максим Туганов.
Начинали предприниматели содной вышивальной машины, которая была рассчитана всего начетырех мастеров. Через год вмастерской появилась еще одна машинка, которая позволяла работать большему количеству людей.
«Чтобы приобрести оборудование, мывзяли первый кредит— полмиллиона гривен. Потогдашнему курсу для нас это были очень большие деньги. Номыего успешно закрыли»,— вспоминает Петр Скирчук.
Этим львовским предпринимателям удалось превратить традиционный украинский наряд всовременный элемент гардероба.
Производственный цех торговой марки «Фолк Мода». Screenshot свидео Громадского
Кроме классических вышиванок «Фолк Мода» создает такой «Casual»— повседневная одежда свышивкой. Это могут быть как свитшоты, так ифутболки свышивкой— осовремененные вышиванки накаждый день. Особым спросом пользуются семейные коллекции.
«Воснове каждого орнамента лежат этномотивы. Мывэтот орнамент берем идобавляем что-то свое. Вышивки, которые выувидите унас, больше нигде ненайдете. Ночерез некоторое время кто-то начнет копировать, номывыпускаем следующую коллекцию. Поэтому унас постоянно новые вышивки, которые неповторяются»,— рассказывает Петр Скирчук.
Приобрести продукцию можно насайте компании или вмагазинах, работающих пофраншизе. Сейчас магазины работают вВиннице, вОдессе иЛьвове. Цена вмагазинах, работающих пофраншизе, инасайте интернет-магазина аналогичная. Впервую очередь продукцию продвигали через интернет.
«Чтобы была узнаваемость бренда, мыдолжны были делать какую-то рекламу, продвигать само название, чтобы потребитель знал, что это очень качественная одежда, классная, что еенадо покупать»,— вспоминает Петр.
Бренд начал акцентировать внимание насотрудничестве сразличными звездами. Сегодня вещи носят «Фолк Мода» Александр Педан, Александр Усик, Артем Федецкий, Майкл Щур, Дзидзьо, Василий Вирастюк.
Screenshot свидео Громадского
Оксана Полонец, дизайнер
Основательница одноименной дизайн-студии Оксана Полонец создает коллекции для праздничных событий.
Оксана черпает вдохновение изаутентичных вышиванок. Разработка дизайна вышивки может длиться отнескольких дней донескольких недель, взависимости отобъема, отсложности, отколичества цветов исамого наполнения. Затем происходит раскрой намакетной ткани.
Поним закройщик делает точные лекала ипередает снова ввышивальный отдел. Там вышивку адаптируют под современный крой.
«Если мыедем напоказы новых коллекций заграницу, наши платья покупают нетолько украинцы. Иэто довольно интересно, что можем так развивать свою культуру»,— поделилась Оксана.
Первые наряды свышивкой вукраинском стиле Оксана создала в2007-м для участницы конкурса красоты «Мисс мира». Именно они ивдохновили дизайнера назапуск линии национальной одежды.
Оксана Полонец. Screenshot свидео Громадского
Сначала Оксана разрабатывала свадебные, выпускные ипраздничные платья. Натот момент отличительной особенностью модельера была ручная роспись. Новскоредизайнер задумалась овышивке иприобрела первое оборудование.
Цена натакие изделия— от$40, аесли насвадебном платье большое количество вышивки иделикатной отделки, цена может достигать и$1000.
«Ксожалению, некаждая украинка может позволить себе дизайнерскую одежду, это довольно дорого. Моя цель— наладить производство так, чтобы большее количество украинских женщин могло приобрести хотябы одну вещь, потому что некоторые платья— это платья мечты»,— поделилась Оксана.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Семейная ферма: как зарабатывать на молоке. Спецпроект «Бизнес-план»
«Бизнес-план» — совместный проект Громадского и канала «Настоящее время» омалом и среднем бизнесе в Украине.