«Нас много, пусть готовятся». Как действует движение сопротивления «Желтая лента» на временно оккупированных территориях

«Крым — пора возвращаться», «российский паспорт лишает будущего», «До победы осталось еще несколько хлопков» — такие проукраинские граффити, листовки и плакаты все чаще появляются во временно оккупированных городах Украины и на полуострове Крым. С начала широкомасштабного вторжения украинцы пытаются любыми способами показать оккупантам, что им здесь не рады: устраивают митинги, идут в партизаны, сдают позиции россиян и создают движения сопротивления. Гражданское движение «Желтая лента» — одно из них.

О деятельности движения, преследованиях, митингах и работе на оккупированных территориях рассказывает один из основателей движения. Из соображений безопасности оставляем рассказ анонимным.

Лента сопротивления в Мелитополетелеграм «Желтой ленты»

От Волчанска до Херсона

Наша деятельность началась после того, как 27 апреля мы провели митинг в Херсоне. На него пришло около 500 человек, но их потом разогнали россияне. Одна женщина даже погибла из-за зверского поведения росгвардейцев. Тогда акцию достаточно активно освещали СМИ, а тег «Херсон» вошел в твиттере в топ-5 тегов. Мы сорвали планы россиян по организации референдума о создании «ХНР» («Херсонской народной республики»).

Следующие митинги провели в Новой Каховке, Бердянске, Мелитополе и Херсоне 9 мая. Эти митинги тоже быстро разгоняли российские военные. Одного нашего активиста закрыли в подвале, ФСБшники потом посоветовали ему уехать из Херсона. Благо, тогда никто не пострадал.

Третий митинг проводился в Крыму. Это был тайный митинг на 400 человек. 19 мая мы собрались в Симферополе. Было очень трудно собраться таким количеством людей. Мы поделились на группы, некоторые собирались в подвале, некоторые — в ТЦ, коворкингах, кафе. Мы раздали активистам планы действий, проговорили с ними, установили контакты. Это был наш первый такой митинг-собрание в Крыму.

Мы работали и продолжаем работать на всех временно оккупированных территориях Украины — от Волчанска до Херсона, включая Крым.

Херсонцы во время митинга против российской оккупации на площади Свободы, 5 марта 2022 годаAP Photo / Olexandr Chornyi

«У активиста 5-7 секунд, чтобы наклеить листовку, быстро сфоткать и убежать»

Между собой мы общаемся и планируем следующие мероприятия в платных vpn-мессенджерах. В каждом городе свой координатор, который организует активистов и раздает задачи.

Обычно мы приходим на место, где планируем расклеивать листовки или рисовать граффити. Смотрим, нет ли кого, где можно переодеться, нет ли патрулей. У активиста 5-7 секунд, чтобы наклеить листовку, быстро сфоткать и убежать. Мы просим наших активистов, чтобы в каком-то конкретном месте были листовки, а они уже по возможности их расклеивают с учетом моментов безопасности.

Листовки мы считаем одним из самых эффективных методов донесения информации до людей, поэтому часто используем именно их. И планируем еще больше их распространять. Кроме того, обычно на граффити уходит больше времени, а это значит, что активист должен дольше находиться на одном месте.

«Нас в Крыму около тысячи»

Сейчас мы едва ли не единственное движение, которое активно и регулярно работает там. Активность на полуострове достаточно велика: Керчь, Алушта, Симферополь, Ялта, Феодосия, Евпатория, Судак, Партенит — во всех этих городах есть люди, которые присоединились к нашему движению. Но в Крыму тяжелее всего работать именно из-за ситуации с безопасностью и постоянные преследования активистов в течение этих лет. Однако, несмотря на это, мы нашли поддержку среди населения. У нас есть многочисленные активисты, которые рисуют граффити, расклеивают листовки и плакаты. Люди продолжают присоединяться к нашему движению.

оккупанты открыли на нас охоту в Керчи. Советник так называемого главы Крыма Сергея Аксенова злился, что кто-то расклеивает листовки в Керчи. Они сейчас угрожают нам, что найдут и посадят в тюрьму. Впрочем, пока ни один наш активист не задержан. Мы продолжаем работать, и нас становится только больше.

Только в Крыму около тысячи человек, принадлежащих к движению «Желтая лента». Если таким образом можно передать сообщение спецслужбам россии, то я скажу: «Нас очень много, пусть готовятся».

«россияне понимают: счет их пребывания в Крыму пошел на месяцы»

Людей окрыляет факт украинского контрнаступления на Харьковщине, Донбассе и на юге Украины. Это дает людям веру, что Крым вернется в Украину. Это влияет и на самих россиян. Они понимают, что их счет на полуострове пошел на месяцы. россияне продают квартиры, коллаборанты уже расписывают пути побега, перевозку своих семей из Крыма, переводят деньги в российские и турецкие банки. Все эти сигналы свидетельствуют о том, что отсчет пошел на месяцы. Мы верим, что в Крыму все только начинается.

«Передаем информацию СБУ и полиции»

Оккупантов пытаемся давить информационно. Показываем врагу, что ему здесь не рады. Что касается более радикального, вооруженного сопротивления — это больше к силовым органам Украины. Мы сотрудничаем с ними как ответственные граждане — передаем информацию СБУ, полиции о коллаборантах и их деятельности. Мы видим, что большинство людей на временно оккупированных территориях поддерживают Украину.