«Мы — не вещи»: шесть подруг Капитана Марвел или эволюция женских образов в популярном кино

Накануне международного Дня защиты прав женщин в мировой прокат вышел американский супергеройский фильм киновселенной Marvel Studios «Капитан Марвел» с актрисой Бри Ларсон в главной роли. «Капитан» стала первым официальным женским сольником Marvel Studios, а Кэрол Денверс некоторые критики признали самым мощным феминистическим образом в истории поп-кино.

В то же время в сообществе киноманов возникла дискуссия о том, действительно ли Кэрол Денверс, она же Верс, которая получила сверхчеловеческую суперсилу, крутая женская героиня всех времен.

Громадское рассказывает о шести культовых женских образах в массовом кино, каждый из которых в свое время стал феминистическим прорывом или побуждал к борьбе за права женщин в реальном мире.

Эллен Рипли. Человечность

Семь членов экипажа космического буксира «Ностромо» возвращаются после выполненного задания на Землю, но застревают в системе созвездия Сетки у неизученного планетоида LV-426, где наталкиваются на неизвестную форму жизни. Среди них — офицер Эллен Рипли.

Актриса Сигурни Уивер в фильме «Чужой» 1979 года воплотила образ женщины, которая играет роль отнюдь не второстепенного приложения к команде, а действительно влияет на ход событий и становится центральной фигурой в картине.

Умная, сильная, собранная, решительная. И вместе с тем проникновенная, она не стесняется своего страха перед неизвестным. Она никогда не повышает голоса, не теряет контроль над собой, овладевает и своим страхом, и яростью.

Героиню Уивер чаще всего ассоциируют с культовым воинственным образом с ружьем в руках, но исследователи кино называют главными сильными качествами Рипли холодную голову и логику. Пока другие члены экипажа в панике совершают ошибки, она трезво оценивает ситуацию и принимает правильные решения.

Alien/imdb

Она не боится отстаивать свою правоту, когда осознает опасность и старается не пустить на корабль двух зараженных членов экипажа — мужчин, один из которых — ее командир. Капитан Даллас кричит на Рипли и требует открыть двери шаттла, на что получает только хладнокровное «Да. Я слышу вас. Ответ отрицательный».

Важная особенность ее характера — устойчивый нравственный компас. Она борется за жизнь, но не за счет жизни других. Рипли достигает цели, опираясь исключительно на собственную выносливость и способности, и делает это самостоятельно.

Этот многомерный образ, по мнению многих критиков, навсегда изменил восприятие женских лидеров в научно-фантастических фильмах. Рипли не наделена сверхчеловеческими возможностями, она специально не готовилась к борьбе в космосе с инопланетным ксеноморфом, она совершает ошибки и разочаровывается, как любой другой в такой ситуации. Она — женщина, которая спасает мир, себя, ну и своего кота.

Alien/imdb

Кларисса Старлинг. Эмпатия

Американская лента режиссера Джонатана Демми «Молчание ягнят» в 1991 году по мотивам романа Томаса Харриса — одна из трех в истории премии Оскар, которая получила сразу пять главных наград: лучший фильм, лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий, лучшая актриса и лучший актер.

Антагонист картины, серийный убийца доктор Ганнибал Лектор (Энтони Хопкинс), перевернул привычное представление о маньяках в кино. Вместо экспрессивного психопата на экране появляется изысканный, образованный и гениальный садист. Но более революционным и радикальным, по оценкам критиков, стал образ молодой Агентка ФБР Клариссы Старлинг в исполнении актрисы Джоди Фостер.

Персонаж Клариссы Старлинг прописан детально, и эти детали постепенно дают понять зрителю, кто эта умная, смелая, но чувственная и ранимая оппонентка доктора Лектора. Ее персональный мир продуман и упорядочен. Она умный и преданный своему делу профессионал. Старлинг отправляют в больницу для душевнобольных к Ганнибалу Лектору, в прошлом психиатру, чтобы посоветоваться с ним в ходе расследования ряда убийств.

Самодовольный и хитрый Лектор во время встреч со Старлинг меняет поведение: из молчаливого пугающего монстра он вдруг превращается в инфантильного и капризного подростка, или сыплет грязными намеками о ее личной жизни. Кларисса обладает глубокой эмпатией и способностью чувствовать других. Ганнибал, как опытный психолог, понимает это, и нарочно в разговорах заставляет ее возвращаться в прошлое и снова пропускать через себя неприятные ощущения, от которых, как думала Кларисса, она избавилась. Переживая это все глубоко внутри, снаружи агент ФБР остается хладнокровной и спокойной.

The Silence of the Lambs/imdb

По оценке исследователей феминистских образов в кино, в «Молчании ягнят» сформулирован ряд четких феминистских посланий, в частности, в сцене, когда в момент очередного потока похотливых замечаний от Лектора его сокамерник Миггс брызжет спермой на Клариссу. Сценаристы проводят параллель и четко дают понять — сексизм Лектора завуалирован, но на самом деле он имеет больше общего с примитивным Миггсом, чем думает.

Другой важный месседж — объективация женщины. Режиссер так выстраивает кадры, что героиня Старлинг постоянно оказывается под пристальным «мужским взглядом» с той или иной точки съемки. В частности, она получает немало недвусмысленных взглядов на тренировочной пробежке или просто когда проходит мимо коллег-мужчин. Старлинг приходится не раз сталкиваться с сексуальными домогательствами, в частности, со стороны энтомолога доктора Чилтона, к которому она приходит за консультацией, или даже начальника — агента Кроуфорда, который единственный хоть и не пытается затащить ее в постель, но унижает перед местным шерифом при осмотре тела жертвы.

Этот тяжелый и напряженный психологический триллер несет в себе глубокий феминистский очерк касательно объективации женщины в мужском мире.

The Silence of the Lambs/imdb

Дана Скалли. Разум

В сентябре 1993 года американский канал Fox показал первый эпизод телесериала The X-Files (украинским зрителям более привычно название «Совершенно секретно»). Телепродукт длиной в 9 лет, идеологом и главным продюсером которого выступил Крис Картер, стал мегапопулярными во всем мире, а главные герои и до сих пор остаются культовых персонажами в истории поп-культуры.

Картер рискнул поколебать гендерные стереотипы, когда создавал образы главных героев. Специальные агенты ФБР Дана Скалли в исполнении актрисы Джиллиан Андерсон и Фокс Малдер (Дэвид Духовны) — равноправные партнеры в шоу, каждый из них несет свою нагрузку на основные сюжетные линии.

Скалли — врач и ученый, сильная, рациональная и скептическая. Малдер — эмоционально неустойчив, в вечном поиске сверхъестественного. Когда Малдер попадает в беду, напарница неоднократно приходит на помощь именно благодаря своему уму и собранности. В других случаях, наоборот, — Малдер спасает ее, но она, тем не менее, не «дева в беде», она женщина, которая способна за себя постоять.

The X Files/imdb

Дана Скалли — сексуальная женщина, а «химия» между главными героями — то, о чем годами спорили миллионы зрителей. При этом персонаж Духовны никогда не позволяет себе неприязненного отношения к напарнице или объективации ее как женщины. Профессиональное и личностное взаимоуважение героев растет с каждым новым сезоном. Они часто дискутируют, не соглашаются друг с другом, даже иногда кричат, но никогда не переходят на личные оскорбления.

На мнению кинокритиков, Дана Скалли в 90-х стала той героиней-феминисткой, которой так не хватало в кинематографе. Исследователи кино отмечают, что Скалли стала образцом для подражания, она к тому же популяризирует науку и образование. Она также женщина, которая много думает о материнстве, а бесплодие становится тяжелым ударом для нее.

Устами Скалли озвучены фундаментальные феминистские принципы настолько громко, насколько это может позволить себе телевидения. Это сильно повлияло на женские образы массового кино.

The X Files/imdb

Беатрикс «Черная мамба» Киддо. Гнев

Беременная невеста, тяжело ранена во время резни в церкви, от чего она впадает в кому. Когда-то она была одной из самых смертоносных женщин в мире, бойцом элитного отряда наемных убийц «Смертоносные гадюки». После четырех лет в коме она просыпается и начинает переосмысливать те кровавые события, организованные ее бывшими союзниками.

Это история Беатрикс Киддо, наемницы «Черной мамбы», в исполнении актрисы Умы Турман, рассказанная режиссером Квентином Тарантино в фильме «Убить Билла» 2003 года.

Эта лента, по оценке исследователей кино, является своеобразной одой женского гнева, который обычно либо унижается, или полностью нивелируется в поп-культуре.

«Убить Билла», а затем и «Убить Билла-2» — примеры чистого сильного гнева, не связанного со стереотипами, как будто женщинам свойственна истерия, чрезмерная реакция или гиперчувствительность. Киноштампы часто сводятся к насилию, совершенному женщинами, к акту сексуальности, что лишь объективирует женские образы.

Но гнев Черной мамбы не приукрашенный, он не смягчает действительность. Именно чистый гнев позволяет Беатрикс Киддо собственноручно пробить деревянный гроб и освободиться из могилы, в которую ее закопали. После падения она становится вдвое сильнее. Она вспоминает всех — мужчин, которые насиловали ее, пока она была в коме, мужчин, которые жестоко обращались с ней, пока она была наемницей.

Kill Bill: Vol.1/imdb
В феврале 2018 американская актриса Ума Турман в интервью The New York Times рассказала, как стала жертвой изнасилования и домогательств голливудского продюсера Харви Вайнштайна. А режиссер Квентин Тарантино на съемках заставил актрису сесть за руль автомобиля вместо каскадера, что закончилось автокатастрофой, в результате которой Турман сильно повредила шею, позвоночник и колени.
Осенью 2017 женщины в США устроили всемирный флешмоб против сексуальных домогательств. Под хэштегом #MeToo они рассказывали свои истории. Акция началась после ряда обвинений в домогательствах в адрес Харви Вайнштайна, однако получила гораздо больших размах и вышла за пределы США.

Все это не умаляет важности появления в кинематографе такого персонажа, как Беатрикс Киддо, которая является воплощением силы, с которой нужно считаться. Но, отмечают критики, не нужно забывать, что этот образ рожден в атмосфере сексизма, насилия, злоупотреблений и запугивания актрисы.

Императрица Фуриоса. Борьба

Феминистическая полемика вокруг фильма режиссера Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015 года развернулась еще задолго до того, как фильм вышел в прокат в кинотеатрах, из-за призывов американского блогера-шовиниста бойкотировать фильм. К дискуссии присоединились даже крупные американские телеканалы.

«Дорога ярости» — умный, зрелый и продуманный манифест свободных женщин.

Постапокалиптический «крутой парень» Макс Рокатански (Том Харди), именем которого авторы назвали фильм, вторичный в этой истории. Главная в ней — императрица Фуриоса в исполнении актрисы Шарлиз Терон. Она возглавила женское восстание, чтобы добраться до Зеленых Земель и вырваться навсегда из лап тирана Несмертеного Джо. Фуриоса хитростью вывозит из плена пятерых жен из гарема Несмертеного. Помогает ей в этом узник тирана Макс, которому удалось освободиться.

Mad Max: Fury Road/imdb

«Дорогу ярости» критики называют действительно женским экшеном. Фуриоса — сильная, умная и самостоятельная героиня. Макс не пытается контролировать ее, не пытается за нее решать и не ставит под сомнение ее интеллект и способности. В то же время сценаристы подчеркивают партнерство главных героев и их стремление достичь общую цель, не теряя взаимоуважения. Это, наконец, и является одним из главных принципов феминизма — гендерное равенство во всем.

Фуриоса — не чемпионка в искусстве боя, но она отличный водитель. Она не претендует на «превосходство мышц» и не пытается играть роль мужчины. Она — женщина, хитрая, умная и находчивая.

Некоторые считают, что «беспомощность» жен тирана подорвала феминистские идеи, но другие отмечают — эмпатические и сочувствующие жены разрывают металлические «пояса чистоты» на себе, символизируя самоопределение и восстановление контроля над своим телом. «Мы не вещи» — так звучит один из основных феминистских месседжей в ленте о свободе и достоинстве свободных женщин.

Mad Max: Fury Road/imdb

Принцесса Лея. Эволюция

Выход каждого нового эпизода культовой фантастической саги «Звездные войны» воспринимается как событие мирового значения. В этом году выйдет часть, в которой зрители в последний раз встретятся с Леей. Образ принцессы Леи более сорока лет воплощала актриса Кэрри Фишер. Она умерла в 2016 году от сердечного приступа, но эпизоды с ее участием отсняли раньше.

Образ принцессы Леи кинокритики называют иконой феминизма и отмечают несомненное эволюцию персонажа от молодой и бесстрашной принцессы в ранних фильмах к мудрой женщины-матери, которая пережила не одну личную трагедию и стала отважным лидером повстанцев.

По мнению критиков, она навсегда изменила судьбу женских образов в истории кино.

Принцесса Лея, как и упомянутые выше героини, никогда не была классической «девочкой, которую надо спасать», она сильная и умная, способная мыслить и принимать решения, она — воительница. Лея всегда была самой собой, а ее развитие как персонажа никак напрямую не зависело от мужчин — это невероятная редкость для женского образа в космической одиссее и в реальной жизни.

Star Wars: Episode IV — A New Hope /imdb

Актриса Кэрри Фишер и в жизни была феминисткой и отстаивала права женщин. Она ненавидела образ Леи, порабощенной тираном, в цепях и золотом бикини — такой ее героиня появляется в пятой части франшизы «Звездные войны: Возвращение Джедая» — и часто иронизировала об этом в соцсетях. Костюм, который стал культовым — идеальная иллюстрация унизительного рабского положения женщины, вынужденной «сидеть на цепи в золоте». В конце концов, принцесса этой же золотой цепью и задушила своего поработителя.

В последних двух эпизодах Лея уже немолодая генеральша, которая становится еще и символом принятия неизбежности старения. Фишер не скрывает морщины и седину, не ищет магических источников молодости, она — та же принцесса Лея, только теперь ей 60 и она полностью разбивает стереотип и табу кинематографа о героизации женщины в возрасте.

Политика многих стран в мире ставит женщину перед выбором: семья или профессия, быть матерью или лидером, а социальная система выстроена так, что иногда быть и тем и другим физически невозможно. Это фактически «выбивает» большинство женщин из ведущих ролей в обществе. Возвращение Кэрри Фишер на экраны в образе пожилой генеральши разрывает и эти шаблоны.

Star Wars: Episode VIII — The Last Jedi/imdb

Кэрри Фишер в образе принцессы Леи стала одним из символов Марша женщин, который в крупнейших городах США проводят уже три года подряд. «Женский марш» — крупнейшее протестное движение, которое существует в США, и оппонирует всему, что для части американцев олицетворяет Трамп — расизму, пошлости, авторитаризму, коррупции, нарушениям прав человека.

Благодаря феминистическим движениям и борьбе женщин за равные права во всем мире, ситуация и в кинематографе по гендерному равенству сейчас выглядит несколько лучше, чем полвека назад. Но, как утверждают исследователи движений за права женщин, это скорее единичные случаи, в основном в странах с высоким социальным уровнем жизни. Борьба женщин продолжается, а с плакатов на них смотрит бесстрашная принцесса Лея с лозунгом «Мы — Сопротивление».