НАТО или Россия: кто будет контролировать Черное море?
НАТО или Россия: кто будет контролировать Черное море?
Макс Кошелев
Весной президент Румынии выступил с инициативой создать в Черном море международную военно-морскую группировку под эгидой НАТО. Украина сразу же поддержала эту идею. Россия, вполне ожидаемо, такими процессами недовольна. Вопрос возможного создания так называемой «Черноморской флотилии НАТО» будет среди других в повестке дня саммита Североатлантического альянса в Варшаве. И хотя появление такой эскадры — еще достаточно дискуссионный вопрос, эксперты убеждены — НАТО рано или поздно будет вынуждено создать в черноморском бассейне механизм сдерживания российской агрессии.
Корни инициативы Румынии обеспечить постоянное присутствие в Черном море боевых кораблей НАТО лежат в событиях февраля-марта 2014-го. Тогда именно благодаря силам своего Черноморского флота Россия в сжатые сроки перебросила в Крым около десяти тысяч военных, с техникой и снаряжением. И это сделало возможным аннексию полуострова. Могли ли противодействовать этому ВМС Украины - вопрос дискуссионный и речь сейчас не об этом. А скорее о том, что в результате оккупации полуострова, Украина фактически осталась без военно-морских сил. Потеряно было около 70% процентов плавсостава. Из боевых кораблей россиянам не достались только украинский флагман «Гетьман Сагайдачный», так как на момент аннексии был не в Крыму, средний десантный корабль «Кировоград» (переименован в «Юрий Олефиренко», десантный катер «Сватово» и артиллерийский катер «Скадовск». Позже россияне вернули ВМС Украины еще несколько единиц — старый рейдовый тральщик «Геническ», корвет «Винница» и ракетный катер «Прилуки». Есть еще вспомогательные корабли — размагничивания, танкеры, буксиры и тому подобное. Обещания вернуть все захваченные в Севастополе и на Донузлаве украинские корабли, потому что они якобы «старые и ржавые» — Россия не выполнила. Более того, большинство из них пытается включить в состав своего флота. Как, например, большой десантный корабль «Константин Ольшанский» и другие захваченные украинские корветы, морские тральщики и даже единственную подводную лодку ВМС Украины — «Запорожье». После весны 2014-го в Черном море осталось только два серьезных военно-морских игрока — Россия и Турция. Впрочем, Турция, которая имеет мощный флот, вынуждена держать его рассредоточенным не только вдоль всего своего черноморского побережья, но и в Средиземном море, учитывая ситуацию в Сирии. Не случайно президент Турции Эрдоган недавно признал, что Черное море превратилось в «русское озеро».
«Я могу сказать так, как хотел бы читатель, или так, как есть — Путин «выиграл» Черное море на сегодняшний день. Более того, Путин «выиграл» ситуацию в восточной части Средиземного моря, в районе Сирии. Более того, Путин выиграл ситуацию военно-морскую и тактическую на участке от Сирии в Норвегию, — говорит аналитик портала BlackSeaNews и эксперт «Майдана иностранных дел» Андрей Клименко. — Я не хочу никого пугать, но если бригада десантных кораблей ЧФ РФ, которая состоит сегодня из 7 больших десантных кораблей, так вот, эти семь БДК — это семь батальонно-тактических групп с техникой, которые могут быть высажены на всем побережье от Измаила до Скадовска.
Операцией по оккупации Крыма они показали, что в течение суток или двух способны перебросить дивизию. Когда Турция поймет, что произошло за последние два года в Черном море, — Черное море, по словам президента Эрдогана, действительно превратилось в «русское озеро» с точки зрения ВМС... то как бы Турция не стала первым инициатором изменения конвенции Монтре ради собственной безопасности».
Российский большой десантный корабль «Азов».Фото«15 минут»
Кстати, именно на конвенцию Монтре ссылается Россия, критикуя идею создания постоянной эскадры НАТО в Черном море. Ведь эта конвенция устанавливает для нечерноморских стран не только временной лимит в 21 день пребывания в Черном море, но и ограничивает суммарный тоннаж кораблей -— 30 тысяч тонн. Для черноморских стран таких ограничений нет, чем в последнее время и пользуется Россия, активно наращивая состав своего ЧФ.
Как заявил в апреле представитель России при НАТО Александр Грушко:
«Мы исходим из того, что не должно быть никаких попыток изменить этот режим таким образом, чтобы сделать более весомыми возможности для присутствия внерегиональных государств в Черном море. Именно в этом кроется фактор нестабильности для региона».
Принцип сдерживания — намордник НАТО для «русского медведя»
Самостоятельно ни Украина, ни Румыния, ни Болгария или Грузия в военно-морском плане практически ничего не могут противопоставить Черноморскому флоту РФ.
В течение 2014 — 2015 лет сдерживающим фактором стали корабли США или других стран НАТО, которые присутствовали в Черном море. Так, они заходили лишь на срок, чтобы не нарушать конвенцию Монтре, но их присутствие было постоянным.
Крейсера, фрегаты или эсминцы управляемого ракетного вооружения, к тому же еще и оборудованные системой Aegis охлаждали горячие головы российских адмиралов, — убеждены эксперты. Даже усиление группировки ЧФ РФ подводными лодками и кораблями с ракетами «Калибр» гарантированно не перекрывает боевых возможностей кораблей НАТО.
Эсминец США класса «Арли Берк».Фото US NAVY
«Один крейсер или один эсминец США — они по количеству ракет, которыми можно одновременно выстрелить в сторону противника, превышают вот эту новую ракетную эскадру из трех подводных лодок, двух малых кораблей и одного фрегата.
Поэтому заход в Черное море ракетного корабля — американского крейсера или эсминца типа Arleigh Burke (или испанца, француза, британца и т.д. — у них тоже мощные фрегаты, они интегрированы в системы Aegis, системы боевого управления) вызывает истерику. Если бы это не превышало по мощности залпа и совокупность радиоэлектронных возможностей существующих возможностей ЧФ РФ, — истерик бы не было. Они тогда наглели бы», — убежден Андрей Клименко.
Румыния едва ли не больше, чем Украина, обеспокоена российскими действиями в черноморском регионе. Поэтому Бухарест уже дал добро на установку у себя комплекса системы ПРО.
А теперь Румыния активно настаивает на создании Черноморской флотилии НАТО. Эту идею публично поддержал и президент Украины.
Вопрос черноморской эскадры должен быть на повестке дня саммита НАТО. И хотя оно еще далеко не решен, в частности есть опасения относительно позиции Болгарии, но по мнению экспертов портала «BlackSeaNews», у альянса нет выбора — ему придется делать что-то, чтобы сдерживать Россию в этом регионе.
Наиболее вероятным вариантом считается создание условной базы в румынской Констанце - речь идет о оперативном штабе, центрах связи и складах для пополнения вооружения и топлива и др. Это позволило бы существенно уменьшить логистические расходы, корабли НАТО могли бы тратить меньше времени на путь до и из Черного моря.
«В нынешней ситуации любое сотрудничество, тем более в том регионе, который находится в геополитическом плане в опасности, чрезвычайно важна. Безусловно, со стороны РФ это вызовет негативную реакцию, но для нас это правильный шаг. Кроме того, НАТО будет следить за тем, чтобы этот фланг развивался, поэтому для Украины это хороший шанс», — заявил в комментарии изданию «Слово и дело» военный эксперт Вячеслав Белоус.
И в случае гипотетической атаки российского ЧФ в сторону Украины, Румынии или Болгарии — просто само появление военного корабля Альянса на пути россиян, вероятнее всего, сведет их наступление нет.
Флотилия НАТО — не единственный вариант
Впрочем, у такого варианта остается главный минус — кораблям Альянса все равно придется проводить ротацию, ведь на них будет действовать ограничение срока пребывания по конвенции Монтре. Поэтому в более далекой перспективе аналитики считают целесообразными другие варианты защиты и сдерживания России.
Во-первых, это продолжение строительства или закупки новых корветов и катеров.
Первые шаги — артиллерийские катера «Бердянск» и «Аккерман» — уже есть, впрочем, они еще не закончили испытаний. И не смогут помешать большим кораблям.
Фото NATO
Во-вторых, в будущем не исключен другой вариант — восстановление и наращивание боеспособности ВМС черноморских стран за счет передачи, продажи или сдачи в лизинг кораблей из резервов стран-членов НАТО. Но пока этого не произошло, главной защитой для украинского Причерноморья остаются наземные силы береговой обороны - авиация, артиллерия и морская пехота.