«Наш пример может укрепить репутацию Украины в глазах инвесторов» - соучредитель стартапа Grammarly
Стартап Grammarly привлек рекордные для Украины $110 млн инвестиций. Соучредитель сервиса Дмитрий Лидер рассказал Громадскому, как это повлияет на другие украинские стартапы, почему ресурс стоит популяризировать в университетах и поделился, во что авторы вложат полученные миллионы.
Стартап Grammarly привлек рекордные для Украины $110 млн инвестиций. Соучредитель сервиса Дмитрий Лидер рассказал Громадскому, как это повлияет на другие украинские стартапы, почему ресурс стоит популяризировать в университетах и поделился, во что авторы вложат полученные миллионы.
Дмитрий, расскажите, что такое Grammarly? Можно ли считать, что это некий Google Translate «здорового человека»?
Grammarly - это продукт с использованием технологии искусственного интеллекта, который помогает людям во всем мире общаться грамотно, понятно и эффективно. Три основных фокуса нашего продукта - это базовая чистота языка, то есть исправления орфографии и грамматики, четкость изложения, - делаем текст более понятным, и эффективность - достигаем целей коммуникации.
Наше большое видение и цель помогать людям высказываться так, чтобы их понимали как задумывалось, без искажений. На английском наша цель звучит как «Improving lives by improving communication" (Улучшаем жизнь, совершенствуя коммуникацию). Мы хотим улучшить качество коммуникации в мире.
Соучредитель украинского стартапа Grammarly Дмитрий Лидер Фото: Богдан Мартовский / Громадское
Как и кто работал над идеей создания Grammarly?
Идея зародилась у нас с соучредителями - киевлянами Алексеем Шевченко и Максом Литвиным во время работы над нашим предыдущим продуктом в 2008 году. Grammarly - это уже второй продукт, который мы делаем вместе.
До этого была система предупреждения плагиата в студенческих работах. Мы исследовали почему люди прибегают к плагиату, и повторяемой темой было то, что писать что-то хорошее - очень сложно, даже если ты хорошо разбираешься в предмете. Многим людям, даже с неплохими навыками написания текстов и хорошим пониманием темы, часто не хватает уверенности или времени для того, чтобы написать хорошо самостоятельно. Мы решили, что технологии могут и должны в этом помочь и решили работать над решением фундаментального вызова.
Насколько большаяваша команда? Сколько в ней лингвистов и сколько всего ячеек?
Сейчас у нас международная команда из почти 150 человек в трех офисах: Киеве, Сан-Франциско и Нью-Йорке. В Киеве - самый крупный офис, около 100 человек. Мы постоянно растем.
Вы работаете только с английским языком?
Техническая сложность проблемы - помогать людям найти общий язык - настолько велика, что важно сфокусироваться на чем-то одном, на одном языке. Поэтому сейчас мы работаем с английским как с языком глобального общения и хотим усовершенствовать нашу технологию для этого языка перед тем, как думать о других.
Как вам, людям, которые родились и выросли в украиноязычной и русскоязычной среде, удалось создать англоязычное приложение такого уровня?
Сегодня Grammarly является глобальной компанией с прочными украинскими корнями, - соучредители является украинцами и первая версия продукта была создана здесь. Большая часть исследовательской команды находится здесь, в Киеве. И она также работает над созданием технологий, которые лежат в ядре Grammarly. Это технологии искусственного интеллекта, в частности такие дисциплины как машины, обучение и обработка естественного языка. И в Украине многие интересуются и овладевают этими дисциплинами, поэтому мы стараемся развивать и поддерживать это сообщество.
Наша команда активно делится опытом, выступает на конференциях, организовывает семинары, публикует статьи. И для того, чтобы было чем делиться, мы постоянно учимся и привлекаем в качестве менторов к профессиональному развитию команды - лучших мировых специалистов. Например, инженеров, которые помогали масштабировать Твиттер создавать программное обеспечение для самоуправляемых авто в Uber. Наш директор по исследованиям Джоэл Тетро, который работает в Нью-Йорке, является одним из самых известных исследователей в нашей отрасли. К нам он пришел из Yahoo, где занимался проблемой негативных комментариев в онлайн-медиа, языком вражды и тому подобное.
Соучредитель украинского стартапа Grammarly Дмитрий Лидер Фото: Богдан Мартовский / Громадское
Сейчас у вас много ресурсов, чтобы расширять компанию. Кто инвестировал в Grammarly?
Недавно мы привлекли первый в истории компании раунд инвестиций $110 млн от группы американских инвесторов в составе General Catalyst, IVP, Spark Capital и нескольких других. Именно эту группу мы выбрали, потому что у них есть большой опыт развития высокотехнологичных компаний и для массовой аудитории, подобныхGrammarly. Поскольку мы привлекали эти инвестиции в период быстрого роста, уже будучи прибыльными, мы могли выбирать инвесторов.
Во что собираетесь вложить такую большую сумму?
Этот раунд финансирования позволит нам ускориться в нашем развитии. Это значит, что мы продолжим делать то, что мы делаем, но больше и быстрее. Это развитие команды, создание мощных технологий и поддержка аудитории пользователей, которая постоянно растет. Расширение коснется команд во всех офисах.
Для киевской команды и для Украины в целом это значит, что киевский центр Grammarly будет развиваться как место, где талантливые люди смогут получать опыт мирового уровня и участвовать в решении одной из глобальных проблем.И мы верим, что этот опыт будет подпитывать еще много проектов в будущем, включая проектыв Украине.
Также, наш успех может быть примером и вдохновением для других инноваторов-предпринимателей в Украине, и возможно также укрепитрепутацию Украины в глазах иностранных инвесторов, так как он свидетельствует о наличии здесь технической и управленческой экспертизы.
Кто сегодня является аудиторией Grammarly?
Grammarly - продукт для широкой аудитории и после запуска бесплатной версии в 2015 году количество людей, которые активно пользуются ресурсом, выросла почти до 7 млн в день.
Возможно ли использование такого ресурса в школьном и высшем образовании? Насколько это рационально сейчас и реально, учитывая состояние образования?
Сервис очень полезен в обучении для тех, кто осваивает английский язык и для тех, кто изучает дисциплины на английском. У нас очень много академических клиентов среди школ и университетов и люди, которые используют Grammarly во время обучения, часто после завершения вузов остаются с нами и продолжают использовать Grammarly уже в профессиональной деятельности или личной жизни.
Мы бы хотели видеть больше клиентов среди украинских вузов, по крайней мере среди тех где есть англоязычные программы. Например, недавно таким клиентом стал Украинский Католический Университет во Львове, в котором преподаются дисциплины на английском. Мы очень рады его видеть среди наших клиентов и приглашаем другие университеты к сотрудничеству.
Соучредитель украинского стартапа Grammarly Дмитрий Лидер Фото: Богдан Мартовский / Громадское
Расскажите о результатах исследования Мичиганского университета об эффективности Grammarly.
Несколько университетов, такие как Central Michigan University и Australian University of Applied Psychology, которые являются нашими клиентами, делали исследования того, насколько использование Grammarly влияет на успеваемость студентов и становятся ли они лучшими коммуникаторами, или улучшают ли они навыки написания текстов. И оказалось, что да, - влияние использования Grammarly и на успеваемость студентов и на их навыки написания текстов. Студенты, которые пользовались сервисом в течение определенного периода времени, впоследствии грамотнее и эффективнее составляли тексты, даже без помощи ресурса.
Как присоединиться к вашей команде? По какому принципу вы отбираете людей?
Главные принципы по которым мы ищем людей в нашу команду - это этичность, честность, порядочность, гибкость, настойчивость, эмпатия и незаурядность. Эта база и ценности позволяют нам иметь производительную культуру. Это то, что, наконец, помогло нам создать продукт такого масштаба и технической сложности, как Grammarly.