«Мы не сдадимся». Во Франции начался суд по делу о нападении на Charlie Hebdo: что нужно знать и почему это уникальное событие
После почти четырех месяцев вынужденного перерыва в Париже начинается суд по делу о нападении на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo. В январе 2015 года он напечатал карикатуру на пророка Мухаммеда, из—за чего несколько мусульман—радикалов совершили вооруженное нападение на сотрудников издания.
Всего погибли 17 человек — как сотрудников Charlie Hebdo, так и случайных прохожих. Нападавших застрелили, а на скамье подсудимых находятся те, кто помогал им в организации нападения. К дню начала первого судебного заседания — 2 сентября — рассказываем, что нужно знать о нападении на Charlie Hebdo и о суде над обвиняемыми по делу.
Сатира для избранных
Charlie Hebdo — известный французский сатирический еженедельник, который с перерывами выходит с 1970 года. Свою редакционную политику издание описывает как атеистическую, антирасистскую и крайне левую. Материалы Charlie Hebdo посвящены политике, религии и культуре. Особенно достается от авторов журнала крайним правым — таким, как партии «Национальное объединение» (бывший «Национальный фронт»).
Издание неоднократно попадало в скандалы из-за своих карикатур, прежде всего — из-за пророка Мухамеда. В феврале 2006 года Charlie Hebdo перепечатал иконическое изображение пророка Мухаммеда из израильской газеты. В исламе запрещено схематично изображать живых существ, поэтому французские мусульманские организации подали на еженедельник в суд. Но тот встал на сторону редакции, заявившей, что карикатура высмеивала радикальных исламистов, а не религию в целом.
В 2011 году Charlie Hebdo объявил об издании спецвыпуска Charia Hebdo, где указал приглашенным главным редактором... пророка Мухаммеда. Тогда журналу не удалось отделаться судебными исками: в его офис подорвали неизвестные, а главному редактору Стефану Шарбонье приставили круглосуточную полицейскую охрану.
Может показаться, что Charlie Hebdo умышленно публиковал исламофобские изображения, но это не совсем так. На самом деле, как показал подсчет Le Monde, мусульманской теме были посвящены лишь 1,3% всех карикатур за 2005-2015 годы, а подавляющее их большинство касались французской политики.
#JeSuisCharlie
7 января 2015 года около 11:30 утра два брата — 34-летний Саид и 32-летний Шариф Куаши — зашли в офис Charlie Hebdo. При себе у них были ружья. Охранника застрелили на месте. Потом — заставили одного из сотрудников открыть кодовый замок на двери второго этажа, где происходила встреча редакции.
Куаши застрелили пятерых работников Charlie Hebdo включая главреда Шарбонье. Та же участь постигла и полицейского, охранявшего Шарбонье: он не успел даже вытащить оружие. От ранений на месте погибли двое внештатных корреспондентов журнала, приглашенный журналист и редактор.
На тот момент полиция уже успела прибыть на место трагедии, но нападавшие смогли убежать. По дороге они застрелили патрульного полицейского — мусульманина Ахмеда Мерабета. Правоохранители позже нашли заброшенную машину братьев Куаши: в ней лежали коктейли Молотова и флаги джихадистов.
К вечеру 7 января нападающих еще не поймали. Впрочем, тысячи людей вышли на улицы Парижа в знак солидарности с погибшими под лозунгом «Je Suis Charlie» (на французском — «Я — Шарли»). Лозунг стал одним из самых популярных хэштегов в соцсетях: его распространяли общественные деятели, главы государств и просто неравнодушные люди.
Утром 9 января полиция Франции снова вышла на след братьев Куаши. Во время перестрелки с полицейскими они бежали в индустриальный парк и захватили в заложники владельца печатной фабрики. Осада здания длилась 8 часов. За это время Шариф Куаши успел пообщаться с французскими СМИ и заявить, что братьев отправила террористическая организация «Аль-Каида на Аравийском полуострове». После переговоров с правоохранителями Куаши заявили, что готовы умереть мучениками. Террористов застрелили полицейские, как только они вышли из здания.
Днем ранее в пригороде Парижа произошел другой теракт. Утром 8 января 32-летний Амеде Кулибали застрелил полицейского, а позже захватил супермаркет кошерной еды во французской столице. После штурма здания и убийства Кулибали правоохранители нашли там четырех погибших. Позже выяснилось, что мужчина поддерживал связь с братьями Куаши, координировал с ними свои действия и был членом «Исламского государства». Поэтому расследование обоих терактов объединили.
Всего за три дня — с 7 по 9 января — погибли 17 человек. После этого по Франции прошлась волна джихадистских атак, в результате которых погибли по меньшей мере 250 человек.
Следствие и суд
Всех троих нападавших застрелили полицейские. Впрочем, следствие выявило группу людей, которые помогали террористам в подготовке к нападению. «Эти лица занимались логистикой, подготовкой к событиям, предоставили [нападающим] финансирование, оперативные данные, оружие и жилье. Все это является неотъемлемой составляющей теракта», — заявил прокурор по делу Жан-Франсуа Рикард.
Из семнадцати обвиняемых на скамье подсудимых — четырнадцать. Одна из главных фигуранток дела — 35-летняя Али Реза Полат, которую следствие называет главной связной между братьями Куаши и Кулибали. Она пыталась скрыться от правоохранителей в Дубае, Ливане и Сирии, но безуспешно. Еще двух участников задержали во Франции и Бельгии. Трех подозреваемых судят заочно: обвинение даже не знает точно, живы ли они. Среди них — девушка Амеде Кулибали, которая за неделю до нападения сбежала в Сирию.
Суд должен был начаться еще в мае, но помешала эпидемия коронавируса. Ожидается, что он продлится 49 дней. В деле заслушают 144 свидетелей. На первом заседании присутствовали выжившие во время терактов, и родственники погибших. «Я хотела увидеть обвиняемых в зале, чтобы узнать, как они выглядят», — заявила жена одного из погибших работников Charlie Hebdo Гала Рено.
Французские медиа назвали суд «историческим». И основания для этого действительно есть: на суде по делу Charlie Hebdo разрешили видео- и фотосъемку, которая вообще во Франции запрещена законом с 1985 года, исключение делают только для дел «особой общественной значимости». Дело Charlie Hebdo стала девятым, в отношении которого такое исключение сделали, — и первым, касающимся террористического акта.
Сатирический еженедельник по случаю начала судебных заседаний переиздал те карикатуры, которые стали поводом для нападения на редакцию пять лет назад. Хотя еще в июле 2015 года там обещали, что больше публиковать сатиры на пророка Мухаммеда не будут.
«Мы никогда не закроемся. Мы никогда не сдадимся. Злость, которая нас поразила, никуда не исчезла, и с 2015 года она мутировала, изменила внешность, стала незаметной и продолжила свой безжалостный крестовый поход», — написал в новом выпуске Charlie Hebdo главный редактор Лорен Сурис.