«Народу не нужна именно Тихановская, ему необходима свобода и перемены». Что будет дальше в Беларуси

Беларусь протестует после выборов президента — в ночь с 10 на 11 августа акции прошли в Минске, Гродно, Лиде, Витебске, Бресте, Могилеве и других городах. Наиболее жестоко силовики вели себя в столице и Бресте — использовали против демонстрантов резиновые пули, слезоточивый газ и свето—шумовые гранаты.

В штабе Светланы Тихановской, главной оппонентки Лукашенко, уверяют: белорусы готовы выходить на улицы, потому что не хотят больше терпеть нынешнего президента. Однако как долго протестные настроения будут охватывать страну и не воспользуется ли Россия этими событиями? Мы поговорили с белорусскими экспертами и очевидцами протестов о будущем Беларуси после протестов.

«Никто не верит в эти 80%»

10 августа в Минске возле станции метро Спортивная митингующие вырывали остановки общественного транспорта. Из них они строили баррикады. Около 5 тысяч человек перекрыли улицы в центре. ОМОНовцы открывали в них огонь, однако разогнать их все же не удалось. Такие протестные настроения, по мнению журналиста «Радыё Свабода» Валерия Калиновского, в Беларуси продолжатся.

«Никто не верит в эти 80% поддержки Александра Лукашенко. Эти выборы, как и предыдущие, не были свободными. Лукашенко продолжает удерживать власть такими манипулятивными и силовыми методами. Это [протесты] показывает то, что этой бесконечной власти Лукашенко должен быть конец», — говорит он.

По словам белорусского журналиста и политического обозревателя Артема Шрайбмана, у Беларуси нет опыта длительного противостояния, а силовики в стране работают безотказно. Журналистка Ганка Валынец также отмечает, что после прошедших выборов протесты были короткими, однако на этот раз акции проходят не только в Минске, но и в других городах, что не типично для Беларуси.

«Тихановская как способ добиться новых честных выборов»

На этих выборах люди, которые были против Лукашенко, голосовали за Светлану Тихановскую, несмотря на то, что она не имеет политического опыта. Мать двоих детей, переводчица с английского языка и жена блогера Сергея Тихановского стала, как она говорит, символом перемен.

«Люди собрали подписи в ее поддержку ради ее программы — она хочет получить президентскую власть, чтобы через полгода провести еще одни, но уже свободные выборы. Люди видят в ней не то, что она лучший или худший политик. Она как способ добиться новых честных выборов», — говорит Валерий Калиновский.

Основатель белорусской патриотической организации «Белый Легион» Сергей Бульба считает, что Тихановская — случайный человек, а ее штаб и команда не имеют необходимого опыта

«Народу не нужна именно Светлана Тихановская, ему необходима свобода и перемены... Часть людей относятся к ней скептически, потому что подозревают, что там может быть российский след», — объясняет Бульба. Речь идет о задержании российского политтехнолога, работавшего на увеличение поддержки Сергея Тихановского, мужа Светланы. Кроме того, блогер вел бизнес в России, из-за чего критики Тихановской говорили о ее возможной связи с РФ.

Риск нападения России

«Ни Лукашенко, ни его оппоненты не выступают за разрыв связей с Россией. Москву устраивает нынешняя ситуация — ослабленный Лукашенко, который ухудшает отношения с Западом», — говорит Артем Шрайбман.

Однако Валерий Калиновский считает, что такой риск есть: «Всегда соседи России находятся под такой угрозой. И Беларусь тоже. Она может быть одной из первых. На этих выборах желание у России одно — ослабить Александра Лукашенко, активно им руководить, чтобы он был сговорчивее в процессе так называемой интеграции, в дальнейшем сближении Беларуси и России».

По словам Сергея Бульбы, для нападения у РФ нет возможностей. Кроме этого, Россия боится санкций, поскольку сейчас ее экономика не в лучшем состоянии.

О промосковских взглядах Тихановской

Валерий Калиновский считает, что на этих выборах речь идет не о геополитическом выборе Беларуси, а о том, как преодолеть 26-летнюю авторитарную власть Лукашенко. Что касается команды Тихановской, то, по мнению журналиста, люди, которые работают с ней, могут иметь разные политические взгляды.

«Это случайный человек, который не имеет своих внутренних убеждений. Поэтому от митинга к митингу, они были то за Союз, то за единую валюту. Потом резко все изменилось. Их политтехнологи просчитали, что белорусам сейчас не нужна никакая Россия, и они резко изменили настроения, сразу стали за независимость», — говорит Сергей Бульба.