«Наши возвращаются со щитом или на щите». Как «Груз 200» превратился в проект «На щите»
«Груз 200» или «автомобиль с двухсотыми» — так до сих пор называют машины, транспортирующие тела погибших военных. Но в августе ВСУ официально отказались использовать советскую формулировку «Груз 200» в отношении павших бойцов и заменили ее выражением «На щите». Откуда и почему пошла инициатива и что она означает — в материале hromadske.
«Украинские военные – не статистика»
В конце июня волонтерке Тате Кеплер пригнали новый рефрижератор, который она искала для военных ВСУ. Свежевыкрашенная белая машина с черными надписями «200» стояла во дворе волонтера.
«Мы с ребятами — Военный командир роты «София» ТОР Департамента патрульной полиции КиеваЛеней Остальцевым и нашим хирургом-парамедиком — смотрели вместе на эти надписи. Кто-то из них сказал: “Эти надписи "Груз 200" — какой-то совок, как так можно, когда же изменится?” И вдруг Леня говорит, что можно написать просто: “На щите”. Тут мимо нас проходила моя мама. Она художница, поэтому я дала ей задачу – поменять надписи на этом автомобиле», — рассказывает Тата.
Шрифт, говорит Тата, разрабатывали сутки именно для этой инициативы. Машину перекрасили и отправили на фронт. В Facebook Тата опубликовала фото рефрижератора с надписью «На щите», и ей стали писать люди с просьбой перекрасить машины и для них.
«Кто-то написал Главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий ЗалужныйЗалужному: “Смотрите, какая инициатива, надо что-то менять”. И он сказал, что действительно нужно менять это. Я участвую в выездах на фронт, и когда увидела первую машину с надписью “На щите”, почувствовала гордость. Украинские военные — не статистика, они борются за возможность нашей свободы, и мы должны с большим уважением относиться к погибшим героям. Наши ребята возвращаются со щитом или на щите», — говорит Тата.
Исторический контекст
Словосочетание «Со щитом или на щите» использовали еще в древней Спарте. Оно имеет метафорическое значение — призыв победить, добиться цели или с честью погибнуть. Провожая солдат в военную экспедицию, спартанские матери говорили: «Со щитом или на щите».
Если воин умирал во время боя, его возвращали домой на щите, выражая таким образом уважение. Человек, проявлявший малодушие в бою и бросавший щит, становился изгоем в обществе. Как следствие, Спарту не могли захватить враги, хотя у нее не было оборонительной стены.
В то же время фраза «Груз 200» активно использовалась еще со времен войны в Афганистане в советской, а впоследствии в российской армии. Есть несколько версий происхождения термина: приказ Министерства обороны СССР, который имел номер 200, или нормативный вес контейнера с телом военнослужащего, в среднем весил 200 кг. С войны в Афганистане тела советских военных («Груз 200») отправляли на самолете Ан-12, который жаргонно называли «Черным тюльпаном».
«Не хочется иметь ничего общего с рф»
После войны на востоке Украины этот термин стали использовать и в украинской армии. Его писали на автомобилях, доставлявших тела погибших бойцов.
Бывший волонтер Гуманитарный проект Управления гражданско-военного сотрудничества ВСУ, действующий с 2014 года. Его задача — поиск и эвакуация тел военных, погибших в зоне боевых действий на востоке Украины, в частности на оккупированной территории.«Эвакуации 200 (Черного тюльпана)», а ныне военнослужащий ВСУ Анатолий Гудыменко рассказывает, что сам ездил на восток Украины на машине с надписью «Груз 200».
«Тогда мы заезжали на оккупированную территорию за телами наших военных, и чтобы к нам было меньше вопросов, даже не писали на украинском “Вантаж 200”, а использовали русский. Сейчас не хочется иметь ничего общего с россией вообще, поэтому такие вещи надо менять», — говорит военный.
За последнее время к волонтеру Тате Кеплер обратились по меньшей мере с десяток человек с просьбой прислать ссылку на шрифт или помочь перекрасить машину: «Ведь мы всем отличаемся от тех россиян: отношением к жизни, уважением к смерти, и важно это подчеркивать. Само название “Груз 200” обесчеловечивает, а “На щите” — вызывает уважение».
В августе Генеральный штаб ВСУ сообщил, что гуманитарный проект Вооруженных сил Украины «Эвакуация 200» решили реформировать в проект «На щите».
«Наши павшие защитники — личности, гордость и честь государства, а не какой-то “Груз 200”, а каждая смерть защитника Украины — трагедия для всей страны», — заявили в штабе.