«На протяжении последних недель проявлялась тенденция с провокациями»: львовские волонтеры рассказали об обысках

Львовские волонтеры Святослав Литинский и Назарий Островский, обыски у которых повлекли за собой общественный резонанс, заявили, что в течение последних недель сталкивались с провокациями с целью продажи гуманитарной помощи.

Об этом волонтеры рассказали в комментарии hromadske.

Правоохранители провели обыски в домах волонтеров Святослава Литинского и Назария Островского 8 сентября, пока те были в Польше, чтобы забрать очередной автомобиль для ВСУ.

Назарий Островский рассказал, что дело, похоже, касается машины, которую волонтер завез на территорию Украины для нужд одной благотворительной организации, давшей на это запрос.

«Затем этот автомобиль был передан дальше. Настолько я понимаю, потом с этим автомобилем происходили еще какие-то действия, к которым имеют претензии правоохранители. Дело касается автомобиля конца мая», — сказал Островский.

Он добавил, что, скорее всего, фигурирует по этому делу как подозреваемый, но сможет сказать больше, когда будет ознакомлен с материалами дела.

Как происходили обыски?

Волонтер рассказал, что правоохранители приезжали к нему с обысками по трем адресам: в дом в Бродах, где волонтер прописан, но уже полгода там проживают переселенцы; в недостроенный дом, где работали мастера; и по месту жительства.

Обыски у волонтера проводят по постановлению судьи Голосеевского суда Киева. Ранее Глава Львовской ОВА Максим Козицкий заявил, что обысками занимаются полиция Киева и Департамент защиты интересов общества и государства Нацполиции, а не львовские полицейские.

По словам Островского, обыски у него проходили «цинично» и «нагло». Волонтер рассказал, что во время обысков в недостроенном доме правоохранители «не предоставили никаких документов и сказали, что обыски проводятся за неуплату электроэнергии».

«Без зачитывания постановления и выполнения всех процессуальных действий, которые должны быть во время обыска. Не было ни адвоката, ни кого-либо еще, чтобы это можно было увидеть или зафиксировать, поэтому из первых уст рассказываю. Ничего не нашли, ничего не изъяли и уехали», — комментирует Островский.

Святослав Литинский также заявил, что обыски у него проводились с процессуальными нарушениями. В частности, его жена не имела возможности ознакомиться с постановлением суда об обыске до его начала. Также правоохранители не хотели ждать приезда адвоката и привели «каких-то своих понятых».

«Жена начала писать свои замечания к процессу обыска, но приехала скорая, врач сказал, что нужно ее осмотреть. Следователь говорит: "Я не буду ждать" и не дождался каких-либо объяснений от жены», — сказал волонтер.

Провокации волонтеров

И Литинский, и Островский заявили, что в последнее время волонтеров пытаются спровоцировать на продажу гуманитарной помощи. В частности, предлагается передать автомобиль, который уже везут в Украину, определенному подразделению с возможностью компенсировать расходы.

«В течение последних четырех недель проявлялась тенденция с провокациями со стороны так называемых военных (ибо не могу сказать, были ли это настоящие военные). Они не только мне, а многим нашим товарищам, кто занимается этим делом, предлагали: "Слушайте, ну надо, нам здесь волонтеры собрали деньги, нам надо приобрести автомобиль, продайте нам автомобиль, который уже находится в Украине". Иными словами, "продайте нам гуманитарную помощь, которая уже находится в Украине". И таких провокаций просто безумно много. Если брать других волонтеров, то эта нотка сохраняется абсолютно у всех», — рассказал Островский.

Реакция властей

Мэр Львова Андрей Садовой уже осудил обыски у волонтеров. Он призвал стражей порядка заняться владельцами российского бизнеса во Львове, а не волонтерами.

«Давайте выжигать врага с нашей земли, а не уничтожать институт волонтерства, который так важен для всех нас в это сложное время», — писал Садовой.

Президент Владимир Зеленский после вопросов журналистов об обысках призвал предоставить ему информацию о несправедливых обвинениях волонтеров в незаконной деятельности, если таковая имеется. Он заявил, что, несмотря на военное положение, все граждане равны перед законом.

А что говорили в полиции?

В полиции прямо не комментировали информацию об обысках у волонтеров, но обнародовали сообщение о разоблачении преступной схемы, по которой двое мужчин продавали автотранспорт, поступавший в Украину как гуманитарная помощь для нужд ВСУ. Правоохранители указывают, что для прикрытия своей деятельности фигуранты использовали наклейки общественных организаций. По этому делу продолжаются все необходимые следственные действия, в том числе обыски по местам проживания правонарушителей в Киеве, Киевской области и Львове.

В пресс-службе не называют имен фигурантов дела, но, похоже, речь идет именно о Литинском и Островском.

Как пишет «Центр противодействия коррупции», разрешила проводить обыски у волонтеров судья Голосеевского суда Виктория Хоменко, в свое время снявшая арест с земельных участков вблизи «Феофании».

Не первый случай

Отметим, это не первые дела в отношении волонтеров, вызывающие резонанс. Так, в конце августа правоохранители заявили о разоблачении во Львове двух волонтеров, которые якобы продавали автомобили, ввозимые из-за границы под видом гуманитарной помощи для ВСУ.

В организации схемы обвинили львовского художника Олеся Дзиндру. Однако на его защиту встал ряд культурных деятелей и военных. Активисты считают такие действия правоохранителей провокацией против волонтерского движения.

Святослав Литинский и Назарий Островский заявляют, что после таких случаев люди начинают опасаться волонтерства и помощи армии. Сама группа волонтеров сейчас приостанавливает свою деятельность, но призывает других не прекращать работу.

«Я бы хотел обратиться ко всем волонтерам, кто сейчас так или иначе об этом задумался, не сдаваться. Это один из элементов борьбы», — говорит Островский.