Мы требовали освободить плененного в «ДНР» блогера Асеева — интервью с представителем ОБСЕ

«В Украине уважают свободу слова», —считает представитель ОБСЕ по вопросам свободыСМИ Арлем Дезир. В то же время отмечает, что он обеспокоен безнаказанностью ответственных за убийство Павла Шеремета, которое произошло в июле 2016 года.

«В Украине уважают свободу слова», —считает представитель ОБСЕ по вопросам свободыСМИ Арлем Дезир. В то же время отмечает, что он обеспокоен безнаказанностью ответственных за убийство Павла Шеремета, которое произошло в июле 2016 года.

Дезира был назначен на должность на трехлетний срок в 2017 году. Ранее он возглавлял Министерство по европейским делам и международному развитию Франции. В Киев приехал, чтобы встретиться с украинскими журналистами и обсудить вызовы, которые сейчас стоят перед медиа.

Что угрожаетжурналистам, как превратить борьбу с пропагандой в борьбу с критикой, а также о диалоге между российскими и украинскими СМИ —Арлема Дезирарасспросило Громадское.

Вы встречались с разными журналистами и медиа-организациями. Какие главные вопросы медиа в Украине поднимаетевы, как представитель по свободе СМИ ОБСЕ?

В Украине уважают свободу слова. Здесь представлены разные медиа, и я считаю, что украинцы очень заинтересованы в развитии свободных СМИ.

Я встретился со многими вашими коллегами и журналистскими ассоциациями. Мы постоянно сотрудничаем с различными надзорными группами, организациями, защищающими свободу медиа. И мы обеспокоены определенными проблемами, которые касаются безопасности журналистов, они до сих пор существуют. Речь идет и о безнаказанности ответственных за преступления против нескольких украинских журналистов.

Организаторы убийства Павла Шеремета еще непривлечены к ответственности. Есть немало случаев, и я считаю, что когда речь идет о безопасности журналистов, не бывает мелких инцидентов. Крайне важно, что правительство, правоохранители делают все возможное, что угрозы и нападения на журналистов расследуются.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободыСМИ Арлем Дезир (справа) и журналистка ГромадскогоНаталья Гуменюк во время интервью, Киев, 21 марта 2018 года. Фото: Громадское

Беспокойство касается всех стран ОБСЕ —их 57. Ситуации относительномедиа у них совершенно разные. Но угрозы для журналистов существуют везде. Как мы знаем, словацкого журналиста Яна Кучака убили всего через несколько месяцев после смерти мальтийской журналистки ДафрыГаруаны Галиции, которая занималась важнейшимирасследованиями коррупции. Мы, к сожалению, видим эти угрозы свободной прессе от разных людей.

В некоторых странах это происходит только потому, что журналисты требуют ответственности от власти. Нападение на редакцию Charlie Hebdo показал, что есть немало людей, которые не принимают свободу прессы. Важно, чтобы Украина была демократией и имела волю создать сильные демократические институты, и значительное внимание уделялось безопасности и защиты журналистов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:В Словакии проходят крупнейшие после Бархатной революции гражданские протесты. Чего добиваются словаки?

Среди украинцев, которые сейчас находятся в плену, есть, в том числе, и журналисты. Роман Сущенко задержан в Москве, против Николая Семены в Крыму открыто уголовное производство, Станислав Асеев удерживаетсяв так называемой «ДНР». Во всех этих случаях Россия контролируетих свободу. В то же время Россия —член ОБСЕ. У общества возникает чувство безысходности, когда оно видит, что ОБСЕ не может на это повлиять. Значит, международные институты не являются действенными?

Это очень важный вопрос, который мы поднимали во время нашей встречи в Киеве, а так же во время моего визита в Россию в прошлом году. Роман Сущенко —известный журналист, работал в Москве. Он арестован и находится в России —эта ситуация неприемлема и я напоминаю, что страны ОБСЕ обязались способствовать свободному распространению информации и упрощать работу журналистам, помогать с аккредитацией, а не заниматься арестами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Я не верю, что мой отец шпион» — интервью с дочерью задержанного в России украинского журналиста Романа Сущенко

Станислав Асеев —блогер, работал в Донецке. Задержансепаратистами вне всехюридическихнорм. Мы неоднократно направляли обращения и делали публичные заявления с просьбой освободить Станислава Асеева.

У Николая Семены —журналиста, которого арестовали в Крыму, мы спрашивали, может ли он приехать в Киев. Но это невозможно, ему даже запретили быть журналистом. Это вопросы, которые мы поднимали на уровне Национального союза журналистов Украины и Союза журналистов России.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободыСМИ Арлем Дезир во время интервью, Киев, 21 марта 2018 года. Фото: Громадское

Украина стала полигоном для российской дезинформации и фейковых новостей. Некоторые украинские медиа и общественные активисты крайне негативно относятся к тому, что сегодня ОБСЕ настаивает, что между украинскими и российскими журналистами нужен диалог. В то же время российские пропагандистские СМИ сравнивают с украинскими, будто этовещи одного смысла. Таким образом международное сообщество будто пытается уравнять СМИ двух стран, «принуждая к диалогу», который не является равным. Что вы об этом скажете?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Без права на профессию.Интервью с крымским журналистом и политзаключенным Николаем Семеной

Диалог между сообществом украинских и российских журналистов начался еще в2014 году, чтобы способствовать безопасности журналистов. Чтобы убедиться, что правительства обеих стран будут уважать медиа и не препятствовать работе. Я не думаю, что мы можем просить и ожидать, что журналисты решат этот конфликт. Это нереально.

Но с другой стороны, полезно подчеркнуть важность диалога между медийщиками двух стран, которые находятсяв состоянии конфликта. Да, журналисты, конечно, являются гражданами этих государств, патриотами, однако не они несут ответственность за конфликт. Я не думаю, что государство должно использовать их в качестве солдат. Но важно обсуждать пропаганду, которая всегда существовала в условиях войны.

Украинское правительство разочаровывается, когда международные организации критикуют страну за ограничение работы некоторых российских государственных каналов или социальных медиа. Сторонники таких запретов говорят, что и Франция ищет способ противостояния фейковымновостям, и Google должен это сделать. В США Russia Today должна была зарегистрироваться как иностранный агент. Британцы могут ограничить работу этого медиа. Западные правительства пытаются приостановить распространение фейковых новостей, в то же время,когда это делает Украина, международные организации сразу говорят о давлении на СМИ.

Да, дискуссия существует во многих странах во всем мире. Существуют попытки остановить дезинформацию и пропаганду. Приняли определенное законодательство относительно языка ненависти, расизма, антисемитизма, пропаганды терроризма. Это очень сложный вопрос. Социальные сети позволяют получить доступ к запрещенному контенту, который побуждает к насилию. Иногда его распространяют антисемитские группы, иногда —государства, которые пытаются вмешаться в жизнь своих соседей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:5 причин, почему соцсети становятся опасными

Мы должны быть очень внимательнык тому факту, что формулировка «фейковые новости» может характеризовать очень разные типы ситуаций. Конечно, будет много людей, которые будут размещать неразумные вещи в интернете, которые не являютсяреальной информацией. Верным решениембудетоказание содействиякачественной информации, профессиональной журналистике, котораябы опровергала фейки, развивала медиаграмотность, помогала людям понимать, что они не могут воспринимать как истину все новости в Интернете, фейсбуке или твиттере.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Троянский конь» Кремля: соцсети признали, что их использовали для манипуляций в США

Другое дело —это попытка определенных государств с помощью дезинформации влиять на другие страны. Речь идет и об использовании так называемых «фабрик троллей», например. Это необходимо расследовать очень пристально. Здесь важна прозрачность. Необходимо знать, кто покупает рекламу на Facebook, особенно во время избирательных кампаний. Сейчас мы видим очень напряженные дебаты по этому поводу в США, где продолжается расследование событий прошлой президентской компании.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободыСМИ Арлем Дезир во время интервью, Киев, 21 марта 2018 года. Фото: Громадское

Также идетборьба с языком ненависти. Есть международное законодательство, которое говорит, что призывы к насилию из-за религии, происхождения или расы, могут быть запрещены и таким образом можно законно ограничить свободу выражения. Это применяли для печатной прессы, так же могут использовать и для интернета.

Но мы должны позаботиться, чтобы этот алгоритм не блокировал инакомыслящих и критиков власти. И я обеспокоен тем, как некоторые правительства пытаются все чаще блокировать социальные медиа, мол, они борются с пропагандой, но на самом деле пытаются ограничить свободу медиа и препятствовать критике.

Важно найти баланс. И поэтому вопросу идет дискуссия в Европе, в частности в Германии, Франции, а также в Соединенных Штатах. Они рассматривают определенное регулирование Интернета, но вместе с тем хотят защитить свободу выражения и разнообразие мнений. И я думаю, что для Украины, это будет ключевым вопросом. Мы ведем переговоры с правительством по этому поводу, предоставили им юридические советы по международным стандартам и делам в других странах.

Думаю, это очень важно для Украины. Я понимаю, что страна находится в очень сложной ситуации, связанной с конфликтом и аннексией Крыма. Но свободу слова нужно защитить, и убедиться, что ограничения не поставят под удар развитие свободных СМИ. Даже тогда, когда правительству не нравится их работа. Ведь задача журналиста —критиковать, развивать критическое мышление. Это условие демократии.