Национальный кастинг: как формируется команда президента Зеленского
«Кварталовцы — продюсеры, а продюсеры что делают? — спрашивает нас один из штабистов Зеленского, который координирует работу отдельного отдела и не желает представляться. — Они проводят кастинги».
За несколько дней до выборов команда журналистских расследований Bihus.info опубликовала переписку штабистов. В ней говорилось о четырех группах влияния в штабе нового президента: это «Дядя» (люди, связанные с олигархом Игорем Коломойским), «кварталовцы» (партнеры Зеленского в бизнесе студии «95 квартал»), «нижние» (близкие к одному из членов команды, юристу Сергею Нижнему) и «регионы» (те, кого координирует Илья Павлюк, бывший помощник народного депутата Игоря Калетника). Громадское разбиралось, кто и как попал в команду Зеленского и действительно ли в ней существуют четыре группы влияния.
Работа в ближнем кругу
«Нет никаких групп влияния, есть близкий круг общения, а Владимир уже сам прислушивается к этим людям или нет», — объясняет в разговоре с Громадским Кирилл Тимошенко, руководитель компании «GoodMedia», которая занимается всем медийным сопровождением кампании. Сам Кирилл входит в этот круг вместе с несколькими другими людьми. Среди них называют многолетнего партнера Зеленского по «Студии» Сергея Шефира, Андрея Богдана — юриста и адвоката Игоря Коломойского, сценариста «Студии» Юрия Костюка, юриста и руководителя партии «Слуга народа» Ивана Баканова.
Сам Тимошенко познакомился с Зеленским во время работы последнего на «Интере». Компания Тимошенко имеет опыт в логистическом и медийном сопровождении крупных политических событий: в портфолио «GoodMedia» — съезды БПП и «Укропа», новогодние обращения премьера Владимира Гройсмана, визитки участников «Евровидения-2017», предвыборные ролики Анатолия Гриценко.
«Не вижу никаких проблем в том, что мы работаем с разными клиентами — значит, к нам идут прежде всего как к профессионалам», — отмечает Тимошенко и добавляет: «Не работали политически разве что с откровенными "сепарами"».
Впрочем, «GoodMedia» также готовили проект «Украинский формат» на телеканале Newsone, который ранее принадлежал нардепу Евгению Мураеву, но Тимошенко уверяет: «Это был медийный проект, не политический. К работе с Мураевым как с политиком или к его партии мы отношения не имеем».
Именно «GoodMedia» «продюсировали» инаугурацию президента Порошенко 7 июня 2014-го. На вопрос о дате инаугурации президента Зеленского несколько членов команды отмечают: в штабе ориентируются провести ее до 27 мая. «Тогда мы подготовили все событие за семь дней, не вижу, почему на этот раз не сможем подготовиться примерно в такие же сроки», — говорит Тимошенко.
Вопрос «Кто придумал дебаты на стадионе?» мы задаем разным членам команды. Некоторые из них говорят, что идея родилась коллективно. Понять, кому принадлежали те или иные идеи или решения, довольно сложно.
«На совещаниях каждый мог озвучить идею или проблему, часто они проходили в формате брейн-шторма, но решение принимал, как правило, сам Владимир», — рассказывает координатор штаба Александр Корниенко.
«Владимир может прислушиваться к людям, которых давно знает и доверяет им, например, к Сергею Шефирю, с которым они в одном кабинете сидят. У них почти родительские отношения, — добавляет другой собеседник из команды. — Он тот, кто после Владимира знает о кампании все».
Перед дебатами Зеленский и еще несколько человек, среди которых называют, в частности, сценариста Юрия Костюка и Кирилла Тимошенко, выехал из штаба и около недели готовился к встрече на стадионе:
«Мы закрылись почти на неделю и готовились — все вопросы уже были озвучены в той или иной степени, поэтому я бы не сказал, что это было сложно. Но сконцентрироваться в штабе, где работают сотни людей, было невозможно», — рассказывает Тимошенко и добавляет: «Как велись переговоры по подготовке этих дебатов на самом стадионе — это отдельная история. Мы действительно не могли понять, к чему там была вторая сцена, озвучивали это и во время переговоров, потом вообще посреди поля появилась «таблетка» — тент, о котором никто не договаривался. В конце концов, его убрала полиция».
Спрашиваем, почему Зеленский не появился в студии Общественного ТВ: «Мы сказали все, что хотели сказать. И это услышали 82% телезрителей и миллионы в интернете. Опять слушать о наркомане и марионетке на Общественном за счет налогоплательщиков мы не хотели. Послушайте, мы хотели, чтобы это было интересно. Разве это не было интересно, там, на стадионе?».
Кто и какие должности будет занимать в администрации президента, в команде принципиально не называют. На должность главы администрации есть несколько человек в штабе, и тех, кто обозначает свой статус как «советник», называют кого-то из действительно близких Зеленскому людей — например, Сергея Шефира или Ивана Баканова. Последний возглавляет партию «Слуга народа», но также занимается связями с США. В каких объемах и какой именно роли — в команде не озвучивают.
Кроме Шефира и Баканова, звучит также имя Андрея Богдана. «Это он "сделал "президента Зеленского, — убеждает один из «советников», которого с Зеленским познакомил именно Богдан. — Он понимает, как построена работа государственных органов, имеет широкий круг контактов и часто, когда все не знали, как двигаться дальше — у него было решение».
Богдан попадает под «люстрационный» закон — согласно закону Украины «Об очистке власти» он не может работать на государственных должностях в течение 10 лет, потому что дважды занимал должность правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики в правительстве Николая Азарова. В журналистском расследовании «Схем» в начале апреля говорилось о встрече Богдана с председателем Конституционного Суда Станиславом Шевчуком — этот орган уполномочен отменить закон. Сам Богдан отрицает, что когда-либо обсуждал вопрос люстрации в Конституционном Суде, и называет его личной местью автора закона Юрия Деревянко за то, что ликвидировал схему в работе Минюста, благодаря которой тот якобы получал выгоду.
«Он может работать и без государственной должности», — отмечают в команде. Впрочем больше всего вопросов вызывает близость и конфликт интересов Богдана, ведь он является адвокатом Коломойского по делам, связанным с ПриватБанком, и поддерживает регулярное общение с олигархом.
Собирается ли Зеленский избавляться от этого конфликта интересов и дистанцироваться от олигарха, покажет только время: «Я думаю, Владимир соберет всех олигархов и будет говорить с ними. Это могут быть определенные условия — скажем, вернуть стране капитал. Сейчас уже не может работать старая кучмовская схема «баланса между олигархами», — отмечает один из членов «команды Зе».
Но по крайней мере один из них — Игорь Коломойский — не считает такое собрание хорошей идеей, о чем заявил в интервью Bihus.info: «Я считаю это утопией. Я уже инвестирую в Украину — у меня все активы там... Во-первых, собирать, в принципе, почти некого. Во-вторых, собирать всех вместе — это тоже утопия. Если ты хочешь с кем-то говорить, делай это с глазу на глаз. С большим бизнесом не говорят, как с колхозом. Деньги любят тишину, и никто не станет рассказывать свои секреты».
О должностях никто не говорит — убеждают почти в один голос в команде Зеленского. «Офис формируется по другим принципам — никто не распределяет так должности, — говорит Тимошенко. — Но это не значит, что их нет. Есть кандидаты во все структуры, куда должен назначать своих людей президент. Скажем, для всех очевидно, что в Генштабе должен быть человек, которого уважают сами военные, но это неправильно — их сейчас оглашать. К тому же, для кандидатур в силовых структурах это действительно вопрос безопасности».
В то же время именно на Тимошенко указывают несколько человек из команды как на того, кто будет заниматься коммуникациями в Администрации президента. Сам он не отрицает, что в настоящее время занимается подготовкой дел и переговорами с аппаратом администрации Порошенко.
Как президент Зеленский будет коммуницировать с народом? Тимошенко убеждает: работать как через прессу на регулярных пресс-конференциях, так и через другие каналы. «Давайте честно признаемся: мы все прос**ли украинский Youtube, молодежь смотрит российских блоггеров, с этим нужно что-то делать». И добавляет: «Есть большой потенциал у Общественного ТВ, мы могли бы построить собственный «Первый канал» и дать людям, в том числе и на оккупированных территориях, настоящую информационную альтернативу, привлечь их».
Непонятными остаются роли и советников Александра Данилюка, Айвара Абромавичюса, Сергея Лещенко. Из них троих только Данилюк был представлен официально как член команды, идущей с Зеленским в Администрацию президента. Именно его называют организатором встречи с президентом Франции Эммануюэлем Макроном. По словам команды, идея принадлежала именно им, и контакты с Елисейским дворцом приводились через несколько направлений — удалось сделать это через Данилюка. Он продолжает работать в направлении иностранных дел в статусе «советника».
«О должности мы ни разу не говорили, поэтому я пока помогаю контактами, советами», — говорит народный депутат Сергей Лещенко.
«Мы не говорили о должностях, — повторяет то же самое Абромавичус. — Работа в Администрации президента — это не то, что мне интересно».
Кастинг экспертов
«Списки экспертов мы брейнстормили вместе, — вспоминает один из членов команды. — У нас была идея собирать экспертов на круглые столы по различной тематике — мы специально подбирали людей с разными взглядами, чтобы Владимир, во-первых, мог увидеть различные подходы к решению тех или иных проблем, а во-вторых, посмотреть на этих людей в дискуссии».
Некоторым участниками таких круглых столов дискутировать было некомфортно. Называть свои имена несколько собеседников Громадского, принимавших участие в таких встречах, отказались. Мол, когда тебя зовут в штаб качестве эксперта по определенному вопросу, не ожидаешь увидеть там людей с кардинально другими подходами.
«Процесс открытый», — рассказывает член команды Святослав Юраш. Он присоединился к команде в феврале, и утверждает, что она все время работала децентрализовано. «Приглашались разные люди, которые могли "конкурировать идеями", показывать свои подходы к решению потребностей. И хотя двери были открыты для всех, не все приходили сразу. Конечно, доверие к тем, кто присоединился ранее, а еще "показал себя в бою" — больше».
«Были и такие, кто отказывался, — объясняет другой источник в штабе. — Мол, что, если вы не выиграете выборы, а мы уже здесь засветились?»
Украинский дипломат Богдан Яременко, который консультирует команду по вопросам внешней политики, присутствовал на нескольких подобных встречах: «Мы, эксперты Майдана иностранных дел, принимали участие в работе по нескольким направлениям — внешняя политика, военная реформа, оккупированные территории. Это десятки различных экспертов. Со многими сотрудничали заочно — через интернет (в общем, большая часть работы нами делается не выходя из нашего офиса). У экспертов далеко не всегда и не во всем совпадают взгляды. Сводить воедино результаты должен был Руслан Стефанчук».
Стефанчук — идеолог команды и главный эксперт. Он знаком с Зеленским еще со времен КВН. Его подход некоторые в штабе называют несколько «академическим». Именно Стефанчук привел в команду еще нескольких экспертов, в частности, Ирину Венедиктову, которая, как анонсировали в команде, будет отвечать за направление судебной реформы. Также именно Стефанчук привел в команду руководителя юридической компании Jurimex Данила Гетманцева. Он в свое время работал помощником бывшего заместителя секретаря главы СНБО Владимира Сивковича, которого обвиняют в организации разгона Евромайдана. Гетманцев утверждает, что прекратил сотрудничество с Сивковичем еще в 2010-м: «Разошлись мы плохо, не хочу комментировать».
Эксперта по гендерным вопросам Марину Бардину команде представил Сергей Лещенко, у которого Марина работает помощницей.
«Она молода, умна и энергична, я предложил ей сходить со мной на профильную встречу антикоррупционных экспертов в январе. Это был важный момент для понимания дальнейших планов Зеленского в политике», — вспоминает Лещенко.
«Мы говорили о гендерном равенстве. Я привела примеры из исследования Gender Gap Report Всемирного экономического форума, показала 100+ позицию Украины относительно количества женщин в парламенте, сказала: Владимир, стоит приглашать женщин к себе в партию, — вспоминает эту встречу сама Бардина. — Состоялся где такой разговор, через некоторое время мне позвонили и пригласили консультировать дальше».
Несколько собеседников в команде отмечают: в подборе членов команды важен прежде всего профессионализм. Но что входит в это понятие и считают ли в «команде Зе» возможным работу с отдельными членами бывшей команды Януковича? Скажем, с бывшим юристом администрации Януковича, архитектором уголовного кодекса Андреем Портновым. Связи с ним в команде называют «бредом», в то же время один из собеседников в штабе добавляет: «Он крутой юрист — с этим никто не спорит. Но токсичный человек. Зачем это нам?»
Коломойский, в свою очередь, в интервью Bihus.info тоже отрицает связи Портнова с командой Зеленского, но мол, для Украины Портнов ничего плохого не сделал: «Надо различать апологетов режима и обычных его военнопленных... У меня с ним 20 лет нормальные отношения... Я считаю, что с точки зрения закона, а не политической ответственности, он вообще ничего не сделал. За пять лет на него ничего не нашли. Он работал и не обогащался. Ну, конечно, служил режиму».
Передача власти и досрочные выборы
В украинском законодательстве ничего не сказано о том, как президент должен передавать власть следующему главе государства.
В 2014-м такой вопрос не стоял просто потому, что Виктор Янукович сбежал из страны. Поэтому передавать власть было просто некому. Три месяца между Революцией достоинства и выборами президента страной в статусе исполняющего обязанности президента руководил Александр Турчинов. В то время он был еще и спикером парламента. Тогда бывшие оппозиционеры, пришедшие к власти на волне Майдана, также заявляли, что приведут к власти новых людей. Впрочем, на практике без коммуникации с «предшественниками», все же, не обошлось. Так, сразу после назначения министром инфраструктуры Максим Бурбак не гнушался консультациями Бориса Колесникова, который занимал эту же должность в 2010-2012 годах.
Ситуация, которая сложилась после Революции достоинства скорее исключение из правил. Бывший и будущий президенты, как правило, встречались и договаривались о «передаче дел». Так произошло и в 2004-м. Как вспоминает сегодня один из помощников Виктора Ющенко, это произошло перед инаугурацией третьего президента Украины.
«Это произошло в Администрации президента. У Леонида Кучмы и Виктора Андреевича был разговор тет-а-тет, который длилась около шести часов. Подробности этой встречи знают только те двое», — вспоминает собеседник Громадского.
Петр Порошенко, который до сих пор является действующим президентом, уже сообщил, что они с Владимиром Зеленским договорились встретиться в ближайшее время.
Встречаться новому президенту придется и с парламентом — и команда Зеленского, и он сам, постоянно заявляют, что планируют быстро внедрять важные для страны законы. Быстрых решений от нового президента ожидают и избиратели. Проводить их надо через Верховную Раду, депутаты которой избирались во времена президентства Петра Порошенко.
Как получить «свой» парламент? Ответ — внеочередные выборы. Формальное основание для них — отсутствие коалиции. Принципиального решения по этому вопросу не принято — на этом настаивают сразу несколько членов команды. Народный депутат Сергей Лещенко убеждает: искушение распустить этот парламент велико. Отчасти внеочередные выборы выгодны и Петру Порошенко, которому, на первый взгляд, они могут дать быстрый шанс получить для себя и многих других соратников иммунитет.
«Штаб Порошенко лучше всех готов к внеочередным выборам — его распустили, хотя он и находится в моральном упадке. Мажоритарщики щедро засеяли гречкой свои округа и готовы переизбираться. Но на досрочных выборах Порошенко так же будет главным антигероем для общества, и прыгнуть выше 15% ему не удастся, а мажоритарщики от него будут бежать кау только поймут, что для них экс-президент, завязанный в коррупции, будет токсичен. Нужно попытаться изменить закон о выборах по быстрой процедуре, хотя шансы для этого минимальны. Если Рада провалит этот шанс в ближайшие недели, распускать парламент надо немедленно, ведь он не будет иметь морального права на существование».
Как заставить нынешний парламент проголосовать за открытые списки? «Наверное, искать союзников. А до тех пор вероятность роспуска оставаться высокой — пусть в парламенте так и думают», — отмечает источник в штабе Зеленского.