Мост в проливе как бревно в глазу — о цене керченской переправы
Не обращать внимание на строительство Керченского моста уже невозможно.
Над фарватером Керченского пролива появилась железнодорожная арка Фото: информационный сайт строительства Крымского моста
Сергей Мокрушин
Не обращать внимание на строительство Керченского моста уже невозможно. Украинская власть никак не реагировала на перекрытия россиянами Керченского пролива; министерство иностранных дел не выражало никаких нот протеста, пока китайское судно прокладывало в оккупированный Крым энергомост. Вообще, об уголовном производстве в отношении этого судна стало известно уже после того, как крымчане получили энергопитание из России.
И вот над фарватером Керченского пролива появилась железнодорожная арка — ее возвели на прошлой неделе. На время проведения работ движение Керченским проливом снова незаконно перекрыли, что привело к убыткам украинских портов в Азовском море.
И снова — слабая реакция Украины. Между тем уже очевидно, что сооружение будет сильно мешать судоходству. Мариупольский государственный торговый порт обнародовал фотографию первого прохода судна «Копан» под аркой — для этого пришлось сложить мачту.
«Копан» проходит под аркой в Керченськии проливе составленной мачтой Фото ГП «Мариупольский морской торговый порт»
Собирая информацию о мосте-символе российской оккупации Крыма, мы выяснили, что его возведение, которое и так стоит российским налогоплательщикам четверть триллиона рублей, может еще больше подорожать.
Помимо этого, оказалось, что собственных технологий для строительства сверхдержаве не хватает. Голландские СМИ выяснили — как минимум две компании из Нидерландов сотрудничают с россиянами. Dematec Equipment поставила технику для строительства моста, Bijlard Hydrauliek — «важнейшую часть» для этой машины.
По словам министра внешней торговли и развития королевства Нидерланды Лилианны Плаумен, началась проверка законности участия компаний в строительстве. Как сообщает государственная телерадиокомпания NOS, даже если нарушений закона формально нет, правительство Нидерландов «ожидает, что компании будут вести международный бизнес ответственно». Плаумен также добавила, что руководство страны придерживается жесткой политики непризнания аннексии Крыма.
На первый взгляд, ситуация с голландскими технологиями такая же, как и с турбинами Siemens — Россия пытается использовать европейское оборудование и технологии в оккупированном Крыму. Но представители подозреваемых в нарушении санкций компаний настаивают: технически их оборудование не в Крыму, а в Керченском проливе.
Посол Украины в Нидерландах в комментарии журналистам Крым.Реалии сообщил, что МИД Украины теперь также будет следить за развитием ситуации и ожидает выводов голландского правительства.
Но проблемы на строительстве Керченского моста могут возникнуть и без привязки к европейским санкций. Со дня заключения в феврале 2015-го начального соглашения с компанией «Стройгазмонтаж», принадлежащей другу Владимира Путина Аркадию Ротенбергу, заключено более 20 дополнительных договоров. В том числе по изменению графика финансирования. Вырисовывается интересная картина: фирма Ротенберга уже съела две трети общего объема финансирования — 145,5 миллиардов из 223. А мост построен лишь наполовину — и по срокам, и по объемам работ.
Поэтому, у этого объекта есть все шансы подорожать, как «Зенит-арена», или космодром «Восточный». Так что, главная интрига сегодня, что нанесет больший удар проекту — европейские санкции или аппетиты второго российского президента.