«Мы — не вещи»: шесть подруг Капитана Марвел или эволюция женских образов в популярном кино
Накануне международного Дня защиты прав женщин в мировой прокат вышел американский супергеройский фильм киновселенной Marvel Studios «Капитан Марвел» с актрисой Бри Ларсон в главной роли. «Капитан» стала первым официальным женским сольником Marvel Studios, а Кэрол Денверс некоторые критики признали самым мощным феминистическим образом в истории поп-кино.
В то же время в сообществе киноманов возникла дискуссия о том, действительно ли Кэрол Денверс, она же Верс, которая получила сверхчеловеческую суперсилу, крутая женская героиня всех времен.
Громадское рассказывает о шести культовых женских образах в массовом кино, каждый из которых в свое время стал феминистическим прорывом или побуждал к борьбе за права женщин в реальном мире.
Эллен Рипли. Человечность
Семь членов экипажа космического буксира «Ностромо» возвращаются после выполненного задания на Землю, но застревают в системе созвездия Сетки у неизученного планетоида LV-426, где наталкиваются на неизвестную форму жизни. Среди них — офицер Эллен Рипли.
Актриса Сигурни Уивер в фильме «Чужой» 1979 года воплотила образ женщины, которая играет роль отнюдь не второстепенного приложения к команде, а действительно влияет на ход событий и становится центральной фигурой в картине.
Умная, сильная, собранная, решительная. И вместе с тем проникновенная, она не стесняется своего страха перед неизвестным. Она никогда не повышает голоса, не теряет контроль над собой, овладевает и своим страхом, и яростью.
Героиню Уивер чаще всего ассоциируют с культовым воинственным образом с ружьем в руках, но исследователи кино называют главными сильными качествами Рипли холодную голову и логику. Пока другие члены экипажа в панике совершают ошибки, она трезво оценивает ситуацию и принимает правильные решения.
Она не боится отстаивать свою правоту, когда осознает опасность и старается не пустить на корабль двух зараженных членов экипажа — мужчин, один из которых — ее командир. Капитан Даллас кричит на Рипли и требует открыть двери шаттла, на что получает только хладнокровное «Да. Я слышу вас. Ответ отрицательный».
Важная особенность ее характера — устойчивый нравственный компас. Она борется за жизнь, но не за счет жизни других. Рипли достигает цели, опираясь исключительно на собственную выносливость и способности, и делает это самостоятельно.
Этот многомерный образ, по мнению многих критиков, навсегда изменил восприятие женских лидеров в научно-фантастических фильмах. Рипли не наделена сверхчеловеческими возможностями, она специально не готовилась к борьбе в космосе с инопланетным ксеноморфом, она совершает ошибки и разочаровывается, как любой другой в такой ситуации. Она — женщина, которая спасает мир, себя, ну и своего кота.
Кларисса Старлинг. Эмпатия
Американская лента режиссера Джонатана Демми «Молчание ягнят» в 1991 году по мотивам романа Томаса Харриса — одна из трех в истории премии Оскар, которая получила сразу пять главных наград: лучший фильм, лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий, лучшая актриса и лучший актер.
Антагонист картины, серийный убийца доктор Ганнибал Лектор (Энтони Хопкинс), перевернул привычное представление о маньяках в кино. Вместо экспрессивного психопата на экране появляется изысканный, образованный и гениальный садист. Но более революционным и радикальным, по оценкам критиков, стал образ молодой Агентка ФБР Клариссы Старлинг в исполнении актрисы Джоди Фостер.
Персонаж Клариссы Старлинг прописан детально, и эти детали постепенно дают понять зрителю, кто эта умная, смелая, но чувственная и ранимая оппонентка доктора Лектора. Ее персональный мир продуман и упорядочен. Она умный и преданный своему делу профессионал. Старлинг отправляют в больницу для душевнобольных к Ганнибалу Лектору, в прошлом психиатру, чтобы посоветоваться с ним в ходе расследования ряда убийств.
Самодовольный и хитрый Лектор во время встреч со Старлинг меняет поведение: из молчаливого пугающего монстра он вдруг превращается в инфантильного и капризного подростка, или сыплет грязными намеками о ее личной жизни. Кларисса обладает глубокой эмпатией и способностью чувствовать других. Ганнибал, как опытный психолог, понимает это, и нарочно в разговорах заставляет ее возвращаться в прошлое и снова пропускать через себя неприятные ощущения, от которых, как думала Кларисса, она избавилась. Переживая это все глубоко внутри, снаружи агент ФБР остается хладнокровной и спокойной.
По оценке исследователей феминистских образов в кино, в «Молчании ягнят» сформулирован ряд четких феминистских посланий, в частности, в сцене, когда в момент очередного потока похотливых замечаний от Лектора его сокамерник Миггс брызжет спермой на Клариссу. Сценаристы проводят параллель и четко дают понять — сексизм Лектора завуалирован, но на самом деле он имеет больше общего с примитивным Миггсом, чем думает.
Другой важный месседж — объективация женщины. Режиссер так выстраивает кадры, что героиня Старлинг постоянно оказывается под пристальным «мужским взглядом» с той или иной точки съемки. В частности, она получает немало недвусмысленных взглядов на тренировочной пробежке или просто когда проходит мимо коллег-мужчин. Старлинг приходится не раз сталкиваться с сексуальными домогательствами, в частности, со стороны энтомолога доктора Чилтона, к которому она приходит за консультацией, или даже начальника — агента Кроуфорда, который единственный хоть и не пытается затащить ее в постель, но унижает перед местным шерифом при осмотре тела жертвы.
Этот тяжелый и напряженный психологический триллер несет в себе глубокий феминистский очерк касательно объективации женщины в мужском мире.
Дана Скалли. Разум
В сентябре 1993 года американский канал Fox показал первый эпизод телесериала The X-Files (украинским зрителям более привычно название «Совершенно секретно»). Телепродукт длиной в 9 лет, идеологом и главным продюсером которого выступил Крис Картер, стал мегапопулярными во всем мире, а главные герои и до сих пор остаются культовых персонажами в истории поп-культуры.
Картер рискнул поколебать гендерные стереотипы, когда создавал образы главных героев. Специальные агенты ФБР Дана Скалли в исполнении актрисы Джиллиан Андерсон и Фокс Малдер (Дэвид Духовны) — равноправные партнеры в шоу, каждый из них несет свою нагрузку на основные сюжетные линии.
Скалли — врач и ученый, сильная, рациональная и скептическая. Малдер — эмоционально неустойчив, в вечном поиске сверхъестественного. Когда Малдер попадает в беду, напарница неоднократно приходит на помощь именно благодаря своему уму и собранности. В других случаях, наоборот, — Малдер спасает ее, но она, тем не менее, не «дева в беде», она женщина, которая способна за себя постоять.
Дана Скалли — сексуальная женщина, а «химия» между главными героями — то, о чем годами спорили миллионы зрителей. При этом персонаж Духовны никогда не позволяет себе неприязненного отношения к напарнице или объективации ее как женщины. Профессиональное и личностное взаимоуважение героев растет с каждым новым сезоном. Они часто дискутируют, не соглашаются друг с другом, даже иногда кричат, но никогда не переходят на личные оскорбления.
На мнению кинокритиков, Дана Скалли в 90-х стала той героиней-феминисткой, которой так не хватало в кинематографе. Исследователи кино отмечают, что Скалли стала образцом для подражания, она к тому же популяризирует науку и образование. Она также женщина, которая много думает о материнстве, а бесплодие становится тяжелым ударом для нее.
Устами Скалли озвучены фундаментальные феминистские принципы настолько громко, насколько это может позволить себе телевидения. Это сильно повлияло на женские образы массового кино.
Беатрикс «Черная мамба» Киддо. Гнев
Беременная невеста, тяжело ранена во время резни в церкви, от чего она впадает в кому. Когда-то она была одной из самых смертоносных женщин в мире, бойцом элитного отряда наемных убийц «Смертоносные гадюки». После четырех лет в коме она просыпается и начинает переосмысливать те кровавые события, организованные ее бывшими союзниками.
Это история Беатрикс Киддо, наемницы «Черной мамбы», в исполнении актрисы Умы Турман, рассказанная режиссером Квентином Тарантино в фильме «Убить Билла» 2003 года.
Эта лента, по оценке исследователей кино, является своеобразной одой женского гнева, который обычно либо унижается, или полностью нивелируется в поп-культуре.
«Убить Билла», а затем и «Убить Билла-2» — примеры чистого сильного гнева, не связанного со стереотипами, как будто женщинам свойственна истерия, чрезмерная реакция или гиперчувствительность. Киноштампы часто сводятся к насилию, совершенному женщинами, к акту сексуальности, что лишь объективирует женские образы.
Но гнев Черной мамбы не приукрашенный, он не смягчает действительность. Именно чистый гнев позволяет Беатрикс Киддо собственноручно пробить деревянный гроб и освободиться из могилы, в которую ее закопали. После падения она становится вдвое сильнее. Она вспоминает всех — мужчин, которые насиловали ее, пока она была в коме, мужчин, которые жестоко обращались с ней, пока она была наемницей.
В феврале 2018 американская актриса Ума Турман в интервью The New York Times рассказала, как стала жертвой изнасилования и домогательств голливудского продюсера Харви Вайнштайна. А режиссер Квентин Тарантино на съемках заставил актрису сесть за руль автомобиля вместо каскадера, что закончилось автокатастрофой, в результате которой Турман сильно повредила шею, позвоночник и колени.
Осенью 2017 женщины в США устроили всемирный флешмоб против сексуальных домогательств. Под хэштегом #MeToo они рассказывали свои истории. Акция началась после ряда обвинений в домогательствах в адрес Харви Вайнштайна, однако получила гораздо больших размах и вышла за пределы США.
Все это не умаляет важности появления в кинематографе такого персонажа, как Беатрикс Киддо, которая является воплощением силы, с которой нужно считаться. Но, отмечают критики, не нужно забывать, что этот образ рожден в атмосфере сексизма, насилия, злоупотреблений и запугивания актрисы.
Императрица Фуриоса. Борьба
Феминистическая полемика вокруг фильма режиссера Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» 2015 года развернулась еще задолго до того, как фильм вышел в прокат в кинотеатрах, из-за призывов американского блогера-шовиниста бойкотировать фильм. К дискуссии присоединились даже крупные американские телеканалы.
«Дорога ярости» — умный, зрелый и продуманный манифест свободных женщин.
Постапокалиптический «крутой парень» Макс Рокатански (Том Харди), именем которого авторы назвали фильм, вторичный в этой истории. Главная в ней — императрица Фуриоса в исполнении актрисы Шарлиз Терон. Она возглавила женское восстание, чтобы добраться до Зеленых Земель и вырваться навсегда из лап тирана Несмертеного Джо. Фуриоса хитростью вывозит из плена пятерых жен из гарема Несмертеного. Помогает ей в этом узник тирана Макс, которому удалось освободиться.
«Дорогу ярости» критики называют действительно женским экшеном. Фуриоса — сильная, умная и самостоятельная героиня. Макс не пытается контролировать ее, не пытается за нее решать и не ставит под сомнение ее интеллект и способности. В то же время сценаристы подчеркивают партнерство главных героев и их стремление достичь общую цель, не теряя взаимоуважения. Это, наконец, и является одним из главных принципов феминизма — гендерное равенство во всем.
Фуриоса — не чемпионка в искусстве боя, но она отличный водитель. Она не претендует на «превосходство мышц» и не пытается играть роль мужчины. Она — женщина, хитрая, умная и находчивая.
Некоторые считают, что «беспомощность» жен тирана подорвала феминистские идеи, но другие отмечают — эмпатические и сочувствующие жены разрывают металлические «пояса чистоты» на себе, символизируя самоопределение и восстановление контроля над своим телом. «Мы не вещи» — так звучит один из основных феминистских месседжей в ленте о свободе и достоинстве свободных женщин.
Принцесса Лея. Эволюция
Выход каждого нового эпизода культовой фантастической саги «Звездные войны» воспринимается как событие мирового значения. В этом году выйдет часть, в которой зрители в последний раз встретятся с Леей. Образ принцессы Леи более сорока лет воплощала актриса Кэрри Фишер. Она умерла в 2016 году от сердечного приступа, но эпизоды с ее участием отсняли раньше.
Образ принцессы Леи кинокритики называют иконой феминизма и отмечают несомненное эволюцию персонажа от молодой и бесстрашной принцессы в ранних фильмах к мудрой женщины-матери, которая пережила не одну личную трагедию и стала отважным лидером повстанцев.
По мнению критиков, она навсегда изменила судьбу женских образов в истории кино.
Принцесса Лея, как и упомянутые выше героини, никогда не была классической «девочкой, которую надо спасать», она сильная и умная, способная мыслить и принимать решения, она — воительница. Лея всегда была самой собой, а ее развитие как персонажа никак напрямую не зависело от мужчин — это невероятная редкость для женского образа в космической одиссее и в реальной жизни.
Актриса Кэрри Фишер и в жизни была феминисткой и отстаивала права женщин. Она ненавидела образ Леи, порабощенной тираном, в цепях и золотом бикини — такой ее героиня появляется в пятой части франшизы «Звездные войны: Возвращение Джедая» — и часто иронизировала об этом в соцсетях. Костюм, который стал культовым — идеальная иллюстрация унизительного рабского положения женщины, вынужденной «сидеть на цепи в золоте». В конце концов, принцесса этой же золотой цепью и задушила своего поработителя.
В последних двух эпизодах Лея уже немолодая генеральша, которая становится еще и символом принятия неизбежности старения. Фишер не скрывает морщины и седину, не ищет магических источников молодости, она — та же принцесса Лея, только теперь ей 60 и она полностью разбивает стереотип и табу кинематографа о героизации женщины в возрасте.
Политика многих стран в мире ставит женщину перед выбором: семья или профессия, быть матерью или лидером, а социальная система выстроена так, что иногда быть и тем и другим физически невозможно. Это фактически «выбивает» большинство женщин из ведущих ролей в обществе. Возвращение Кэрри Фишер на экраны в образе пожилой генеральши разрывает и эти шаблоны.
Кэрри Фишер в образе принцессы Леи стала одним из символов Марша женщин, который в крупнейших городах США проводят уже три года подряд. «Женский марш» — крупнейшее протестное движение, которое существует в США, и оппонирует всему, что для части американцев олицетворяет Трамп — расизму, пошлости, авторитаризму, коррупции, нарушениям прав человека.
Благодаря феминистическим движениям и борьбе женщин за равные права во всем мире, ситуация и в кинематографе по гендерному равенству сейчас выглядит несколько лучше, чем полвека назад. Но, как утверждают исследователи движений за права женщин, это скорее единичные случаи, в основном в странах с высоким социальным уровнем жизни. Борьба женщин продолжается, а с плакатов на них смотрит бесстрашная принцесса Лея с лозунгом «Мы — Сопротивление».