Мужчинам, которые собираются в роддом

В украинских роддомах есть такой обычай: отец должен «выкупить» ребенка у акушерки. Происходит это так. В день выписки акушерка забирает ребенка у матери, кладет его в переносную кроватку, и они вместе спускаются в вестибюль. Там их встречает отец, часто с шампанским, цветами и родственниками. Акушерка торжественно говорит что—то вроде: «Поздравляю вас с малышом, отдам, если отец заплатит выкуп».

После этого он должен по своему усмотрению дать акушерке денег и получить от нее младенца.

В одном из киевских роддомов после «выкупа» акушерка на этом не остановилась и настойчиво уговаривала родителей посетить с младенцем «торжественную комнату». В этом небольшом помещении их встречал человек в костюме аиста. Акушерка настойчиво предлагала сфотографироваться на память с символом деторождения. Когда я рассказал об этом своей знакомой, она пошутила: «Вы что, на Майдане выписывались? Какой еще к черту человек в костюме аиста?».

Если вы не решились на партнерские роды, мужественно ждали пока все произойдет и наконец забираете жену с младенцем домой, вам может показаться, что выкуп, как и идея встретить жену с бутылкой шампанского и цветами — это вполне нормально для такого торжественного дня.

Но если вы рожали вместе, точнее присутствовали на родах, а затем двое суток следили за младенцем в палате, едва не собственноручно вручали его акушерке, то, скорее всего, вы воспримете предложение «выкупа» как ритуальные танцы с бубном или просто проявление бытовой коррупции.

Более того, вряд ли вам придет в голову сама идея как-то праздновать выписку из роддома. Вы будете прекрасно понимать, как чувствует себя ваша жена, и в этот момент точно знать ответ на вопрос «чего хочет женщина». Просто спать.

После того как вы привезли жену в роддом, и за ней закрылась дверь, она остается одна.

Роды могут длиться от нескольких часов до суток и более.

Все это время роженица проводит в палате, где может много думать (смотреть веселые видео в телефоне можно разве что первые несколько часов схваток), изучать учебные плакаты на стенах, кататься на фитболе или просто лежать на кровати.

Врачи, акушерки и санитарки находятся рядом и быстро придут, если их позвать, но большую часть времени ваша жена проведет в одиночестве.

С соседних палат будут доноситься крики других рожениц, можно даже распознать, что там уже кто-то родился, но это такое себе развлечение. Последние часы перед родами жена сама будет кричать и вспоминать вас незлым тихим словом.

Наконец сами роды. В палату набежит куча людей — врачи, акушерки, интерны, санитарки. Все они будут говорить, что делать и обсуждать между собой ход родов. Например, пора ставить капельницу с окситоцином (это такой гормон, среди прочего усиливает схватки), или роженица должна еще потужиться ... Кто-то будет комментировать, как она тужиться и почему она неправильно задерживает воздух: «Вы можете нормально подышать? Не кричите! Вы устанете и не останется сил на потуги».

Вы спросите: чем в такой ситуации может помочь муж? И что он вообще должен делать в палате во время родов? Ну, например, то, что каждый из нас любит делать: контролировать ситуацию. Стоять рядом, не мешать, внимательно следить, успокаивать. Да и вряд ли медперсонал решится на какое-то грубое действие или несогласованное вмешательство, если это происходит на глазах мужа.

После родов ваша жена не сможет сразу ходить. Если в палате нет мужа, акушерка фактически становится ее руками и ногами. Это она прикладывает ребенка к матери и забирает его на пеленальный столик. Она кормит вашу жену, ставит ее телефон на зарядку ... Еще двое суток акушерка будет обеспечивать ее лекарствами, успокаивать, когда у ребенка впервые начнется колика (а она случится), помогать правильно кормить и уговаривать немного поспать, когда ваша жена часами подряд будет пытаться успокоить ребенка, обязательно будет кричать так, что кровь будет остывать в жилах.

И вот обогащенная этим опытом, ваша жена наконец выписывается из роддома. Что она видит? Мужчину с шампанским и человека в костюме аиста? Серьезно?

Если вы все время были с женой, спали по очереди, бегали в аптеку, прямо перед выпиской пытались сложить одеяло «треугольником», чтобы укутать ребенка, а потом у вас из рук его забрала акушерка и скомандовала спускаться лифтом и ждать в вестибюле, что вам придет в голову?

...Я забрал ребенка из рук санитарки и сказал: «Не морочьте мне голову».

Самое главное уже произошло. Я стал отцом.

И еще одно. Начинать откупаться с первого же дня — не очень приятный знак.