«Надеемся, это продлится не дольше трех недель». Как украинские преподаватели пытаются учить дистанционно
Все учебные заведения в Украине с 12 марта ушли на карантин из-за угрозы распространения коронавируса. Предварительно — на три недели, до 3 апреля. Это и детские сады, и школы, и университеты, и колледжи, ограничения коснулись и государственных, и частных учреждений.
Hromadske рассказывает, как образование пытается перейти в онлайн.
Школа: город и село
Людмила Юрченко — учительница биологии в черкасской гимназии. Месяц назад школа только вышла с трехнедельного карантина, объявленного из-за распространения гриппа и ОРВИ. И уже 12 марта обучение вновь прекратилось. Школы закрыли пока на три недели, но никто не знает, когда карантин закончится на самом деле.
В последний раз долговременный перерыв в гимназии был в 2008 году — тогда за партами было пусто полтора месяца. Поэтому, говорит Людмила, наработок для постоянной удаленной работы у учителей в основном нет.
Тем не менее, инструменты для такой работы учительница знает и использует: «В Черкассах второй год работает экспериментальная программа OSHKOLA — это электронный журнал, где и родители, и ученики могут отслеживать оценки и домашние задания».
В сообществах учителей на фейсбуке уже выкладывают подборки онлайн-сервисов для обучения. Большинство учителей гимназии уже три года работают с платформой Google Classroom, где можно проводить тестирование, контролировать выполнение домашних заданий и давать полезные видео и презентации.
Людмила собственных видео не снимает, но у нее есть презентация для каждой темы. А биологические эксперименты уже отсняты ее коллегами.
В Черкассах по примеру Киева планируют запустить специальные телеуроки для школьников и школьниц выпускных классов — в этом году они должны сдавать Внешнее независимое оцениваниеВНО, которое пока не отменяют. Но пока это только на уровне обсуждений.
По словам Людмилы, главные проблемы таковы: не все умеют снимать и монтировать видео, не у всех есть для этого техника, также сложно объяснить некоторые темы дистанционно. Например, учителя математики пока не знают, как работать с классами над решением сложных математических задач.
Несмотря на опыт дистанционного обучения, Людмиле тревожно: «Никто не знает, как организовывать такое долгосрочное онлайн-обучение — мы понимаем, что это может не закончиться через три недели».
Учительница утверждает, что школьники и школьницы относятся к онлайн-обучению безответственно: «Если бы учителя были морально и технически готовы к такой ситуации, мы могли бы научить родителей и детей ответственно относиться к онлайн-обучению. Но его часто не воспринимают всерьез. Хорошо, если ребенок ответственный и исполнительный, но что будут делать другие? А представьте, что родители увезли ребенка на время карантина в деревню к бабушке?»
Коллега Людмилы, Ирина Валентиновна, работает в сельской школе в Черкасской области. Она уже в пенсионном возрасте, но преподает историю и работает классной руководительницей. В первые дни карантина руководство школы просило учителей приходить и отмечаться, но теперь систему изменили. Учителя старше 60 лет остаются дома, а остальные приходят на ежедневные дежурства — 1-2 из всего коллектива.
Ирина Валентиновна говорит, что еще во время прошлого карантина начала использовать Telegram для связи со своим классом. Поэтому и теперь общается там с учениками и ученицами. Ежедневно они пишут ей о самочувствии, а она отчитывается перед директором школы. Для обучения используют курсы и тесты платформы Prometheus.
«У всех моих учеников есть телефоны, не кнопочные, — говорит Ирина Валентиновна, — поэтому у нас проблем не возникло. Но есть бедные семьи, есть села, где плохая телефонная связь, а если улица "в яме", то люди должны идти на какие-то холмы, чтобы подсоединиться хоть к какому-то интернету. На самом деле, в селах это всегда проблема».
Она добавляет: труднее всего учителям младших классов. Ее коллега уже два дня обзванивает всех родителей из класса и объясняет, что и как должен учить и читать ребенок. И все же Ирина Валентиновна считает, что эти ученики успеют наверстать упущенное, а вот смогут ли старшеклассники — не уверена.
Дистанционные школы в Украине: советы для родителей
Кроме школ с привычной для нас форме посещения, в Украине существуют и школы дистанционного образования. Анна Рощина — директор одной из них. Она говорит, что в целом дистанционное образование в Украине только зарождается, поскольку в нем никогда не было необходимости. Некоторые учителя использовали отдельные инструменты, но в целом эти практики не применяли.
Дистанционное образование бывает синхронным и асинхронным. В первом случае учитель или учительница создает виртуальный класс, где в режиме реального времени работает со всеми учениками и ученицами.
Это может быть дорого и технически сложно, большинство используют асинхронный подход — задания и материалы присылают на почту или в мессенджере, а дети сами решают, как и сколько времени над ними работать. Анна считает, что такой подход менее действенный, потому что класс часто требует контроля и организации со стороны.
Дистанционная Школа 977 существует уже четыре года. За это время Анна поняла, что самая большая проблема — не снять видео или сделать презентацию. Самое сложное — убедить ребенка учиться в таком формате.
«Для дистанционного образования самое важное — это мотивация, контроль и организация процесса. Большинство коллег столкнется с тем, что ученики не хотят ничего делать онлайн. Это время может быть потерянным для обучения», — считает Анна.
Чтобы ребенок не выпал из учебного процесса, Анна советует родителям:
- прежде всего понять, что умение дистанционно получать знания — полезный навык для будущего детей, которые позже смогут продолжать заниматься самообразованием или удаленно работать на международные компании;
- объяснить это детям — можно договориться с ними, что в настоящее время они работают так, как будут работать в будущем, и это станет для них полезной тренировкой;
- составить расписание, поскольку во время асинхронного дистанционного образования дети будут получать массив информации и задач, который сложно систематизировать. В этом случае поможет планирование — например, сегодня сын или дочь час будут изучать математику, а после перерыва — английский язык. Необязательно садиться за книгу в 9 утра — пусть дети работают так, как им удобно.
«На самом деле, программу всей украинской школы можно пройти за 7 лет, она очень растянута. Поэтому не стоит беспокоиться, что во время карантина ребенку не хватит времени — его достаточно, просто надо правильно все распланировать», — объясняет Анна.
Министерство и общественные организации: как они сотрудничают
Владимир Бахрушин, специалист по образовательной политике и советник министра образования и науки, говорит, что дистанционное обучение начали внедрять в Украине еще двадцать лет назад. Есть Положение о дистанционном обучении, но со времени его принятия в 2013 году система значительно изменилась. Документ создавали для регуляции дистанционного образования как индивидуального подхода, а не формы обучения во всех заведениях.
«В Положении существует норма о том, что школы должны собрать педагогический совет для принятия дистанционного формата работы, некоторые вопросы надо согласовывать с родителями, — приводит Владимир пример недоработок. — В наших условиях это невозможно и опасно делать. Но поскольку ситуация внеплановая, думаю, эти нормы можно обходить через приказы Министерства образования».
Также Владимир отмечает, что некоторые пункты прописывали как компромисс между школами и университетами, и в результате предложенные в Положении методы не подходят никому. Кроме того, при разработке Положения не учитывали существование платформ альтернативного образования — например, EdEra или Prometheus. Тем более, как утверждает Владимир, никто не думал, что придется использовать дистанционное обучение в экстремальных ситуациях.
И в школах, и в университетах возникают трудности с переходом на дистанционное образование. Владимир отмечает, что не у всех университетов есть платформа для дистанционного образования Moodle, а в школах онлайн-образование было частью нечастых инициатив отдельных учителей и учительниц. Но трудности с ЕГЭ, успокаивает эксперт, не возникнет — все будут в одинаковых условиях. Возможно, для некоторых предметов изменят пороговый балл, но пока это на этапе обсуждения в министерстве.
Пока же Владимир советует пользоваться курсами от EdEra или Prometheus. При этом Министерство образования будет транслировать телеуроки на канале «Рада» и собственном YouTube-канале — приоритетными будут предметы, по которым будут сдавать ВНО: биология, украинский язык и литература, история Украины.
Курсы, которые использует министерство, создала платформа Prometheus специально для подготовки к ВНО еще до начала карантина.
Иван Примаченко, соучредитель Prometheus, говорит, что дистанционное образование может быть таким же качественным, как и классическое — все зависит от материалов. Сейчас же украинские учителя и учительницы оказались в ситуации, когда вынуждены сразу, без опыта и подготовки, внедрять новую для себя методику. Поэтому команда согласилась на предложение Министерства образования предоставить собственные курсы для телеканала «Рада».
«Мы надеемся, карантин быстро закончится, но пока нет вакцины против коронавируса, он может возвращаться. Возможно, в последующие два года ситуация с длительными карантинами повторится, и надо быть готовыми учиться по такой схеме», — считает Иван.
С момента объявления карантина в Украине количество регистраций на курсы Prometheus выросло на 30%, на курсы подготовки к ВНО — еще больше. Это нетипичная ситуация для карантина — обычно ученики воспринимают его как дополнительные каникулы.
15% зарегистрированных на Prometheus завершают обучение. При этом средний мировой показатель — 7%.
«Мы включаем в курс много интерактивных задач, делаем короткие видео с понятными пояснениями. Но финальная ответственность за мотивацию — на слушателях. Обучение — это сложно, это не может быть всегда развлечением, но учиться нужно. Так же и взрослым — из-за пандемии коронавируса экономическая ситуация в мире ухудшается, и это повод поучиться чему-то новому», — отмечает Иван.
На Prometheus также сделали курс о том, как создавать массовые онлайн-курсы.
Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske на платформе Спільнокошт. Любая помощь имеет большое значение.
Университеты: теория и слаженность
Алина Рудченко преподает на кафедре журналистики Донецкого национального университета им. Василия Стуса. Этот университет был перемещен из неподконтрольного Украине Донецка, и некоторое время в 2014 году обучение было только дистанционным. Чтобы работать в подобных условиях, ДонНУ использует платформу Moodle.
На кафедре используют Google Classroom, во время привычного учебного процесса студенты изучают цифровые технологии дистанционно. Преподаватели разработали новый план на каждый день, отчитываются перед администрацией, а после завершения карантина все должны провести модульные контрольные работы.
Алина считает, что главная проблема обучения на карантине — несерьезное отношение к онлайн-обучению и неумение использовать инструменты. И карантин не означает, что изменится система оценивания или количество заданий. Хотя последние можно несколько подкорректировать.
«Для студентов кафедры журналистики мы готовим задания — они делают инфографику о распространении коронавируса, анализируют фейки о болезни в Украине, составляют списки официальных источников и ньюсмейкеров», — рассказывает Алина о том, как она пытается использовать ситуацию.
Виктория Кравченко преподает анатомию человека в Институте биологии и медицины КНУ им. Тараса Шевченко. Часть ее дисциплины — теоретическая, часть — практические работы.
Три года назад корпус института биологии уже закрывали из-за проблем с отоплением. Поэтому опыт дистанционной работы преподаватель имеет еще с того времени.
«Еще до карантина мы со студентами создали группу в Telegram. Туда я отправляла задания и ссылки на интересные материалы», — рассказывает Виктория.
Месяц назад она начала использовать бот-голосования для тестов. Теперь это основная форма оценивания: преподаватель отправляет группе материалы для подготовки, назначает время тестирования и устанавливает ограниченное время ответа. Также для дистанционного обучения Виктория использует Google Classroom. У студентов есть собственные страницы, куда они добавляют выполненные задания — например, копии анатомических рисунков.
«Лекции и семинары провести несложно, самая большая проблема — практические занятия», — рассказывает Виктория. Чтобы помочь ситуации, она посылает студентам видеозаписи биологических экспериментов: например, исследования поведения крыс — именно эту тему они должны были проходить. Но дистанционно научиться делать швы или препарировать животных невозможно.
Виктория надеется: если карантин действительно продлится три недели, она просто изменит планы занятий, и все практические работы студенты и студентки сделают после возвращения в университет. Если же дистанционное обучение затянется, придется искать другой выход. Никаких директив от руководства университета не было — преподаватели действуют по своему усмотрению. Поэтому централизованную систему Moodle в университете, где учится 25 тысяч студентов и студенток, для дистанционного обучения не используют.
А вот в Украинском католическом университете во Львове на дистанционное обучение перешли без проблем — собственная система CMS работает уже четвертый год. Все студентки и студентки имеют собственные страницы в системе, где работают с учебными курсами — раньше это были только определенные дисциплины, но сейчас туда переместился весь учебный процесс.
Алина Синицкая, которая руководит Центром учебных и инновационных технологий УКУ, рассказывает, что к CMS подключена каждая учебная программа. В Центре есть направления работы со студентами и студентками, с постоянным преподавательским составом и приглашенными лекторами и лекторками. «Наша стратегия: главная точка доступа к обучению — CMS», — объясняет Алина.
Подготовка к карантину в УКУ началась еще до его внедрения. Первым шагом стало информирование студентов и студенток о том, как обезопасить себя. В университете создали рабочую группу, формирующую удаленный учебный процесс, и провели внеплановые тренинги для преподавателей и преподавательниц.
Центр продолжает консультации преподавателей о дистанционном обучении и советует искать удобные инструменты и платформы в собственном блоге.
Автор: Оксана Расулова