«Население Казахстана пытаются запугать «Майданом»

Массовые митинги против изменений в Земельный кодекс в Казахстане

С конца апреля во всех крупных городах Казахстана проходят массовые митинги против изменений в Земельный кодекс. Протестующие требуют отменить закон, который позволяет иностранцам арендовать землю сроком до 25 лет. 21 мая власти Казахстана попытались пресечь очередные акции протеста, которые планировались во многих городах. По официальным данным, были задержаны около 40 активистов. Власти страны жестко реагируют на акции протеста, отменяют запросы на проведении демонстраций. В день проведения митингов фиксировались сбои в работе социальных сетей и месенджера Whatsapp. По оценкам наблюдателей, в разных городах в митингах приняли участие от 1000 до 2000 человек, что невероятно много для страны, где преследуют за публичную критику государственной власти. В 2011 году в Казахстане проходили схожие по масштабам акции протеста, правда тогда они ограничились одним городом страны - Жанаозеном. Тогда конец уличным акциям положила полиция, открыв огонь по протестующим. По официальным данным, погибло14 человек.

Ситуацию комментирует казахстанский политолог, кандидат политических наук Досым Сатпаев. По его мнению, речь идет не только о проблемах, связанных с землей — большой клубок других социальных проблем, которые давно накопились среди населения. За последние годы экономически ситуация ухудшилась, в стране было проведено две девальвации национальной валюты: «Естественно, протесты росли, - говорит Сатпаев. — И вот так бывает, что в нашей республике иногда вот взрывы происходят неожиданно. Первые митинги прошли в конце апреля текущего года, и я лично считаю, что в основе этих митингов лежал не только вопрос о земле, но все-таки большое количество других социальных проблем, которые эффективно в Казахстане не решаются»

С другой стороны, Досым Сатпаев подчеркивает, что это были не политические акции, а акции гражданского неповиновения: «Я думаю, что гражданская власть совершает определенную ошибку, закручивая гайки по отношению к тем, кто инициировал эти митинги. Естественно это вызывает еще больше недоверия и определенный протестный надстрой в обществе». Но по мнению Досыма, эта ситуация вряд ли выльется в серьезный политический протест: «Основных лидеров активистов сейчас очень сильно прессуют – вплоть до уголовного преследования. То, что произошло 21 мая, на самом деле не было организованным таким действием. Там не было конкретного лидера, не было каких-то позиционных сил. В целом, в Казахстане закончился список старой оппозиции, ее практически нейтрализовали, а новая еще не появилась. Протестное настроение без контроля существует, нет организующей силы. И пока каких-то конкретных планов, четких действий ни у кого нет. Спонтанные и локальные взрывы конечно могут произойти, но пока ничего не наблюдается. В целом гражданское общество Казахстана очень сильно разделено по многим вопросам — по событиям в Украине, в Турции. И по вопросам земельного законодательства произошел аналогичный раскол»

Причина этого – сильное влияние российских средств массовой информации: «Эта пропагандистская машина работает очень активно, поэтому многие увидели в этих акциях протеста некую попытку, скажем так, совершить аналог «Майдана». Этот термин стали часто использовать и некоторые официальные идеологи, и некоторые СМИ. То есть они пытаются запугать население, что вот-вот здесь намечается революция, которая приведет к хаосу. Поэтому определенная часть населения отнеслась к протестам с осторожностью. Но другая часть населения считает, что других способов заявить о себе нет. Поэтому гражданское общество сильно расколото по этому вопросу. И я думаю, что при нынешней власти, при нынешнем президенте маловероятны серьезные какие-то политические катаклизмы. А вот с его уходом, во время транзита власти, я думаю, все эти протестные настроения вырвутся наружу»

Власти Казахстана пытаются напугать народ хаосом в стране начиная еще с 2005-го года, когда в Киргизстане произошла насильственная смена власти: «Тогда усилили контроль над независимыми организациями, политическими партиями. Этот страх внедряется в сознание людей на официальном уровне — что сейчас, может быть, не очень хорошо, но, по крайней мере, стабильно. Мы не хотим, чтобы повторилось как в арабских странах и так далее».

«Громадское на русском» 24 мая 2016 года
Ведущие: Ксения Туркова, Юрий Мацарский