«Нас все время травмировала тема отношения местного населения к украинским военным»
Наталья Ворожбит, драматург
В городе Попасная Луганской области прошёл первый спектакль из серии «Дети и военные». Постановка называется «На всю громкость». Актерами в этой пьесе стали ученики школы, которая в 2014-15 годах сильно пострадала от обстрелов, и бойцы батальона им. Кульчицкого, которые базируются в городе.
О спектакле в студии «Громадского на русском» рассказала драматург, один из авторов проекта «Дети и военные» Наталья Ворожбит.
Действительно ли там каждый день слышны обстрелы?
Каждую ночь точно было слышно, что что-то где-то стреляет. А днём иногда ты сидишь с детьми разговариваешь, а там тоже слышно, что что-то взрывается, что-то стреляет, но никто из детей не реагирует, считается, что это нормально, потому что это не в Попасной стреляют, а где-то там, в 5 километрах. И выглядят люди спокойными. Пару недель назад также в сторону Попасной что-то летело. То есть мы были в ситуации, когда нам повезло, и к нам не летело ничего. Дети ходили спокойно в школу, и не было никакой паники.
А какие-то меры предосторожности там принимают? Может быть, в школах есть рекомендации, уроки по безопасности?
Например, была дискотека в местном ДК в прошлую субботу. Пришли дети, и тут начались обстрелы. Дискотеку хотели закрыть, и дети взбунтовались: «Мы хотим дискотеку». Мол, какая разница, мы хотим танцевать. И тогда в ДК посовещались и решили, что всё равно в здании есть бомбоубежище: пусть лучше они потанцуют, а потом, в случае чего, тут же спрячутся, чем сейчас расползутся по городу и будут непонятно где, и действительно начнутся обстрелы. Эту реальность, если в ней не находишься, очень трудно представить… Она абсурдная. Многое объясняет одна реплика девочки, которая рассказывала о звуках, которые ассоциируются со счастьем. Она говорила, что надолго уезжала из Попасной, а потом она вернулась, приехали родственники, её послали в магазин, и вдруг она услышала обстрелы. И ей стало так хорошо, она подумала: «Ну вот, я дома».
Как вообще возникла идея проекта «Дети и военные»?
Ровно год назад мы Славянске делали проект «Где Восток?». Нас всё время травмировала тема отношения местного населения к украинской армии. Конкретно в Николаевке оно было просто враждебным на тот момент. Мы слышали от детей негативные отзывы, нам хотелось установить какой-то контакт. Мы познакомились с одним офицером, тут же притащили его к детям, они устроили ему чуть ли не допрос, но в итоге это переросло в дружбу. Контакт возник, и мы сделали что-то похожее на тот формат «Дети и военные». Мы пригласили военных на спектакль, они как бы не участвовали в нём, но о них говорили дети. Мы почувствовали, что это важно. Поэтому решили сделать серию проектов, которые целенаправленно занимаются построением диалога между военными и подростками в школах. Здесь у нас и школьники, и военные вместе на сцене говорят на одни и те же темы: и про первую любовь, и про войну, и про всё совершенно на равных. И дружат.
А что это за спектакль? Кто его составлял, кто писал текст?
Его никто не писал, мы же работаем с тем, что есть. Вот пришли к нам 18 детей, которые хотели участвовать. Мы каждого вывели на сцену, каждый имеет свою историю. Мы в течение четырех дней просто очень плотно, с утра до ночи, общались со всеми. И четверо военных у нас было. Мы просто разбились на группы и из каждого вытаскивали какие-то истории. У нас была объединяющая тема: звуки. Звуки счастья, звуки несчастья – у кого что. Но понятно, что возникали самые разные темы. И потом, на основе того, что было, мы выбрали самые ключевые и интересные истории. Я как драматург всё это сплела в некий условный сценарий: кто за кем что говорит. Придумали режиссерские решения. Ну что можно сделать за шесть дней? Это экспресс, и это очень трудно.
Но зато это очень концентрированное взаимодействие.
Да, с утра до ночи. Потом расстаёшься с этими людьми, и кажется, что прожил с ними полжизни. Такой вот спектакль получился.
Какие истории рассказывали военные, и как они в это всё погружались?
Они пришли очень напряженные. Это были военные с одного блокпоста, живут в землянках по полгода-году, не были дома очень давно.
А тут их на сцену.
А тут их на сцену, да! «Что это за психоделика?», - как-то один из них сказал. А дети и плачут, рассказывая свои истории, и смеются. Но в конце, конечно же, все были счастливы, что приняли в этом участие. Мы уезжали, когда нам звонили военные и говорили: “Ребята к нам уже приходили, и мы завтра к ним пойдём”. То есть было ощущение, что мы выполнили свою задачу. А какие истории у них были? Разные. Серьезные: например, командир блокпоста рассказывал, что он 10 лет занимался захоронениями воинов УПА на Западной Украине. Он находил останки и хоронил их торжественно и красиво. А была история о том, что ему нравятся блондинки, а его всю жизнь любили брюнетки. И это находило отклик: мальчишки говорили, что у них тоже такая история. Эти военные —все добровольцы, то есть не военные изначально люди. Один из них, Олег, рассказывал, что был прорабом на строительстве и для него самые лучшие звуки — это звуки стройки. Кто-то рассказывал, как на Майдане познакомился со своей девушкой.
Что будет дальше с этим спектаклем? Они его еще где-то покажут?
Без нас это маловероятно. Все-таки 22 человека на сцене – сложно это организовать. Пока это разовая история. Другое дело, мы думали, что будет три спектакля в разных городах с разными людьми. Мы сможем потом придумать сборную солянку, один спектакль, который мы бы привезли в Киев. Очень хочется здесь это показать. Потому что там один эффект, здесь совершенно другой. Там люди, которым мы это рассказываем, вспоминают всё, что с ними было, а тут надо всё-таки вообще рассказывать. Я считаю, что такие проекты должны на государственном уровне делаться во всех этих городах. Должен быть выделен огромный бюджет, это дико важная история.
А пока это какой бюджет?
Мы получили канадский грант, которого нам хватит впритык на три поездки. И всё, больше у нас не будет денег, поэтому вряд ли мы сможем продолжать. Только если мы найдём ещё. Это не так легко всё. Это и стресс, и дискомфорт психологический и бытовой. Но когда ты заканчиваешь, ты понимаешь, что это очень важно.
Ведущая: Ксения Туркова